Психокоррекция клиентов с чувством обиды

дипломная работа

2.3.2 Нейролингвистическое программирование

В общении люди непрерывно передают информацию друг другу не только посредством речи, но и выражением лица, движениями глаз, тела, установлением дистанции и т.п. Мы выражаем то, что чувствуем, думаем, как хотели бы поступить, не произнося ни слова. Психолог посылает клиенту невербальные сообщения и «считывает» его невербальные реакции.

Несмотря на большое значение невербального общения в консультировании, важнейшие события все-таки происходят на вербальном уровне. Суть вербального поведения консультанта составляют способы его взаимодействия с клиентом, которые могут быть определены как основные техники психологического консультирования.

В процессе общения человек воспроизводит свой опыта, пользуясь определенными лингвистическими правилами, причем грамматические и синтаксические особенности вербального предложения не совпадают с грамматикой и синтаксисом человеческого мыслительного аппарата. На базе этой закономерности основатели направления нейро-лингвистического программирования (НЛП) Р.Бендлер и Д.Гриндер ввели в семантико-смысловой оборот психологической науки такое понятие, как «психологическая неправильность».

По их мнению - это грамматически и синтаксически абсолютно правильное высказывание, но оно неэффективно как способ восприятия и осмысления объективной реальности. Формируется ограниченная картина мира из-за обедненного опыта. При этом выделяются три типа неправильностей:

1. Генерализация (обобщение конкретного опыта и распространение его на сходные ситуации).

2. Опущение (фильтрация информации, при которой упускается что-либо из внимания).

3. Искажение (субъективное преувеличение информации, установление причинно-следственных связей между разными событиями).

Иллюстрации. 1. Травматическое высказывание клиентки «Все мужчины - обманщики» является генерализацией, существенно ограничивающей ее восприятие и поведение. Задача психологического консультирования заключается в расширения горизонтов такого ее понимания. 2. Обиженное высказывание клиента «Меня здесь не понимают!». Здесь опущение, нет указания на конкретный объект или лицо. Данное опущение ограничивает возможности человека при принятии решения при разрешении ситуации. 3. Мнение клиента «Они меня презирают» основано, якобы, на его чтении их мыслей о нем. Задача психолога выяснить откуда у него такая информация и насколько она верно отражает реальное положение вещей. Работа психолога с использованием метода НЛП состоит в обращении к конкретному опыту клиента, как возможному источнику таких «неправильностей».

Стратегия НЛП состоит в исследовании того, что стоит за поверхностной структурой предложений, выяснении ограничений в опыте клиента, в восстановлении полного их соответствия. Психолог, перефразируя высказывания, отражая чувства, правильно интерпретируя, подытоживает сказанное клиентом, помогает понять, а если надо изменить его способ мировосприятия. При этом он использует ключевые слова, высказывания, предложения, уделяет внимание качеству голоса, его вокальным характеристикам. Невербальное поведение может дополнять вербальное, например, противоречить сказанному на словах, усиливать либо замещать его. Оно меньше поддается контролю сознания, более спонтанно, поэтому в большей степени отражает внутреннее его состояние. Вербальная активность психолога-консультанта должна быть минимальной, он должен не столько говорить, сколько выслушивать клиента, чтобы тот мог сосредоточиться на раскрытии своих проблем.

Большую информацию несет взгляд, он дает дополнительную информацию о внутреннем состоянии клиента, в дополнение к его вербальным высказываниям. Если человек имеет желание открыто высказаться, если испытывает доверие к своему психологу, он делает движения ему навстречу, глаза смотрят открыто и прямо. Тревожные клиенты, напротив, стремятся отвести взгляд, выставить какой-либо барьер, к примеру, движением руки. Контакт глаз дает дополнительные инструменты в процессе консультирования для установления взаимопонимания с клиентом. При этом надо учитывать, что культурные традиции некоторых азиатских народов не допускают возможности прямо смотреть в глаза людям, которые не являются членами их семьи.

