Психическая адаптация дошкольников к детскому саду

курсовая работа

2.1 Организация и методы исследования

Целью исследования было определение гендерных особенностей психической адаптации детей младшего дошкольного возраста к дошкольному учреждению.

Базой проведения исследования выступил Ясли-сад № 12 г. Барановичи. Исследование проводилось с двумя выборками: мальчики 30 человек, девочки 30 человек (младшие дошкольники).

Исследование было направлено на проверку следующей гипотезы: девочки младшего дошкольного возраста имеют более высокие уровень психической адаптации к детскому саду, чем мальчики.

В процессе исследования нами были решены следующие задачи:

1. Установлены гендерные особенности в психической адаптации младших дошкольников.

2. Выявлены гендерные особенности социально-психологической и физиологической адаптаций младших дошкольников как составляющих психической адаптации.

Для решения первой задачи нами использовалась разработанная нами анкета для родителей (приложение А). Для решения второй задачи нами был использован статистический метод обработки данных (критерий - Пирсона) и метод теста (методика «Тест цветового выбора Люшера») (приложение Б).

Анкетирование - это метод эмпирического исследования, основанный на опросе значительного числа респондентов и используемый для получения информации о типичности тех или иных психолого-педагогических проблем [15, с. 63].

Данный метод имеет следующие достоинства: высокая оперативность получения информации; возможность организации массовых обследований; сравнительно малая трудоемкость процедур проведения; отсутствие влияния личности опрашивающего на работу респондентов.

По направленности вопросов выделяют три вида анкет: о личности респондента, о фактах сознания, о фактах поведения.

В зависимости от формы ответа на вопросы анкеты подразделяются на закрытые, полузакрытые и открытые. При этом респондент лишь обозначает графически свой выбор из данных вариантов ответов. Полузакрытый вопрос отличается от закрытого тем, что кроме предложенных вариантов ответов имеется строка, на которой респондент может отразить свое личное мнение по существу вопроса. Открытыми называют вопросы, на которые респонденты должны самостоятельно дать ответы и занести их в специально отведенные для этого места в анкете [15, с. 64].

В психодиагностике под тестированием понимают стандартизированное испытание, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий [15, с. 65].

Тест ? стандартизированные и ограниченные по времени испытании я, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми [18, с. 536].

В зависимости от предмета измерения выделяют тесты интеллекта, изучающие уровень развития познавательных процессов; тесты способностей; тесты достижений, определяющие уровень овладения знаниями; тесты личности, направленные на изучение различных аспектов личностного развития и межличностные предусматривающие оценку человеческих отношений в группе.

По форме предъявления заданий тесты подразделяются на бланковые, аппаратурные, рисуночные и устные. В зависимости от испытуемых тесты подразделяются на индивидуальные и групповые. По времени тесты бывают двух видов: тесты скорости и тесты результативности. Использование метода тестов требует наличие общепсихологических знаний и компетентности в области теории и практики измерения [15, с. 58].

Часто возникает задача сравнения частных (например, процентных) распределений данных. В этом случае можно воспользоваться статистикой, именуемой х2 - критерий.

Полученное расчетным путем значение х2 сопоставляется с табличным и в случае его превышения или равенства делается вывод о значимости различий с определенной вероятностью допустимой ошибки.

Пользуясь таблицей «Граничные (критические) значения х2 - критерия», где для заданного числа степеней свободы определяется степень значимости различий показателей до и после эксперимента. Если полученные нами значения больше соответствующего табличного значения (5,99) при вероятности допустимой ошибки меньше 0,1 %, то эксперимент удался, и мы можем это утверждать, допуская ошибку, не превышающую 0,1% [15].

Делись добром ;)