logo
Психологическая готовность к браку в молодежной среде

1.1 Понятие психологической готовности к брачным отношениям

Подготовка молодых людей к браку, к будущей семейной жизни - неотъемлемая часть общей системы воспитания подрастающего поколения. Тем не менее, до недавнего времени считалось, что молодой человек определенного возраста полностью готов для семьи. Тем не менее, многие социологические и педагогические исследования убедили нас, что это не так, и поэтому готовность молодых людей вступать в брак и создать семью должно быть целью психологической работы.

Среди факторов, определяющих стабильность молодых семей, Москвичева И.Л. подчеркивает готовность молодых людей к браку. Это система социальных и индивидуальных отношений, определяет эмоциональное и психологическое отношение к образу жизни, ценностей брака. Готовность к браку - интегральная категория, которая включает целый ряд аспектов:

Формирование определенного нравственного комплекса - готовность человека взять на себя обязанности новой системы по отношению к их партнеру, будущих детей. Формирование этого аспекта, на наш взгляд, будет связан с распределением ролей между супругами.

Готовность к межличностному общению и сотрудничеству. Семья является малой группой, для нормального ее функционирования требуется согласованность ритмов жизни супругов.

Возможность пожертвовать по отношению к партнеру. Возможность почувствовать это включает в себя возможность соответствующих мероприятий на основе, прежде всего, от качества и свойств альтруизма любящего человека.

Наличие качеств, связанных с проникновением во внутренний мир человека - эмпатийный комплекс. Важность этого аспекта заключается в том, что брак по своей природе является более психологический эффект изысканности человека как личности. В этой связи, роль психологических функций брака, которые способствует успеху развития способности к сопереживанию, чувствовать эмоциональный мир партнера.

Высокая эстетическая культура чувств и поведения личности.

Возможность разрешения конфликтов конструктивным способом, способность самостоятельно регулировать свои собственные психику и поведение. Возможность конструктивно решить межличностные конфликты и их использование для развития межличностных отношений супругов играет решающую роль в процессе взаимной адаптации молодоженов. Москвичева И.Л. Мотивация вступления в брак и внутрисемейные ценности современной молодежи // Молодежь в условиях соц.-экон. реформ: Материалы междунар. науч.- практ. конф., 26-28 сент. 1995.- СПб., 1995. - Вып.1. - С.104-105

Отправной точкой готовности человека для брака и семьи, в соответствии с мнением С.В. Ковалева является активным понимание социальной значимости своих действий, определенных обязательств перед собой и другими, а также ответственности за семью и детей, добровольное принятие с семейной жизни хлопот и ограничений личной свободы. Кроме того, он отмечает важный показатель психологической готовности к семейной жизни - наличие проекта будущей семейной жизни. [11, 112 с.] Он выражается в потребности видеть себя в будущем самореализовавшимся, любимым и счастливым, но любая мечта достижима только в тех случаях, когда подкрепляется реальным планом действий, включающим помимо желанных целей еще и пути и способы их достижений Ковалев С.В. Психология современной семьи. Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1988.

Рассматривая психологическую готовность через призму условий нормального супружества и прочной семьи, Харчев А.Г., Мацковский М.С. отмечают, что такими условиями являются:

* взаимное желание для понимания, которое человек развивает в детстве и для улучшения интересов любимого;

* акцент на другого человека и психологической готовности, чтобы понять его, как самого себя, проявляется в способности и желании видеть, наблюдать, понимать, уважать особенности, привычки, предпочтения любимого человека;

* открытость как готовность раскрыть свои мысли и чувства, чтобы обсудить трудности и ошибки;

* способность не перекладывать ответственность за свое поведение, с другой, определенный уровень критичности;

* внутренняя установка на совместный характер потенциала по созданию уюта дома;

* установка на овладение домоводческими умениями и навыками;

способность проектировать оптимальную и реалистичную модель своей будущей семьи; Общее представление о морально-психологическом климате в семье;

* моральные качества, такие как ответственность, верность, честность, смирение, доброта, человечность и чувство долга перед своей женой (мужем), семьи, детьми;

* осознание необходимости сбалансировать семейные и социальные обязанности. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и её проблемы. -М.: Юрист, 1993

Связывая успешность брака с готовностью к нему, и в первую очередь со стилем жизни человека и с его прототипом, Шнейдер Л.Б. считал, что, прежде всего, необходимо иметь чувство общности и быть социально адаптированным. Он также утверждал, что все способности и наклонности неспособности к любви и браку заложены в прототипе, который формируется впервые годы жизни. Зная качество прототипа, может указывать на трудности, которые возникают в последующей взрослой жизни. Помимо обычных качеств социальной адаптации, отношения любви и брака требуют от партнера исключительного чувства симпатии, способность идентифицировать с другим человеком и сопереживать с ним. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. - М.: Апрель-Пресс, 2000

