Психодиагностика и коррекция осужденных страдающих алкогольной зависимостью

дипломная работа

1.2 Психодиагностическая и коррекционная работа с осужденными, страдающими алкогольной зависимостью

Установление диагноза хронического алкоголизма является ответственным решением врача и входит в компетенцию специалиста - психиатра-нарколога.

Основные признаки начальной стадии синдрома алкогольной зависимости или I стадии хронического алкоголизма формируются на этапе привычного пьянства и трансформируются в устойчивые симптомы.

Алкоголизм как прогрессирующее заболевание при своем естественном течении протекает в три последовательно сменяющих друг друга стадии. Переход от одной стадии к другой происходит плавно и незаметно. Это заболевание никогда не начинается внезапно. Неожиданно можно заболеть гриппом, желтухой, дизентерией и много еще чем, но только не алкоголизмом.

I стадия алкоголизма. Первой стадии алкоголизма обязательно предшествует соблазнительный этап регулярного «культурного» пития, имеющий различную продолжительность, чаще в диапазоне от 1 года до 10 лет. Все алкоголики когда-то начинали культурно. Каждый человек, систематически употребляющий «культурно», рискует стать алкоголиком.

Становление болезненного характера влечения к алкоголю:

Употребление опьяняющих доз алкоголя становится основным средством общения с окружающими. Одновременно формируется и укрепляется интеллектуально-идеаторный компонент влечения, как называют этот феномен, - защита алкоголиком "права" употреблять алкоголь, как одно из "прав свободы личности".

Повышение толерантности к алкоголю с утратой защитного рвотного рефлекса:

Нарастание толерантности к алкоголю в процессе формирования хронического алкоголизма объясняется активацией защитно-охранительных реакций организма на интоксикацию алкоголем. Увеличивается активность алкогольдегидрогеназы и других биохимических систем, ускоряющих метаболизм и элиминацию алкоголя из организма. Наряду с этим повышается устойчивость к непосредственному действию алкоголя: при сравнительно высокой концентрации алкоголя в крови, степень опьянения у алкоголика не столь тяжелая, как у непьющего человека.

Существенным признаком изменения реактивности является утрата защитного рвотного рефлекса, т.е. исчезновение рвоты при передозировке алкоголя. Рвотная реакция при тяжелых степенях опьянения является показателем предела интоксикации и защитой от поступления в организм последующих порций спиртных напитков. Однако, уже на стадии привычного пьянства даже очень большие дозы алкоголя, вызывающие наиболее тяжелое опьянение, как правило, не сопровождаются рвотной реакцией. При формировании I стадии хронического алкоголизма защитный рвотный рефлекс утрачивается полностью. Поскольку исчезновение рвоты на передозировку алкоголя является объективным и достаточно точно датируемым больным признаком, по нему можно определять начало заболевания ретроспективно, по анамнестическим данным.

Утрата количественного и ситуационного контроля потребления спиртных напитков:

Утрату количественного контроля определяют неспособностью больного алкоголизмом ограничиться небольшим количеством спиртных напитков. После первой же принятой дозы алкоголя, даже самой незначительной - рюмки вина или водки, кружки пива, у алкоголика возникает компульсивное, практически непреодолимое влечение к приведению себя в состояние опьянения, он продолжает пить, пока не напьется до выраженного опьянения. А поскольку толерантность к алкоголю значительно повышена, выпивается достаточно большая доза спиртных напитков, практически до физической невозможности их дальнейшего поглощения. Время, когда сформировался постоянный симптом утраты количественного контроля, следует считать за начало I стадии хронического алкоголизма и именно с этого времени определять давность заболевания.

