Психическая адаптация дошкольников к детскому саду

курсовая работа

1.4 Половая идентификация детей дошкольного возраста

Сложность протекания адаптации младших дошкольников может быть также обусловлена тем, что наряду с новыми условиями, к которым приходится приспосабливаться детям, возникает необходимость осознания себя как личности. В результате младший дошкольник оказывается включенным в переживание не только внешних, но и личностных изменений.

Важный компонент детского самосознания - половая идентификация, то есть осознание ребенком своей половой принадлежности, переживание себя как мальчика или девочки [4, с. 285].

Анализ психологической литературы показал, что разными психологами выделяется отличное число стадий половой идентификации.

Я.Л. Коломинскийи отмечает, что полоролевая идентичность делится большинством авторов на две составляющие:

1. половая идентичность - понимание принадлежности себя к определенному полу; единство сознания и поведения индивида, относящего себя к тому или иному полу.

2. собственно полоролевая идентичность - знание и усвоения ролей мужчины и женщины.

С. Томпсон выделяет в раннем развитии половой роли три этапа: ребенок узнает, что существует два пола; он включает себя в одну из этих категорий; на основе самоопределения он руководит своим поведением, выбирая и предпочитая новые формы поведения. Три этапа выделяют и другие авторы (R. Slaby, K. Frey, C. Stangor, D. Ruble), правда, их содержание расходится с этапами, выделенными С. Томпсоном: ребенок сначала усваивает половую идентичность, затем убеждается в необратимости пола во времени, и наконец у него возникает понимание того, что пол является константной характеристикой человека [25, с. 29]

Ш. Берн описывает четыре стадии установления половой идентичности: гендерную идентификацию (отнесение ребенком себя к тому или иному полу), гендерную константность (понимание, что гендер постоянен и изменить его нельзя), дифференциальное подражание (желание быть самым лучшим мальчиком или девочкой) и гендерную саморегуляцию (ребенок сам начинает контролировать свое поведение, используя санкции, которые он применяет к самому себе). До 2-3 лет большинство мальчиков пробуют надевать мамины туфли, играть с ее косметическими принадлежностями, красить ногти лаком. Однако когда завершается процесс гендерной идентификации и мальчики достигают гендерной константности, они начинают понимать, что все эти занятия предназначены для девочек [26, с. 125].

Но даже если в процессе игры дети выполняют одну и ту же роль, их поведение все же может отличаться в зависимости от того, с кем - с мальчиком или девочкой - они имеют дело. Показательно в этом плане одно из зарубежных исследований, описанное Г. Крайгом. Когда в экспериментальной обстановке четырехлетним детям предоставляли возможность поиграть в магазин, то, превратившись в продавцов, они предлагали мальчикам купить свирепых медведей, а девочкам - пушистых котят [27, с. 386].

С возрастом объем и содержание первичной половой идентичности ребенка меняются. Психологическое самоопределение половой принадлежности начинается со второго года жизни и закрепляется к третьему году. К этому сроку 75 % детей считают себя мальчиком или девочкой. С. Томпсон отмечает, что они могут делить других на мальчиков и девочек, мужчин и женщин, а также правильно ответить на вопрос: «Ты девочка или мальчик?» [24, с. 35].

К 3 годам ребенок ясно различает пол окружающих его людей, однако может не знать, в чем заключается различие между ними. Например, многие дети уверены в том, что, если надеть на мальчика платье, он становится девочкой. Они могут не понимать, что только мальчик может стать папой, а девочка - мамой, а также могут спросить у своего отца, кем тот был мальчиком или девочкой, когда был маленьким. Таким образом, трехлетний ребенок, хотя знает о своей половой принадлежности, но часто ассоциирует пол со случайными внешними признаками, вроде одежды и стрижки волос. Он допускает и возможность изменения пола.

К концу раннего возраста ребенок усваивает свою половую принадлежность, но еще не знает, каким содержанием должны быть наполнены слова «мальчик» и «девочка».

Рассмотрим факторы, влияющие на половую идентификацию младших дошкольников.

Во-первых, таким фактором выступает стиль родительского отношения. Родители в одинаковой степени взаимодействуют с сыновьями и дочерьми и одинаково тепло относятся и к тем и к другим, и поощряют как сыновей, так и дочерей стремиться к успеху и независимости. Однако когда дело касается гендерных родителей, они по-разному реагируют на сыновей и дочерей. Такие занятия, как игры с куклами, тщательное одевание и туалет или помощь взрослым, чаще поощряются у дочерей, чем у сыновей; игры-возня и игры с кубиками больше поощряются у сыновей, чем у дочерей. Родители также назначают сыновьям и дочерям различные домашние обязанности. Дочерям обычно назначаются стереотипные женские обязанности, тогда как сыновьям назначаются типично мужские обязанности.

Как показали Дж. Стокард и М. Джонсон, а также Л. Ленглуа и А. Даунс, родители иногда даже неосознанно поощряют типичное для пола поведение детей и негативно относятся к поведению, не соответствующему полу ребенка. При этом у отцов обычно те и другие реакции более выражены [27]. Отцы чаще матерей обращаются с сыновьями и дочерьми по-разному. Отцы чаще, чем матери, поощряют ребенка играть в игры, связанные с гендерными ролями. Матери чаще отзываются на индивидуальные потребности ребенка и основываются на своем знании о них, а отцы реагируют на основе гендерных стереотипов.