Такими предпосылками являются:

* переживание присутствия в себе силы собственного «Я», наличие возможности воздействовать на собственное «Я», действовать не только спонтанно, но и по принятому в отношении себя и других обязательству;

* креативность, семейная жизнь - это "творчество друг друга и работать вместе сообщество - общий дом для двух разных, но общих душ»;

* ощущение создателя в себе как переживание своих интегративных возможностей, наличия интеллектуального потенциала как возможность дифференцировать различные проявления жизни, свободно испытывать и выражать свои чувства, управлять отношениями с целью создания, наличие концепции жизни, переживание цели и смысла жизни, уникальности жизни (собственной и другого человека); [9, 98 с.]

* навыки и достижения целей, организация деятельности "в соответствии с общими для всех членов семьи целесообразности»; Желание строить эту новую жизнь, то есть, желание жить с другим человеком как семья. Алешина Ю.Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем совместной жизни: Автореферат дисс. …канд. психол. наук. - М., 1985

В контексте концепции идентичности Рубинштейн С.Л. рассматривает психологические условия строить долгосрочные отношения с другим человеком. По его словам, на стадии несовершеннолетних (от 12 до 19 лет) человек находит эго идентичности как чувство внутренней идентичности и целостности, что обеспечивает верным, как способность быть верным своим обещаниям и привязанностям, несмотря на неизбежные противоречия в системе ценностей, способность принимать и соблюдать мораль, этику. На следующем этапе - в начале взрослой жизни (от 20 до 25 лет) развивает способность к новым межличностным отношениям, на одном полюсе которой является близость, и в противоположность - изоляция, которая обеспечивает способность любить. Достижение идентичности как определенного уровня личностной зрелости Рубинштейн С.Л. рассматривает как необходимое условие для прочного брака. Очень опасным для брака является недостигнутая идентичность личности. В этом случае, желание выйти замуж может быть продиктовано необходимостью, чтобы проверить или найти свою собственную идентичность в другом человеке или благодаря этому человеку. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб.: Питер, 2002

В рамках изучения других проблем Силяева Е.Г., основанной на исследованиях условиях сохранения молодых пар, предлагает рассматривать через призму психологических навыков готовности и отношения. По своему положению, психологической готовности к браку - это система, которая определяет эмоциональное и позитивное отношение к семейной жизни. Способность изменить свой образ жизни, способность к браку, как наличие определенных личностных черт - понимание, забота, активного доброты, сочувствия, творчества в отношениях, способность к сотрудничеству, навыки общения, высокой этической культуры, предполагающая толерантность, принятие другого человека таким, какой он есть, умение подавлять собственный эгоизм; восприятие и усвоение целого комплекса требований, обязанностей и стандартов поведения, которыми регулируется семейная жизнь. Силяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. - М.: Академия Год, 2002

В контексте социальной психологии Сысенко В.А. подходит к определению психологической готовности к семейной жизни через понимание социально- психологических характеристик брака и семьи как микрообщности и социально- психологических факторов в формировании и стабильности брака. По мнению Сысенко В.А., с одной стороны, брак и семья у человека связано самый высокий уровень ожидания тепла, взаимного внимания, глубины понимания, полноты эмоционального контакта и радости взаимной любви. С другой стороны, институт брака не влечет за собой жесткое разделение обязанностей. Основными факторами в формировании брака и его стабильности являются психологическая содержательность, полнота и гармония отношений, которые складываются между супругами. [4, 185 с.] Поэтому Сысенко В.А. предлагает определить психологическую готовность к браку, как готовность к адекватному представлению и действию в реальной, а не воображаемой среде семьи, к адекватному отношению друг к другу, к самому выбору спутника жизни, к совместному преодолению трудностей, кризисов, конфликтов, неизбежно возникающих на жизненном пути. Основной акцент автор делает на готовности к адекватному реальности восприятию и пониманию брака. Сысенко В.А. Устойчивость брака. Проблемы, факторы, условия. - М.: Финансы и статистика, 1981

Шапиро Б.Ю. при изучении типичных трудностей, с которыми сталкиваются молодые люди на стадии пары, отметил следующее, что роль подготовленности будущих супругов к выбору партнера важна. Самым опасным, по его мнению, является не осознавание мотивов в выборе спутника жизни, которые возникают под влиянием традиций и социально одобряемых стандартов (например, сосредоточиться на внешних данных партнера, сосредоточиться на "сценарии романтической любви"). Шапиро Б.Ю. описывает так называемый "любовную ловушку": чувство долга (долго общаться, родители знают, все согласились, и все довольны, обещал закрыть); интимное счастье (на основе мифа, что брак является основой гармоничного сексуальной совместимости); жалость или благодарность. Кроме того, это могут быть браки «по легкомыслию» (стремление перейти из инфантильной категории ребенка в категорию взрослых семейных людей, уйти из родительского дома) и «стимулированные» браки» (как правило, по причине добрачной беременности). Незнание мотивов снижает ответственность. Чаще всего, брак не используется в качестве независимого значения, но как способ удовлетворения других потребностей. Это, в свою очередь, является источником проблем в период формирования пары. Именно поэтому наиболее важной профилактической мерой Шапиро B.Ю. считает работу, направленную на понимание мотивов молодых людей к браку. Шапиро Б.Ю. От знакомства к браку. - М.: Медицина, 1990.