Утрата ситуационного контроля - кардинальный признак хронического алкоголизма. Ситуационный контроль - это способность определять, в каких ситуациях употребление спиртного допустимо и в каких непозволительно. При формировании 1-й стадии хронического алкоголизма, когда утрачивается количественный контроль и пьющий осознает, что, начав пить, он не сможет остановиться, напьется и будет вести себя непристойно. Он будет стараться избегать ситуаций, когда пьянство его может быть обнаружено, из-за чего пьет в постоянно пьющей компании, со случайными собутыльниками, дома. В гостях или в местах, где напиваться непозволительно, он ограничивается минимальной ("субкритической") дозой, не вызывающей заметного опьянения. В кругу постоянных собутыльников он "отводит душу", напивается до глубокого опьянения. Называют это малопрогредиентным вариантом течения алкоголизма, когда больной может долго удерживаться на I или 1-2 стадиях.

Утрата ситуационного контроля способствует прогрессированию алкоголизма и переходу заболевания в последующие стадии.

Диагноз хронического алкоголизма I стадии устанавливается на основании перечисленных симптомов, хотя выраженность каждого из них может быть различной.

Продолжительность I стадии хронического алкоголизма зависит от прогредиентности течения заболевания и составляет от 1-4 до 5-6 лет и более.

II стадия алкоголизма. Если переход привычного пьянства в I стадию хронического алкоголизма определяется формированием первого варианта вторичного патологичного влечения к алкоголю, предопределяющего становление симптома утраты количественного контроля потребления алкоголя, то переход I стадии хронического алкоголизма во II стадию определяется формированием и становлением алкогольного абстинентного синдрома со вторым вариантом вторичного патологического влечения к алкоголю и потребностью в опохмелении. Все другие симптомы, сформировавшиеся в I стадии, во II стадии либо усиливаются, либо видоизменяются.

Во второй стадии алкоголизма к психологическому дискомфорту в периоды воздержания от алкоголя может присоединяться и физический дискомфорт - помимо колебаний настроения, склонности к депрессивным и дисфорическими состояниям, чувства постоянной неудовлетворенности и беспричинного беспокойства, внутреннего напряжения, придирчивости к окружающим, присоединяются такие симптомы, как физическая слабость, бессонница, головные боли и др. Все это сопровождается тягостными ощущениями при воспоминании о выпивке и снимается приемом очередной дозы алкоголя. То есть, интенсивность первичного влечения к алкоголю достигает такой степени, что алкоголик не в состоянии сдерживаться, несмотря на все противостоящие пьянству факторы.

Толерантность к алкоголю при переходе I стадии во II и в начале II стадии заболевания продолжает нарастать, достигая максимума. 3ащитный рвотный рефлекс во II стадии алкоголизма отсутствует.

Достигнув максимума, толерантность держится на этом уровне (плато) в течение ряда лет. При этом употребляются в основном крепкие напитки (водка, крепленые вина), в некоторых случаях - суррогаты (одеколон, политура и др. спиртосодержащие бытовые и технические жидкости). Начавшееся снижение толерантности и прорыв защитно-охранительных механизмов (появление рвоты после опьянения) свидетельствует о начале перехода заболевания в III стадию.

Во II стадии алкоголизма в отличие от I стадии полностью утрачен количественный контроль потребления спиртных напитков.

Алкогольный абстинентный синдром:

Кардинальным признаком II стадии алкоголизма является формирование и становление алкогольного абстинентного (похмельного) синдрома, основными проявлениями которого являются соматовегетативные, неврологические и психические нарушения, возникающие с началом протрезвления и снимаемые алкоголем (опохмелением).

По мере формирования II стадии хронического алкоголизма качественно меняется клиника похмелья. Выявляются вегетативные и статокинетические нарушения: резкая потливость, усиливающийся тремор рук, языка, век, головы, в дальнейшем - общий тремор, повышение температуры тела, тахикардия, повышение артериального давления, адиадохокинез, неустойчивость тела в позе Ромберга, неуверенная походка, промахивание при выполнении пальценосовой пробы, мышечная гипотония, одышка. Возникают специфические психические нарушения: нарушение засыпания, поверхностный сон с частыми пробуждениями, кошмарными сновидениями, пониженное настроение, чувство тревоги, пугливость, иногда параноидная настроенность. Одним из ведущих расстройств алкогольного абстинентного синдрома является нарушение сна. В значительно удлиняющийся период засыпания усиливаются и мешают сну соматовегетативные расстройства, двигательное беспокойство. Сновидения нередко - мучительные, яркие, подвижные.

