Психодиагностика творческих способностей у студентов гуманитарных и технических ВУЗов

курсовая работа

1.3 Творческие способности и специальность

Творчество и талант не безразличны к личности своего носителя. Одаренному должно быть в первую очередь интересно и важно содержание той предметной области, которой он занимается. М. Горький говорил: «Талант -- это любовь к своей работе. Талант развивается из чувства любви к делу, возможно даже, что талант -- в сущности его -- есть только любовь к делу, процессу работы...» [2].

Исходя из этого высказывания, можно определить, что проявление творческих способностей обучающегося зависит от того, нравится ли ему, увлекает ли его выбранная профессия. Однако, можно так же отметить, что выделяют так называемые «творческие профессии», которые позволяют личности в гораздо большей мере проявить креативность, чем, к примеру, исполнительская деятельность. К таким профессиям обычно относят дизайнеров, художников, артистов, сценаристов, журналистов, психологов и т.д.

Если обратиться к классификации профессий Климова, то мы заметим, что каждый вид труда человека имеет следующие компоненты: предмет труда, цель труда, орудия труда и условия деятельности. По первому признаку -- предмет труда -- все профессии и специальности Климов разделяет на пять типов:

· "Человек - Природа" (Ч - П), где объектом труда являются живые организмы, растения, животные и биологические процессы.

· "Человек - Техника" (Ч - Т), где объектом труда служат технические системы, машины, аппараты и установки, материалы и энергия.

· "Человек - Человек" (Ч - Ч), где объектом труда являются люди, группы, коллективы.

· "Человек - Знаковая система" (Ч - З), где объектом труда являются условные знаки, шифры, коды, таблицы.

· "Человек - Художественный образ" (Ч - Х). Здесь объектом труда служат художественные образы, их роли, элементы и особенности [4].

Естественно, что для каждого типа профессий требуются свои навыки, умения, даже тип мышления. Как известно, выделяют так называемые технический и гуманитарный склад ума. Ещё их называют «левополушарный» и «правополушарный», в зависимости от доминирующего полушария мозга.

Отмечая роль бессознательных процессов в творчестве, исследуется функциональная асимметрия мозга (В.С. Ротенберг, С.М. Бондаренко, Р.М. Грановский и др.). Согласно этому подходу, индивид с преобладающей левополушарной стратегией мышления должен быть, вероятно, менее креативен, а с преобладающей правополушарной стратегией - более продуктивен творчески [10].

Если рассматривать творчество, просто как создание чего-то, до сих пор не существовавшего, можно все существующие профессии отнести к творческим. Но, если рассмотреть этот вопрос подробнее, основываясь на исследованиях Богоявленской и Матюшкина, согласно которым творчество можно определить как некий выход за пределы (наличной ситуации либо имеющихся знаний) [20], можно определить творческую профессию как такую, которая дает человеку возможность, абстрагируясь от существующих правил и рамок, продуцировать новые, нестандартные идеи и воплощать их в реальность. Среди классификации Климова наиболее этому определению соответствуют профессии типа Ч-Х и Ч-Ч.

Резюмируя сказанное выше, можно сказать, что для творческих профессий типа Ч-Х и Ч-Ч больше подойдет человек с гуманитарным, правополушарным мышлением.

Развитие творческого потенциала личности учащегося сегодня ведущими учеными психологами и педагогами рассматривается как цель образования. Актуальность проблемы творческого развития личности сегодня возрастает в связи с изменениями в нашей системе образования - введением профильного обучения. [5,9].

Таким образом, перед каждым молодым человеком встает вопрос: кем быть? Какую специальность выбрать? Выбор профессии сейчас осуществляется в большей степени свободно, и молодые люди выбирают жизненный путь согласно своим интересам и способностям. И можно предположить, что люди с гуманитарным складом ума, как правило, выбирают профессии типа Ч-Ч и Ч-Х. Однако, не всегда бывает так, что молодой человек осознанно выбирает профессию, а если это происходит, ему не всегда удается реализовать свой выбор.

Если принять точку зрения о том, что творческие способности развиваются под влиянием среды, то логично предположить, что больше возможностей для их развития дает среда гуманитарная. Соответственно, у студентов гуманитарных специальностей уровень креативности должен быть выше. Но так ли это?

Проблема творческих способностей в современных условиях становится особенно актуальной, поскольку все больше механической трудовой деятельности автоматизируется, и необходимость в простых исполнителях медленно, но верно отпадает. Обществу нужны люди творческие, незаменимые. Без творчества никуда. Но что это такое, творчество?

Творчество - довольно сложное и объемное понятие. В науке нет такого определения творчества, с которым были бы согласны все. Однако, ученые и исследователи сходятся в одном - творчество предполагает выход за рамки, создание чего-то нового и ценного для общества.

По поводу того, от чего же зависят творческие способности, было проведено огромное количество исследований. Однако, и здесь ученые, как это очень часто происходит, разошлись во мнениях: одни считают, что творческие способности - фактор врожденный и наследственный, другие - что креативность формируется под влиянием среды. И те, и другие теории не раз подтверждались и опровергались.

В современных условиях развитие способности к творчеству считается одной из целей образования. Тем не менее, выделяют профессии гуманитарные и технические. В первых есть больше возможностей проявить себя как творческого человека, выходя за существующие рамки и создавая что-то новое и ценное. Можно предположить, что молодые люди, в частности, студенты, выбравшие гуманитарные профессии (типа Ч-Ч и Ч-Х), имеют больший уровень креативности, чем студенты-«технари». Но так ли это на самом деле? Попытке ответить на этот вопрос посвящена данная работа.

Делись добром ;)