Мотивация вступления в брак, считает Ковалев С.В., содержит по меньшей мере пять типов: любовь, духовную близость, материальный расчет, психологическое соответствие, моральные соображения. Изучение влияния семейного удовлетворенности мотивации брака подтверждает важность первых двух причин. Среди тех, кто вступил в брак по любви и общности взглядов, максимально довольны и минимально недовольны. Важно единство этих двух мотивов. Разочарование семьей и браком оказалось более вероятным у тех, кто ориентировался исключительно на свои чувства без необходимой для их сохранения духовной общности супругов.

По мнению некоторых исследователей, во многих случаях любовь фактор, препятствующий сохранению семьи. "Прежде всего, - говорит Сергей Ковалев - в любви мы не ищем супруга, а любимого человека. [13, 157 с.] Забывая, что мы должны жить с не одна это прекрасное чувство, но с его субъектом и носителем - вполне конкретным человеком, обладающим уникальным психическим миром, образом своего «Я», темпераментом, характером и личностными особенностями, отчего слияние двух «Я» не всегда приводит к появлению одного «Мы». Во-вторых, под прикрытием романтической любви, мы часто забываем, что, независимо от того, сколько пара любили друг друга, в их семье, они не будут просто выполнять обычные функции каждой пары ".

Западногерманский психолог Чернов А утверждает, что, когда ожидание любви становится первостепенным мотивом для вступления в брак, основной смысл семейной жизни с ее повседневной работой, уходом за маленькими детьми снижает гибель этих иллюзий, что нередко приводит к поискам нового любовного партнера. Чернов А. Стратегия брака. «Если бы все женились только по любви, то человечество бы вымерло» // «Ведомости». - №5 (1045). - 16 января 2004

Другой взгляд на отношения любви и брака придерживаются Эйдемиллер Э.Г. и Юстицкий В.В., представляя ее в описании механизма "эмоциональной идентификации с семьей". Авторы считают, эмоциональные отношения симпатии как цементирующей силы в семейных отношениях. Они отмечают, что отношения симпатии в некоторой степени нейтрализуют состояние фрустрации, возникающие в межличностных отношениях, в том числе в семье. Легче возникает адаптация к фрустрирующим особенностям характера супруга. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. -- Семейная психотерапия -Издательство: Медицина, 1990 г.

Степень эмоциональной близости, как указал Питер А., - это особое качество этой семьи, и трудно представить себе любую другую группу, где будут разработаны такие качества в той же степени. Характеризуя эту сторону семейных взаимоотношений на примере родительской любви, говоря о различных и многочисленных проступках ребенка, Петровский А.В. замечает: «При этом любой проступок отнюдь не вызывает к себе бесстрастного отношения родителей. И так может продолжаться недели, месяцы. Складывается впечатление, что потоки возмущения, поступающие через пробоины корабля доверия, откачивают мощные помпы родительской любви». [22, 423 с.]

Во многом сходным по психологической сути, по мнению Эйдемиллера Э.Г. и Юстицкого В.В., является действие симпатии в супружеских отношениях. В этом отношении, эффектом "разочарований растворения". Отношения сочувствие вызывают увеличение интереса к объекту симпатии (например, человек, который любил). Следует подчеркнуть, что этот доброжелательный интерес, связанный с желанием помочь, вместе радоваться или горевать, в свою очередь, производит большее взаимное откровенность и, соответственно, увеличивает сочувствие. Отсюда важность отношений симпатии в предотвращении и смягчении межличностных конфликтов в семье. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. -- Семейная психотерапия -Издательство: Медицина, 1990 г.

В настоящее время брак является добровольным для двух молодых людей, которые даже при наличии экономической зависимости от своих родителей, часто не посвящают их в своих намерениях. Говоря о браке, мы не должны забывать, что желание вступить в брак и готовность к его заключению - это не то же самое понятие. По мнению психологов, морально-психологическая готовность личности к браку означает восприятие целого ряда требований, обязанностей и социальных норм поведения, которые регулируют семейную жизнь.