Потребность в опохмелении формируется постепенно. Абстинентный синдром формируется, как правило, после 2-7 лет злоупотребления алкоголем во II стадии алкоголизма. В ряде случаев, при крайне интенсивной алкогольной интоксикации абстинентный синдром формируется значительно быстрее - в течение 1-1,5 лет. После многолетнего воздержания от алкоголя - при возобновлении злоупотребления алкоголем похмельные явления выявляются вновь, наступает рецидив алкоголизма в той же стадии, на которой началась ремиссия.

III стадия алкоголизма. Для 3 (конечной) стадии хронического алкоголизма характерны качественно новые симптомы, определяемые выраженной в этой стадии токсической энцефалопатией, глубоким поражением внутренних органов, обменных процессов, приводящих к ослаблению защитноохранительных механизмов. 3 стадия возникает при давности алкоголизма 10-20 лет, однако, не обязательно у пожилых больных, средний возраст больных в этой стадии - 45 лет.

Толерантность к алкоголю начинает снижаться в переходной 2-3 стадии, а в сформировавшейся 3 стадии она значительно снижена. Наиболее ранним признаком перехода 2 стадии в 3 является падение разовой толерантности, т.е. опьянение наступает от значительно меньшего количества алкоголя.

Сочетание снижения толерантности с возникновением рвоты после опьянения является существенным диагностическим признаком, свидетельствующим о переходе алкоголизма в 3 стадию.

Поскольку в 3 стадии алкоголизма одноразовые дозы алкоголя сравнительно невелики, явления абстиненции возникают уже через несколько часов, при этом желание опохмелиться очень интенсивное, непреодолимое.

Существенным объективным признаком перехода алкоголизма из II стадии в III стадию является снижение толерантности к алкоголю на 25% и более. Для сформировавшейся 3 стадии характерны такие признаки, как потеря количественного контроля от минимальных доз алкоголя, возникновение рвоты в опьянении, выраженный соматовегетативный компонент с тяжелыми общесоматическими явлениями, с непреодолимым желанием опохмеления (второй вариант вторичного патологического влечения к алкоголю). Ситуационный контроль в III стадии полностью отсутствует, что является следствием выраженной алкогольной деградации.

Начиная с первой стадии алкоголизма, постоянно происходят изменения личности в худшую сторону, что обусловлено наркотическим и отравляющем свойством алкоголя.

Психодиагностическая работа с осужденными заключается в углубленном, объективном и всестороннем изучении личности с целью определения психологического диагноза, нарушений психики, поведения и составления психологического портрета. Особенностями пьянства и алкоголизма как форм девиантного поведения состоит в том, что эти явления предопределяют связанные с ними другие социальные отклонения: преступность, правонарушения, социальный паразитизм, жестокость, насилие, самоубийства. Что требует повышенного внимания со стороны психологов. В результате психодиагностики выявляются осужденные, относящиеся к “группе риска”, склонные к дезадаптивным и деструктивным формам поведения, депрессивным и невротическим реакциям, с патологией характера, низкой стрессоустойчивостью, наркозависимостью, требующие постоянного психологического и медицинского сопровождения, постановки на профилактический учет.

Предварительная психодиагностика начинается уже при первой встрече психолога с осужденным в карантине, в ходе которой оцениваются значимые проблемы и возможности коррекционного влияния. Такая информация обычно базируется на наблюдениях, сведениях из личного дела и интуиции.

Следующим шагом является психологическое обследование с применением специальных методик, таких как ПДО Личко, цветового теста Люшера, 16-PF Кеттелла, тестов Айзенка, Басс-Дарки, Леонгарда-Шмишека, стандартизированного личностного опросника MMPI, проективных методик: «Дом - дерево - человек», «Несуществующее животное», «Рисунок семьи», АРТ (ассоциативно-рисуночный тест) и других.

