Психическая адаптация дошкольников к детскому саду

курсовая работа

2.2 Результаты исследования

Полученные результаты с помощью анкеты свидетельствуют о следующем распределении мальчиков и девочек младшего дошкольного возраста по уровням психологической адаптации (приложение В, Г).

Большинство девочек отличаются высоким уровнем психической адаптации (50 %), когда у ребенка преобладает радостное настроение или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние. Очень высокий уровень адаптации имеют 16,7% девочек. Такие дети активно контактируют с взрослыми, сверстниками, проявляют интерес к окружающим предметам, быстро адаптируются к новым условиям.

Средний уровень психической адаптации, характеризующийся нестабильностью эмоционального состояния ребенка (новый раздражитель влечет возврат к отрицательным эмоциональным реакциям, однако при эмоциональной поддержке взрослого проявляет познавательную и поведенческую активность, легче адаптируется к новой ситуации) выявлен у 30 % девочек, низкий - у 3,3 % девочек.

У девочек с низким уровнем адаптивности преобладают агрессивно-разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия), активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик), либо отсутствует активность и инициативность (тихий плач, хныканье, подавленность).

Большинство мальчиков отличаются средним уровнем психической адаптации (50 %). Распределение мальчиков по высокому, очень высокому и низкому уровням адаптации следующее: 30 %, 16,7 % и 3,3 % соответственно. Полученные результаты наглядно представлены на диаграмме (рисунок 2.1).

Рисунок 2.1 - Распределение младших дошкольников по уровню психической адаптации

Вычисление критерия - Пирсона свидетельствует о наличии статистически достоверных различий в уровне психологической адаптации мальчиков и девочек в дошкольном учреждении ( = 21,3; табл составляет 5,99 при Р < 0,05) (приложение Т). Следовательно, у девочек психическая адаптация имеет более высокий результат, чем у мальчиков.

При рассмотрении физиологической адаптации дошкольников выявлены следующие показатели (приложение Д, Ж). Большинство девочек отличается высоким уровнем физиологической адаптации (63,4 %). Дети отличаются уравновешенным настроением, спокойным засыпанием и с избирательным аппетитом. Средний уровень адаптации имеют 20 % девочек, которые отличаются раздражительностью, неустойчивым сном и аппетитом. Очень высокий уровень адаптации свойственен 16,6 % девочкам. Для них характерно бодрое настроение, хороший аппетит и быстрое засыпание. Большинство мальчиков отличаются очень высокой физиологической адаптацией (46,7 %), 33,3 % - высокой, 20 % - средней (рисунок 2.2).

Рисунок 2.2 - Распределение младших дошкольников по уровню физиологической адаптации

Вычисление критерия - Пирсона свидетельствует о наличии статистически достоверных различий в уровне физиологической адаптации мальчиков и девочек к условиям дошкольного учреждения ( = 69,1; табл составляет 5,99 при Р < 0,05) (приложение Т). Следовательно, у мальчиков физиологическая адаптация имеет более высокий уровень, чем у девочек.

В результате проведенной нами методики «Цветовой выбор Люшера» выявлено, что отношения с воспитателем у большинства девочек и мальчиков младшего дошкольного возраста в норме (60 % и 53,3 % соответственно), у 36,6% девочек и 33,3 % мальчиков отношения с воспитателем окрашены негативными эмоциями и у 3,4% девочек и 13,4 % мальчиков - позитивными эмоциями (приложение И, К, Л, М). В первую очередь, большинство девочек отдали предпочтение в изображении воспитательницы зеленому цвету (20 %). Во вторую очередь - зеленому цвету (20 %). В третью очередь - серому цвету (16,67 %). Таким образом, для девочек младшего дошкольного возраста характерно сочетание положительного отношения к воспитательнице наряду с нейтральным отношением и пассивным неприятием. Следовательно, для девочек воспитатель не является объектом сильной эмоциональной привязанности.

Мальчики в первую очередь отдали предпочтение в изображении воспитательницы красному и черному цвету (16,67 %). Во вторую очередь - зеленому (20 %) и в третью очередь - фиолетовый (23,3 %). Таким образом, для мальчиков младшего дошкольного возраста характерно переживание внутреннего противоречия по отношении к воспитателю наряду с подчеркнутой демонстрацией инфантилизма, то есть ярко выраженной детской позиции (капризы, упрямства) и требованием к себе чрезмерного внимания. Полученные результаты наглядно представлены на диаграмме (рисунок 2.3).

