Психологическая готовность беременной женщины к материнству

дипломная работа

Глава 2. Психологическая готовность женщины к материнству

Психологическая готовность к материнству рассматривается как специфическое личностное образование, стержневой образующей которой является субъект-объектная ориентация в отношении к еще не родившемуся ребенку.

С. Ю.Мещерякова Мещерякова С. Ю. Вы и младенец, М., 1991. считает, что психологическая готовность к материнству формируется под влиянием нераздельных биологических и социальных факторов и, с одной стороны, имеет инстинктивную основу, а с другой -- выступает как особое личностное образование.

Г. Г. Филиппова Филиппова Г. Г. Психология материнства. Концептуальная модель М., 1999; Филиппова Г. Г. Психология материнства и ранний онтогенез М., 1999. отмечает, что мотивационная основа материнского поведения человека формируются на протяжении всей жизни, испытывая влияние как благоприятных, так и неблагоприятных факторов. Уровень психологической готовности к материнству определяется суммарным эффектом действия этих факторов к тому моменту, когда женщина становится матерью. Важнейший этап-это первые годы жизни. Отношение человека к миру и к себе самому закладываются с первых дней жизни в общении с близкими взрослыми.

Складывающееся в общении первое личностное образование может рассматриваться как первый вклад в становлении будущего родительского поведения. Если опыт общения с близкими взрослыми был положительный, то стартовые условия для формирования субъектного отношения к своему ребенку заложен.

О характере раннего коммуникативного опыта, полученного будущей матерью в общении с близкими взрослыми, можно судить по аффективным следам, оставленным в ее первых воспоминаниях о себе, родителях, об их стиле воспитания, о своих привязанностях. Если родители были ласковы, общение с ними оставило в памяти женщины яркий след, если была сильная эмоциональная привязанность к матери, или к другим родственникам, значит, в раннем детстве женщина имела благоприятный опыт эмоционального общения, что ставит ее в более выгодные условия в прогнозе будущего материнства по отношению к тем, кто такого опыта не имел. Большое значение в становлении родительского поведения играет общение со сверстниками, старшими и младшими детьми. Например, игры будущей матери в «дочки-матери». Безусловно, важным этапом в становлении материнского поведения является период от зачатия до родов. В это время в организме и психике женщины происходят глобальные преобразования, актуально подготавливающие ее к материнству, вырабатывается отношение женщины к своему собственному еще не родившемуся ребенку. О характере этого отношения можно судить по особенностям взаимодействия будущей матери с ним, наличию или отсутствию воображаемого общения.

Многие авторы выделяют в качестве важных факторов желанность-нежеланность ребенка, особенности протекания беременности. Наиболее благоприятной ситуацией для будущего материнского поведения является желанность ребенка, наличие субъект отношения к нему, любовь к нему, наличие мысленной или вербальной адресованности, стремление интерпретировать движения плода как акты общения. Важно то, как она намеревается осуществлять уход за ним (следовать ли строгому режиму, предлагать ли соску, брать ли на руки или стремиться «приучать к самостоятельности», т.е. ориентироваться на потребности младенца или на свои собственные представления о необходимом ему).

Л. Л.Баз и О. В.Баженова Баз Л.Л., Баженова О.В. Исследование восприятия психологической поддержки беременными женщинами//Психологический журнал. Т. 15. 1994. №1. С. 137. отмечают зависимость между наличием чувства поддержки у беременной женщины и благополучным протеканием у нее беременности и родов, а также лучшим психическим развитием ребенка в дальнейшем. Лонгитюдные исследования подтвердили взаимосвязь между психологическим состоянием, моральной и эмоциональной готовностью матери и успешностью родоразрешения.

Итак, психологической готовности к материнству женщины способствуют:

· большой опыт общения в раннем детстве;

· взаимодействие матери с еще не родившимся ребенком на этапе

· беременности;

· установки женщины на конкретную стратегию воспитания ребенка.

Делись добром ;)