Важную роль в получении первичных сведений о реальном поведении осужденных играют методы наблюдения, анализа документов и опросы. С их помощью можно давать достоверную информацию для составления психологического портрета и подбора адекватных мер коррекционного воздействия.

Текущая психодиагностическая информация о вновь прибывших осужденных или результатах повторного тестирования в отряде оперативно доводится до воспитателей и заносится в тетради индивидуально-воспитательной работы осужденных.

Основная тенденция развития психологической службы УИС сегодня - это углубление ее практической направленности. Образовательный уровень и профессиональный опыт все чаще позволяют пенитенциарным психологам перейти от этапа изучения личности и подготовки программ индивидуально-воспитательной работы с осужденными к непосредственному воздействию на правонарушителей. Это, разумеется, не означает, что диагностическая функция утрачивает актуальность, однако, наряду с ней все более значимое место в работе практического психолога УИС занимает психокоррекционная работа.

Анализ научной литературы показывает, что данное определение должно включать следующие элементы: объект (предмет), на который направленно психокоррекционное воздействие; цель воздействия; средства, методы, и примеры воздействия. Исходя из этого, полное определение данного понятия следующее: психокоррекционная работа - это воздействие на личность осужденного (ценностные ориентации, социальные представления, личностные качества, психическое состояние) с целью ее исправления посредством использования психологических методов, специальных программ и психотехнологий.

Существуют две формы психокоррекционной работы: индивидуальная и групповая.

Пенитенциарные психологи активно осваивают психокоррекционные программы, направленные на оказание психологической помощи лицам, страдающим от наркотической и алкогольной зависимости. В связи с широким распространением в нашем обществе наркомании и алкоголизма возникает необходимость внедрения программ профилактики употребления наркотических и психоактивных веществ в среде осужденных в рамках подготовки их к освобождению и формирования активной позиции в вопросе употребления наркотиков и алкоголя.

Учитывая большую социальную значимость девиантного поведения в виде злоупотребления веществами, изменяющими психическое состояние человека, имеется огромное количество подходов к решению данной проблемы. Их можно разделить на медико-биологический и психологический. Первый исходит из представления о том, что основой поведенческих девиаций в виде алкогольной и наркотической зависимости является психофизиологическое функционирование (нарушения деятельности определенных отделов головного мозга) и, следовательно, приоритетным является психофармакотерапия или иные биологические и химические способы воздействия на деятельность мозга. Второй подход базируется на представлении о сущностной значимости личностных (неорганизменных) деформаций в возникновении, а значит психологической коррекции и терапии алкогольной и наркотической зависимостей. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения: Учебн. Пособ. - М.: МЕДпресс, 2001. - 432с.

Разумеется, нас как психологов больше интересует второй подход, который мы и будем рассматривать более подробно. В рамках психологической парадигмы коррекции и терапии девиантного поведения выделяется несколько аспектов. Упор делается, во-первых, на индивидуальном или групповом (в том числе, семейном) ракурсах; во-вторых, на способах - консультативном, коррекционном (тренинговом) или психотерапевтическом (суггестивном).

Главной мишенью психологического воздействия при работе с больными алкоголизмом является психологическая зависимость от алкоголя, влечение к употреблению спиртных напитков. По мнению большинства исследователей, психологическая коррекция влечения к алкоголю происходит комплексно и на различных уровнях психической деятельности. На когнитивном уровне это преодоление анозогнозии, на уровне самосознания - влияние на самооценку самоуважение, на эмоциональном - комплексное лечение аффективных нарушений, на уровне поведения - изменения стиля и образа жизни и воздействие на среду пациента, на мотивационном - создание и укрепление мотивов, альтернативных по отношению к патологическому влечению к алкоголю.

Проводимая консультативная и коррекционная работа с осужденными, направлена на оказание психологической помощи и поддержки, снятия стрессовых состояний, решение кризисных, конфликтных и проблемных ситуаций, на повышение адаптивных возможностей и стрессоустойчивости.

Делись добром ;)