Психическая адаптация дошкольников к детскому саду

курсовая работа

1.2 Особенности адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения

Согласно Р.А. Калининой, повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения с 1,5 до 3 лет, с одной стороны, и усиление образовательной нагрузки в дошкольном учреждении - с другой, делают проблему привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада особенно актуальной [17, с. 87].

«Можно с большой долей вероятности предполагать, что этот период не проходит бесследно даже при благоприятном его окончании, а оставляет след в нервно-психическом развитии ребенка», - отмечала Е.И. Морозова [8, с. 46]

Исследования К.Л. Печора показали, что 18,2 % детей готовы к посещению дошкольного учреждения, 6 % - не готовы, 75,8 % - условно готовы. В связи с этим процесс привыкания к дошкольному учреждению проходит не всегда благополучно и сопровождается болезными реакциями детей [1, с. 315]. Состояние аффекта в первое время после посещения детского сада выявляется у каждого второго мальчика и каждой третьей девочки.

Дошкольник, поступивший в детский сад, как правило, испытывает психо-эмоциональное напряжение, связанное с необходимостью перестройки психофизиологической деятельности организма и усвоения новых ролевых отношений (ребенок - воспитатель - сверстник как член детской группы).

Следует отметить, что принципиальные черты жизни в детском саду, которые детерминируют возникновение проблемы адаптации дошкольника, заключаются в следующем:

- более четкий и определенный ритм: занятия, временной график;

- разная специфика поведения в различные фазы данного ритма: регламентированная во время занятия, требующая внимания и сосредоточенности, и спонтанная на перерывах между занятиями;

- выраженные ролевые отношения с воспитателем;

- специфика отношений со сверстниками: отсутствие защиты родителей в конфликтных ситуациях [19, с. 65].

Таким образом, с поступлением ребенка младшего дошкольного возраста в детский сад в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, другой стиль общения. Все эти изменения, возникая одновременно, создают для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия, то есть к дезадаптации.

Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций ребенка в зависимости от его психофизиологических и личностных особенностей, характера семейных отношений и воспитание, условий пребывания в детском саду.

Рассмотрим особенности и механизм протекания адаптации младших дошкольников к условиям детского сада.

Адаптация как процесс в норме занимает у детей разного возраста разное количество времени: в яслях длится в среднем 7-10 дней, в среднем дошкольном возрасте - 2-3 недели, а в старшем дошкольном возрасте - месяц [19, с. 59].

Уже с первых дней жизни у ребенка в семье формируются привычки, привязанности, определенное поведение, в основе которого лежит динамический стереотип, то есть система определенных ответных реакций организма на последовательно действующие на него раздражители. К 2-3 годам стереотип поведения ребенка становится довольно устойчивым. При поступлении в дошкольное учреждение привычные условия жизни в семье (режим, характер питания, микроклимат помещения, приемы воспитания, характер обучения) меняются. Это требует от ребенка перестройки ранее сложившегося стереотипа поведения, что является очень трудной задачей и часто приводит к стрессу. Проявлением переживания стресса выступают нарушение аппетита, сна, эмоционального состояния, может иметь место повышение температуры тела, что приводит к снижению иммунитета, к ухудшению физического развития, потере веса, иногда к заболеванию [1, с. 315].

Ученые Р.В. Тонкова-Ямпольская и Т.Я. Черток выделяют следующие виды адаптации дошкольников к условиям детского сада. Легкая адаптация, при которой отрицательное эмоциональное состояние ребенка длится недолго. Она сопровождается тем, что ребенок плохо спит, теряет аппетит, неохотно играет с детьми. Но в течение первого месяца после поступления в детский сад по мере привыкания к новым условиям все нормализуется.

При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребенка нормализуется более медленно. На протяжении первого месяца после поступления он болеет, как правило, острыми респираторными инфекциями. Заболевание длится 7-10 дней и завершается без каких-либо осложнений.

Самой нежелательной является тяжелая адаптация, когда эмоциональное состояние дошкольника нормализуется очень медленно (иногда этот процесс длится несколько месяцев). В этот период ребенок либо переносит повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями, либо проявляет стойкие нарушения поведения (старается спрятаться, уйти куда-нибудь, сидит в приемной и зовет маму). Тяжелая адаптация отрицательно влияет как на состояние здоровья, так и на развитие детей.

Таким образом, при поступлении в дошкольное учреждение привычные условия жизни в семье меняются, что требует от ребенка перестройки ранее сложившегося стереотипа поведения. Адаптация как процесс в норме занимает у детей младшего дошкольного возраста в среднем 7-10 дней. Выделяют следующие виды адаптации дошкольников к условиям детского сада: легкая, адаптация средней тяжести и тяжелая адаптация.

Делись добром ;)