Психокоррекция клиентов с чувством обиды

дипломная работа

1.2 Механизм действия обиды

Вряд ли можно найти человека, который бы не испытывал хоть раз в жизни горечь обиды. Она, как правило, сопровождает большинство ссор и конфликтов. Каков психологический механизм возникновения данного негативного переживания? Профессор, психолог Ю.М.Орлов выделял 3 основных элемента в психологической структуре обиды:

1) Мои ожидания относительно поведения человека, ориентированного на меня, как он должен себя вести, если он является моим другом; представления о них складываются в опыте общения;

2) Поведение этого человека, отклоняющееся от моих ожиданий в неблагоприятную сторону;

3) Моя эмоциональная реакция, вызванная несоответствием моих ожиданий и поведения другого.

Размещено на http://allbest.ru/

Рис. 2

Эти три элемента всегда присутствуют в ситуации обиды. Психологический механизм обиды таков, что чаще мы обижаемся на тех людей, которые нам не безразличны. Ибо именно на них мы возлагаем свои надежды и обращаем свои ожидания. Мы обижаемся на близких нам людей, если происходит то, что они ведут себя иначе, чем мы это от них ожидаем. То есть эта негативная эмоция возникает из столкновения некой виртуальной модели поведения другого человека, которую мы себе представили, и его реального поведения. Этот другой должен быть эмоционально значим или даже любим (жена, муж, друг, родственник и т.д.). Любая из этих категорий вызывает в человеке определенные ожидания того, как они должны вести себя в соответствии со своими ролями по отношению к нему.

Амерканский психолог Э.Холмс еще более радикален в своем подходе к данному распространенному переживанию. Он считает, что высоко развитому человеку уязвимость и обидчивость следует отмести от себя как бесполезные залежи мусора, недостойные засорять дорогу к высоте жизненного идеала. Так, он пишет: «Осознайте, что никто не в состоянии по-настоящему ранить ваши чувства, кроме ваших близких. Но, учитывая то, что люди никогда не стремятся причинить страдания тем, кто им дорог, постарайтесь быть честными: проблему вы создали себе сами. Ранимость - это не слабость, а диагноз. Не позволять никому и ничем задеть ваши эмоции означает не позволять самому себе почувствовать обиду. Помните о том, что невозможно обидеть; можно - обидеться» Холмс Э. В сб. НЛП с нуля или Игры разума. Изд-во Вектор. С-Пб., 2006, С 29..

Действительно, имея в виду, что круг наших ожиданий может быть ограничен недостаточным знанием всего многообразия жизненных ситуаций с которыми может столкнуться наш обидчик, серьезные переживания по поводу несоответствия его поведения нашим представлениям в значительной степени могут выглядеть как выпад в собственную сторону. Ведь редко кому придет в голову обижаться на дождь за то, что он пошел в тот момент, когда вам предстоит трудная дальняя дорога. А реакция наша на это неблагоприятное событие обычно проста. Прогремел гром и пошел дождь - открывай зонт.

В своих работах основатели нейро-лингвистического программирования Р. Бендлер и Д. Гриндер подчеркивали, что каждый человек вкладывает в свои слова определенный важный для него смысл. И нет никакой гарантии, что другой человек, услышав их, придаст этим словам тот же самый смысл, что вложил в них говорящий. Отсюда вытекает, что в самом факте существования таких «психологических неправильностей» имеется некая ловушка, приводящая к возникновению взаимного непонимания, а это означит, что может быть запущен описанный выше механизм возникновения обиды. В том случае, если оппоненты продолжат говорить на разных психологических языках, оставаясь в рамках одной лингвистической языковой системы.

В своей работе «Люди, которые играют в игры» известный американский психолог и психиатр, основатель трансактного анализа, Эрик Берн проследил пути возникновения чувства обиды у взрослых людей. По его убеждению, истоки этой эмоции надо искать в глубоком детстве. Примерно в возрасте до 10 лет у ребенка формируются преобладающая эмоция, которая для него наиболее уместна в разрешении трудных ситуаций. Вначале он примеряет на себя по очереди каждую из имеющихся у него в наличии эмоций - вину, испуг, недоумение, радость, торжество, обиду... Когда ему становится понятным, что из всех именно обида приносит наилучшие результаты, она становится его излюбленной. Как излюбленное чувство, обида становится чем-то вроде условного рефлекса, как единственная или даже неизбежная, по мнению Берна, реакция во многих проблемных ситуациях.

Делись добром ;)