К ним относятся:

готовность принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям и ответственность за их поведение;

понимание прав и достоинств других членов семейного союза, признание принципов равенства в человеческих отношениях;

стремление к повседневному общению и сотрудничеству, согласованию взаимодействий с представителем противоположного пола, что в свою очередь предполагает высокую нравственную культуру;

умение приспособиться к привычкам и чертам характера другого человека и понимание его психических состояний. [40, 81 с.]

Высокая этическая и психологическая культура, имеющая, способность быть терпимыми и снисходительными, щедрыми и добрыми, принять другого человека со всеми причудами и недостатками, подавлять эгоизм.

Все эти способности являются индикаторами способности человека быстро изменить свое поведение в ответ на изменяющиеся условия, терпимости, стабильности и предсказуемости их поведения, способности идти на компромисс.

Отмечая высокую значимость готовности каждого человека к браку, Дружинин В.Н. отмечает, что сила и судьба брака зависит от многих факторов, так как в него вступают две личности с их сложными психологическими и физиологическими особенностями. Для находящихся в браке людей очень важно быть зрелыми в социально-психологическом отношении личностями.

К психологической зрелости, по мнению Дружинин В.Н., относится отсутствие чрезмерного эгоизма, агрессии и наоборот - особенности доступности признать собственные ошибки и стремление к постоянному совершенствованию в супружеских отношениях. Дружинин В.Н. Психология семьи. - 3 изд., испр. и доп. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

Совокупность факторов, обеспечивающих зрелость человека в семейных отношениях и, следовательно, входит обязательный элемент в подготовке молодых людей к семейной жизни также включает в себя: навыки общения; владение психотехникой общения и саморегуляции; психологическую поддержку; добродушие и отходчивость в ссоре; терпимость к недостаткам другого; умение преодолевать конфликтные ситуации; желание и готовность к появлению детей и совместной заботе об их развитии, воспитании и обучении; социальную активность членов семьи и их умение не замыкаться в узком кругу семейных дел; умение прощать. [17, 87 с.] Такая зрелость не достигается одновременно и зависит от многих факторов. Первый фактор выделяется потребность в психологической готовности и способности к выполнению роли мужа и жены, а затем отца и матери. Каждая социальная роль включает в себя определенные ожидания, которые относятся к ее исполнителям. Таким образом, роль готовности для мужа и жены является точное знание этих ожиданий и желание реализовать их. Дружинин В.Н. Психология семьи. - 3 изд., испр. и доп. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000

Кроме психологической готовности, важнейшими составляющими семьи являются функциональная роль отношения между мужчиной и женщиной. В недалеком прошлом именно мужчина выполнял наиболее тяжелую физическую работу и нес моральную ответственность за благополучие семьи. Сейчас существует значительный разрыв между традиционными понятиями «мужские» и «женские» семейных ролей и фактическим распределением обязанностей в семье.

Реально самые обычные российские семьи основное бремя домашней работы несет женщина. Это часто создает психологически стрессовые ситуации, особенно в молодых семьях. Следовательно, фактор стабильности семьи может быть рациональное распределение обязанностей.

Юношей и девушек, готовящихся связать себя узами брака, необходимо научить выявлять, ставить и соответственно решать совместно с другими членами семьи связанные с семейной жизнью задачи и проблемы так, чтобы нравственно-этическое содержание принимаемых решений реализовалось адаптивными и обогащающими себя и других путями. Копыстянская К.Р., Осетрова Н.В. Мотивы создания семьи и отказа от вступления в брак // Семья в представлениях современного человека. - М.: Просвещение, 1990. - С. 23-45

Резюмируя данный параграф, можно сказать, что в целом, в позициях исследователей нашли отражение три основные идеи: психологическая готовность личности к семейной жизни - является интегративное образование, которое включает в себя множество компонентов; психологическая готовность имеет решающее значение для успеха в решении проблем, возникающих в процессе семейной жизни и деятельности. Анализ литературы по проблеме психологической готовности к браку и уже имеющееся у нас определение психологической готовности позволяет определить готовность к браку как целостное интегративное психологическое образование, обеспечивающее личности успешное вхождение в семейную жизнь и осуществление семейной жизни (в его основе лежит определенный уровень зрелости личности), имеющее собственную структуру с функциональными связями между компонентами. Таким образом, психологическая готовность студенческой молодежи к браку рассматривается нами как система установок на брак, а психологическими составляющими являются принятие на себя новой системы обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям и ответственность за их поведение, понимание прав и достоинств других членов семейного союза, признание принципов равенства в человеческих отношениях, стремление к сотрудничеству и повседневному общению, умение приспособиться к привычкам и чертам характера другого человека и понимание его психических состояний, мотивация на брак и отношение к требованиям и обязанностям в семейной жизни. [41, 478 с.]