Вычисление критерия - Пирсона свидетельствует о наличии статистически достоверных различий в характере взаимоотношений мальчиков и девочек с воспитателем ( = 30,44; табл составляет 5,99 при Р < 0,05) (приложение У). Следовательно, отношение мальчиков с воспитателем характеризуется более высоким уровнем взаимности и в большей степени эмоционально окрашены, по сравнению с отношениями девочек и воспитателем.

Рисунок 2.3 - Распределение младших дошкольников по характеру взаимоотношений с воспитателем

Полученные результаты объясняются тем, что у воспитателей детского сада на первом плане находятся педагогические воздействия, в то время как воспитатели яслей используют широкий спектр приемов ухода за детьми. Несколько тенденциозно проявляется у воспитателей детского сада более выраженное эмоциональное отношение к мальчикам по сравнению с девочками. К девочкам предъявляются большие требования в деятельности. Это распределение ролей, возможно, традиционно обосновано и существует, несмотря на единые, независимые от пола, планы воспитания и обучения [22].

При рассмотрении методики «Цветовой выбор Люшера» по характеру взаимоотношений в группе выявлено, что у большинства девочек и мальчиков отношения со сверстниками в норме (60% и 76,6% соответственно). Негативными эмоциями окрашены отношения со сверстниками у 36,6% девочек и у 20% мальчиков. Положительное отношение наблюдается у 3,4% девочек и 3,4% мальчиков (приложение Н, П, Р, С).

В первую очередь, большинство девочек отдали предпочтение в изображении сверстников красному цвету (23,3 %). Вторым выбором стал зеленый цвет (20 %) и третьим - синий (20 %). Таким образом, девочки младшего дошкольного возраста обладают положительной установкой в отношении восприятия и установления контакта со сверстниками.

Первым выбором цвета мальчиков в изображении сверстников стали зеленый и фиолетовый (20 %). Во вторую и третью очередь - красный (23,%). Следовательно, в целом мальчики переживают положительные эмоции в ситуации соприсутствия со сверстниками, элементарной совместной деятельности. Однако, вмесите с тем, проявляют неустойчивость в отношениях с ними, пытаясь контактировать за внимание воспитателя (рисунок 2.4).

Рисунок 2.4 - Распределение младших дошкольников по характеру взаимоотношений в группе

Вычисление критерия - Пирсона свидетельствует о наличии статистически достоверных различий в характере взаимоотношений мальчиков и девочек со сверстниками ( =12,12; табл составляет 5,99 при Р < 0,05) (приложение У). Следовательно, отношение мальчиков со сверстниками характеризуется более высоким уровнем взаимности и в большей степени эмоционально окрашены, по сравнению с отношениями девочек со сверстниками.

Результаты нашего исследования согласуются с данными А.И. Захарова о том, что мальчики хуже адаптируются к новым условиям, чем девочки [9]. Значит, мальчики более уязвимы в плане социально-психологической адаптации, чем девочки, поскольку в период интенсивного эмоционального развития они в большей степени привязаны к матери и более ранимо реагируют на разлуку с ней, чем девочки.

Таким образом, проведенное нами исследование подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что девочки младшего дошкольного возраста имеют более высокие уровень психической адаптации к детскому саду, чем мальчики.

Проведенные исследования позволяют сформулировать следующие выводы:

1. Гендерными особенностями социально-психологической адаптации младших дошкольников выступают следующие: для девочек младшего дошкольного возраста характерно сочетание положительного отношения к воспитательнице наряду с нейтральным отношением и пассивным неприятием; для мальчиков младшего дошкольного возраста характерно переживание внутреннего противоречия по отношении к воспитателю наряду с подчеркнутой демонстрацией инфантилизма; девочки младшего дошкольного возраста обладают положительной установкой в отношении восприятия и установления контакта со сверстниками; мальчики переживают положительные эмоции в ситуации соприсутствия со сверстниками наряду с попытками конкурировать за внимание воспитателя.

Делись добром ;)