Для НЛП характерен путь изменения способа мировосприятия и на основе этого происходит корректировка психологом-консультантом неадаптивных мыслей клиента. В книге «Семейная терапия и НЛП» Р.Бендлер и Д.Гриндер обращают особое внимание на сенсорные каналы терапевта. Постоянно должна развиваться его способность видеть, слушать и слышать, чувствовать, ощущать. Так как, по их мнению, именно личность психотерапевта - главный инструмент для изменения личности пациента. Он в идеале моделирует то, что должно измениться в клиенте.

Иллюстрация. Психотерапевтический прием в семейной консультации, направлен на то, как с помощью техники НЛП достичь желаемого результата интеграции семьи.

Терапевт. Представляется: «Очень рад, я … ». Запоминает, как зовут пациентов. Путем умелого использования языковых предположений терапевт помогает семье сосредоточиться на тех целях, которые члены семьи хотят получить в результате семинара. Терапевт использует специальные лингвистические формы, которые называются «вставленными вопросами». Они не являются собственно вопросами. В таком виде они не требуют прямо ответа, а вводят спорные темы в фокус внимания пациентов. «Мне хотелось бы знать, что каждый из вас надеется изменить …?» Задав ряд таких «скрытых вопросов» консультант делает паузу, чтобы предоставить возможность обдумать ответы. Использование вставленных вопросов дает максимальную свободу беседе, а значит и полноту предоставляемой информации. Если вербального ответа получить не удается, консультант деликатно переходит к «разговорным постулатам». Это вежливые команды. Вопросу придается форма, которая имеет силу команды. Пациенту надо отвечать на него так, как если бы он получил прямую команду или указание. «Не могли бы вы сказать конкретно, что вы …». При этом он помогает выразить то, к чему пациент стремился в своем высказывании, если существует на его взгляд расхождение между его опытом и тем, что тот сказал. Используя интуицию, консультант определяет, что пропущено в высказывании, задавая уточняющие вопросы. Т.е. он запускает «процесс уточнения слова». Полученные ответы дают психологу-консультанту дополнительную информацию, необходимую для понимания текущих проблем семьи и прояснения для ее членов путей их разрешения.

Слова в НЛП имеют большое значение. В речи люди часто пользуются лингвистическим приемом номинализации, когда активные и деятельные части своего жизненного опыта они передают в словах, которые принято использовать для описания статичных, спокойных объектов и процессов. Так возникают «психологические неправильности».

Таким образом, человек вкладывает в слова определенный важный для него смысл. Но нет никакой гарантии, что другой человек, услышав, придаст этим словам тот же смысл, что вложил в них говорящий. Отсюда вытекает, что в самом факте существования «психологических неправильностей» заложена основа для возникновения взаимного непонимания, а значит, возможностей для обиды.

Кроме слов НЛП может использовать в своем арсенале и визуальные образы. Так, Джейн Лоренс считает, что визуальное восприятие - это самый короткий путь в подсознание. Каждый человек воспринимает мир субъективно. В своей работе «Кодирование подсознания» она предлагает техники, настраивающих его подсознание на позитивное отношение к действительности. Их несколько:

1. Провести фото-сессию у профессионального фотохудожника, где Вы будете единственной фотомоделью. Отобрать наиболее приглянувшиеся свои изображения и стараться соответствовать им и в жизни.

2. Время от времени посещать общественные места, где можно увидеть жизнь людей более низкого социального слоя, при этом не в роли экскурсанта, а в роли активного участника событий. Таким образом вы получите правдивую информацию о своем реальном положении в мире людей.

3. Принцип самодостаточности важен для положительного настроя. В помощь для его развития можно подключить принцип отождествления себя с какой-либо интересной личностью. Например, литературным или киногероем. Старайтесь изо всех сил походить на него. Копируйте облик, мимику, манеру речи, походку, жесты. И через некоторое время ваше подсознание будет автоматически проделывать эту работу за вас.

4. Создавайте себе альтернативную реальность, используя «принцип Эльзы». Если вы потерпели неудачу, к примеру, при приеме на работу, используйте такую простую схему. Посыл - Рассуждение - Вывод. (Если бы меня приняли на работу - Мне пришлось бы часто летать в командировки на самолете, он мог бы разбиться. - Как мне повезло, что меня не приняли, ведь я остался жив!).

Таким образом, в подсознание закладывается позитивная программа, которая навсегда освободит вас от эпитета «неудачник».

обида психологический консультирование личность

Делись добром ;)