А.И. Захаровым установлено, что наиболее выраженная идентификация с родителем того или иного пола у мальчиков происходит в возрасте 5-7 лет, а у девочек - в возрасте 3-8 лет. Успешность идентификации зависит от компетентности и престижности родителя того или иного пола в представлении детей, а также от наличия в семье идентичного их полу прародительской семьи (дедушки для мальчиков и бабушки для девочек).

Идентификация с матерью у девочек имеет ряд особенностей: больший возрастной период; большая интенсивность процесса идентификации, то есть девочки чаще выбирают роль матери, чем мальчики роль отца; большая значимость для идентификации теплых эмоциональных и доверительных отношений с матерью; большая зависимость идентификации от отношений между родителями (конфликты отрицательно сказываются на идентификации); меньшее влияние на девочек сестры, чем брата на идентификацию мальчика [25, с. 44].

Некоторые авторы (Ю.Е. Алешина и А.С. Волович, Дж. Стокард и М. Джонсон) полагают, что половая идентификация мальчиков проходит в более трудных условиях, чем таковая девочек [29, c. 272]

Среди препятствующих идентификации факторов называют большее время контакта матери с ребенком, чем отца, из-за чего отец выступает для ребенка менее привлекательным объектом, вследствие этого первичной оказывается идентификация с матерью, то есть фемининная. В дальнейшем своем развитии мальчику предстоит трудная задача: изменить первоначальную женскую идентификацию на мужскую. Однако большинство тех, с кем ребенок сталкивается в процессе своего воспитания, - опять женщины (воспитатели детского сада, врачи, учителя). Поэтому мальчики гораздо меньше знают о поведении, соответствующем мужской половой роли, чем женской. Это приводит к тому, что мальчик вынужден строить свою половую идентичность преимущественно на негативном основании: не быть похожим на девочек, не участвовать в женских видах деятельности.

Во-вторых, сверстники. К трем годам в большинстве детских игр сказывается влияние гендерных стереотипов - мальчики предпочитают кубики и грузовики, а девочки больше любят посуду и куклы - и маленькие дети критически относятся к сверстникам, занятым играми, характерными для противоположного пола. Это особенно верно для мальчиков, которые любят играть с игрушками для девочек или играть в девичьи игры. Мальчик с куклой или девочка с грузовиком вызовут насмешки сверстников, их будут не замечать, но над мальчиком будут смеяться и презирать его сильней, чем девочку. Как только дети усвоили правила, характерные для их гендерных ролей, они часто сурово наказывают сверстников, нарушающих эти правила.

Сверстники и по-другому оказывают влияние на гендерные роли. В возрасте между 2 и 3 годами дети начинают предпочитать играть со сверстниками своего пола. Маленькие мальчики вместе играют с машинками, а маленькие девочки играют в куклы. Такое предпочтение усиливается в детстве и достигает пика в предподростковом возрасте.

Взаимодействия девочек друг с другом являются типично разрешающими - их действия и замечания обычно поддерживают других и направлены на сохранение совместного занятия. Наоборот, взаимодействия мальчиков зачастую бывают ущемляющими - один партнер пытается выйти победителем, угрожая или противореча другому. Таким образом, девочки и мальчики не играют вместе, потому, что девочкам не нравится стиль игры мальчиков и потому что они обнаруживают неэффективность своего разрешающего стиля взаимодействия в общении с мальчиками.

В-третьих, телевидение, которое часто транслирует стереотипные изображения мужчин и женщин. Женщины на телеэкране часто появляются в романтических, супружеских или семейных ролях: они изображаются эмоциональными, пассивными, слабыми. Мужчины чаще играют роль лидеров или изображаются на работе: они рациональны, актины и сильны.

Таким образом, одним из факторов, который влияет на характер протекания адаптации младших дошкольников к детскому саду, может выступать половая идентификация. Половая идентификация - это осознание ребенком своей половой принадлежности, переживание себя как мальчика или девочки. Выделяют следующие этапы в половой идентификации младших дошкольников: усвоение ребенком половой идентичности; включение себя в одну из категорий; на основе самоопределения руководство своим поведением.

Анализ изученной нами литературы позволяет сделать следующие выводы:

1. Адаптация, как психологический феномен - это процесс и результат эффективного взаимодействия организма со средой

2. Адаптация ребенка к детскому саду - это процесс и результат согласования ребенка с окружающим миром дошкольного образовательного учреждения, приспособление к новой обстановке, к структуре отношений, как с воспитателем, так и со сверстниками, установление соответствия поведения с принятыми в группе детского сада нормами и правилами.

3. Факторами, связанными с адаптацией дошкольников к детскому саду и определяющими сложность протекания адаптации являются: возраст, состояние здоровья, уровень развития, индивидуальные особенности (особенности характера, тип темперамента), пол дошкольника, а также развитие предметной деятельности ребенка и его привыкание в саду.

4. Половая идентификация - это осознание ребенком своей половой принадлежности, переживание себя как мальчика или девочки. Наряду с новыми условиями возникает необходимость осознания себя как личности, что может привести к тяжелой адаптации дошкольника, так как он переживает не только внешние, но и личностных изменения.

Делись добром ;)