Взаимосвязь ценностных ориентаций и акцентуаций характера юношей и девушек в подростковом возрасте

курсовая работа

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования.

Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему “транслирует” именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая “размытость” общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм.

В кризисные периоды состояния общества подростки оказываются, как отмечают ученые В.Г. Алексеев, Б.С. Волков, И.С. Кон и др., - самыми социально неустойчивыми, нравственно неподготовленными и не защищенными. Современные подростки испытывают острый кризис в процессе формирования их ценностных ориентаций. Прежде всего, он проявляется в отсутствии у большинства из них базовых ценностей (смысл жизни, понятие о жизни, духовность, патриотизм и многое другое).

Всё это усугубляется в связи с особенностями развития детей подросткового возраста. Большинство типов акцентуаций характера оказываются наиболее выраженными именно в подростковом возрасте.

Проблема взаимосвязи акцентуированных черт характера и ценностных ориентаций в подростковом периоде остается малоизученной и весьма актуальной проблемой психологии. Именно в этом я подчеркиваю актуальность данной работы и ее практическую новизну.

Цель исследования: проследить взаимосвязь между ценностными ориентациями и акцентуациями характера юношей и девушек в подростковом возрасте.

Задачи исследования:

· осуществить теоретический анализ теоретических подходов к понятию, содержанию и структуре ценностных ориентаций личности;

· анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования в подростковом возрасте ценностных ориентаций;

· выявление факторов, влияющих на ценностные ориентации подростков;

· проанализировать психологическую литературу по проблемам акцентуаций характера;

· дать характеристику акцентуациям характера в подростковом возрасте;

· организовать исследование ценностных ориентаций и акцентуаций характера юношей и девушек в подростковом возрасте;

· опираясь на результаты, установить, есть ли взаимосвязь между ценностными ориентациями и акцентуациями характера юношей и девушек в подростковом возрасте.

Объект и предмет исследования:

Объектом исследования данной курсовой работы являются юноши и девушки в подростковом возрасте, а предметом исследования - взаимосвязь между ценностными ориентациями и акцентуациями характера юношей и девушек в подростковом возрасте.

Гипотеза исследования: существует взаимосвязь ценностными ориентациями и акцентуациями характера юношей и девушек в подростковом возрасте.

Методологическую основу работы составляют психолого-педагогические концепции П.Б.Ганнушкина К. Леонгарда, Л. Е. Личко, Д.А. Леонтьева, М. Рокича.

Для решения поставленных задач и проверки сформулированной гипотезы в процессе исследования используются следующие методы: анализ психологической, методической литературы, обобщение, тестирование, качественно-количественный анализ полученных результатов, методы статистической обработки данных: метод ранговой корреляции Спирмена.

При проведении исследования были использованы следующие методики:

1) Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича;

2) Методика «Характерологический опросник К. Леонгарда - Н. Шмишека».

Практическая значимость:

Полученные результаты могут быть использованы результаты данного исследования могут использоваться педагогами и школьными психологами для коррекции и правильного подбора методов воспитания акцентуированной личности. Так же полученные данные могут использоваться в качестве основы для дальнейших исследований в данной области.

Эмпирическая база исследования и исследуемая совокупность:

Исследование проходило на базе Октябрьской районной гимназии, Гомельской области, г.п. Октябрьский.

В исследовании приняло участие 30 юношей и девушек в подростковом возрасте (18 юношей и 12 девушек).

Структура работы: Данная курсовая работа состоит из введения, двух основных глав с подразделами, заключения и приложения. Объем работы - 66 страниц, приложения на - 10 страницах. Список литературы содержит 31 источник.

ценностный ориентация акцентуация характер подростковый

Делись добром ;)