Взаимосвязь уровней толерантности и сплоченности классного коллектива подростков

курсовая работа

Введение

Проблема толерантности, как в отечественных, так и в зарубежных исследованиях изучается сравнительно недавно. Первые работы в этом направлении Гордона Олпорта, Мишеля Борба, Роберта Вантберга и других авторов появляются лишь в середине 90-х годов XX века. Доказательством мирового признания необходимости изучения указанной проблемы стала Декларация принципов толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. Она провозглашает 16 ноября ежегодно отмечаемым Международным днем, посвященным толерантности, и приводит международное определение понятия толерантности и противоположное ему - интолерантности.

В России изучение проблемы толерантности связано с огромной ролью указанной проблемы в формировании неконфликтного, монолитного общества. Первые работы в этой области появились в начале XXI века в исследованиях ученых МГУ им. М.В. Ломоносова в научно-публицистическом вестнике «Век толерантности».

Толерантность, сформированная в школьные годы, является важнейшим условием снижения напряженности в социуме. Следовательно, на систему образования, а в частности, на педагогов ложится серьезная нагрузка по выстраиванию новых отношений в обществе. Школа, семья, средства массовой информации не всегда способствуют формированию у подростков гуманистических ориентиров, готовности к взаимопониманию, взаимодействию, то есть толерантным отношениям. [3]

Актуальность проблемы не вызывает сомнений, потому что создание нормальных, толерантных отношений в классе среди подростков, сплочение группы, образование команды является важным шагом на пути общего повышения эффективности образовательного и педагогического процесса. Часто дети из семей, различающихся своим достатком, этнической принадлежностью, культурными ценностями учатся в одной школе, классе, общаются и взаимодействуют друг с другом. Нередко возникают проблемы, связанные с взаимопониманием, принятием позиции другого, непохожего на тебя, с другими ценностями, возможностями или интеллектуальным уровнем. Слияние двух классов или нескольких классов, приход новых людей в уже сложившуюся группу также является фактором обострения межличностных отношений, сепарации, конкуренции и создания различных группировок в классе, противопоставление "хороших своих -плохим чужим". Это влияет на все стороны жизни, включая учебную деятельность. Так, если в классе большинство детей нетерпимы к друг другу по различным причинам, то групповой нормой может стать низкая успеваемость, отсутствие инициативы на уроке, непосещаемость занятий, невыполнение домашних заданий. Отсутствие взаимопонимания, сострадания и интереса к одноклассникам, а еще хуже, наличие негативных проявлений, приводят к возникновению между одноклассниками конфликтов.

Таким образом, развитие толерантности у подростков, сплочение классного коллектива, формирование позитивных групповых норм и ценностей важны не только для становления позитивных отношений в классном коллективе, но и для успешной учебной деятельности.

Цель исследования: выявить взаимосвязь между уровнем толерантности и индексом сплоченности классного коллективе.

Объект исследования: толерантность и сплоченность у подростков.

Предмет исследования: взаимосвязь толерантности и сплоченности в классном коллективе.

Гипотеза: известно, что существует взаимосвязь между толерантностью и сплоченностью, предположим, чем выше толерантность подростков, тем выше индекс сплоченности классного коллектива.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность понятия «толерантность».

2. Рассмотреть понятие «сплоченность» в классном коллективе.

3. Дать психологическую характеристику подросткового возраста.

4. Выбрать методики и провести исследования на выявление уровня развития толерантности и сплоченности подростков.

5. Проанализировать результаты исследования и сделать выводы.

6. Дать рекомендации педагогам и родителям.

Методологическая и теоретическая основа исследования: принципы психологической науки: детерминизма, единства сознания и деятельности, принцип развития С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, теория рекапитуляции С. Холла, теоретические положения о сплоченности А.С. Макаренко, теоретические положения о толерантности Г.У. Солдатовой и А.Г. Асмолова, теория сплоченности Сишора, теоретические положения об особенностях подросткового возраста Л.И. Божовича, Ж. Пиаже, Э. Эриксона.

Методы и методики: теоретические методы (анализ, синтез), эмпирические методы (методика индекса сплочонности К. Э. Сишора, методика психологического климата класса Ю.Л.Ханина, Ф. Фидлера, методика индекса толерантности Г.У. Солдатовой, О.А. Кравцовой ), методы математическо-статистической обработки данных (корреляционный, сопоставительный анализ).

Теоретическая значимость. Обобщены и конкретизированы особенности проявления толерантности и ее взаимосвязь со сплоченностью в классном коллективе подростков. Теоретически обосновано и эмпирически подтверждено возможность через развития толерантности повышение сплоченности класса.

Практическая значимость исследования: Результаты исследования могут быть использованы психологами, педагогами, социальными работниками для разработки программ на сплочение коллектива и выработки толерантности для классного коллектива подросткового возраста.

База исследования: в исследовании приняли участие подростки 12-13 лет, 5 девочек, 15 мальчиков МБОУ СОШ №32 6 «Б» класса г. Читы.

Делись добром ;)