logo
Психологическая реабилитация военнослужащих, участников локальных конфликтов

1.1 Психолого-педагогическая характеристика военнослужащих, участников локальных конфликтов

психологическая реабилитация военнослужащий

Военнослужащий - гражданин, проходящий военную службу в государстве, по контракту или военную службу по призыву, в соответствии с федеральным законом о воинской обязанности и военной службе 32 с.120.

К военнослужащим относятся:

- офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту (далее - военнослужащие, проходящие военную службу по контракту);

- офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации;

- сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта (далее - военнослужащие, проходящие военную службу по призыву).

Офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, по своему правовому положению приравниваются к офицерам, проходящим военную службу по контракту, если иное не предусмотрено законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.

В соответствии с Законом «О воинской обязанности и военной службе» (З о ВО и ВС) гражданин мужского пола РФ обязан защищать Отечество - Российскую Федерацию. Воинская обязанность предусматривает: воинский учет, подготовку к военной службе, поступление на военную службу, прохождение военной службы, пребывание в запасе, военное обучение во время войны. Гражданин РФ вправе в соответствии с Основным законом РФ в место военной проходить альтернативную службу. Выполнение гражданином воинской обязанности начинается с воинского учета. Все мужчины за исключением освобожденных Законом о воинской обязанности; проходящих военную службу; проходящих службу в органах внутренних дел обязаны состоять на воинском учете. В соответствии со ст. 19 З о ВО и ВС призывом на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу.

В категорию лиц, проходящих службу в горячих точках, входят мужчины в возрасте от 20 до 35 лет.

По возрастному измерению относятся к периоду средней взрослости от 20 до 35 лет (Д. Векслер), 25-40 (Д.Б. Бромлей). Биррен обозначает весь диапазон развития между юностью и старостью как периоды зрелости: Д. Бромлей - как периоды взрослости, а В.В. Гинзбург и В.В. Буак ранний период называют возмужалостью и взрослостью. Немецкий антрополог Г. Гримм не расчленяет взрослость на отдельные периоды и называет весь этот диапазон жизненных фаз трудоспособным возрастом, как это принято в демографии. Каждый из периодов развития взрослого человека (состоящий, в свою очередь, из серии микропериодов) противоречиво сочетает разные процессы становления: нарастание мощи одних функций, понижение работоспособности других, стабилизацию уровней функционирования ряда характеристик. Структура развития взрослости - зрелости значительно сложнее, чем любая более однородная и однонаправленная структура периодов созревания и старения. Один из ведущих специалистов по психологии взрослых В. Шевчук обнаружил, что у взрослых людей постепенно снижается уровень элементарных зрительных функций, но одновременно повышаются уровень и общая культура наблюдения, с помощью которого и регулируется процесс деятельности.

Таким образом, практический (профессионально-трудовой) опыт имеет решающее значение для развития взрослых, повышая чувствительность и стабилизируя зрительную систему на высоком уровне. Вместе с тем в старшем возрасте по мере накопления жизненного опыта и его профессионализации усиливается влияние на интеллектуальное развитие человека, его индивидуального стиля умственной работы, связанного как с образованием, так и с индивидуально - типическими особенностями. Характеристика среднего возраста как некоторого стационарного состояния равнодействия эволюционно-инволюционных процессов также не содержала какого-либо комплекса признаков качественных психологических изменений.

Для людей старшего возраста, как и для представителей молодого поколения, наличие близких отношений, при которых они как бы отождествляют себя с другими людьми, разделяют с ними свои заботы, мысли, чувства и тревоги, служит важным источником жизненной энергии, эмоционального и физического благополучия. Существование таких отношений является своего рода психологическим амортизатором деловых, бытовых и личных проблем и потрясений.

Этот период жизни можно рассматривать как время делового самосовершенствования, связанного с развитием у человека целого комплекса профессионально необходимых качеств, включая способности, умения и навыки, важные для успешной работы. Цель профессионального самосовершенствования, возникнув в этом возрасте, у многих людей закрепляется и становится одной из главных в жизни.

В ходе развития взрослого человека возрастает степень обучаемости при некотором замедлении скорости интеллектуальных реакций.

Общее и специальное образование для взрослых выполняет не только культурную и техническую функцию, но и помогает достижению высокой жизнедеятельности и жизнестойкости человека.

Социальная сущность личности военнослужащего особенно выражена в потребности общения, которая может быть - потребность в общительном и доброжелательном отношении человека к другим людям, и потребность, проявляющаяся в дружбе с узким кругом лиц, объединенных единством интересов, взглядов, установок. Молодым военнослужащим особенно свойственна потребность в общении в связи с временным ослаблением личных контактов. В общении и сила, и уязвимость человека.

Важное место в жизни человека занимают потребности в общественной деятельности, она рождена характером жизни людей в обществе. Способность к сопереживанию, к активному нравственному отношению к людям, к самому себе и к природе; способность к усвоению конвенциональных ролей, норм, правил поведения в обществе.

Совершая одинаковые по форме поступки, военнослужащие нередко руководствуются разными, порой прямо противоположными мотивами, придают личностное значение своему поведению, соответственно и оценка этих поступков должна быть различной.

Я считаю, стремление воина подготовить себя к выполнению воинского долга в современном бою - вот тот широкий мотив, который придает смысл всей его деятельности по овладению военным делом.

В сложной боевой обстановке, ведущими общественными мотивами являются чувство воинского долга, преданность Родине.

В современном бою с его чрезвычайно высоким морально-психологическим напряжением, разрушительным характером, решительностью целей, динамизмом, вовлечением в орбиту действий огромных масс людей и техники возросла роль политического, нравственного и психологического факторов, а следовательно, изменилось соотношение общественных и ситуативных мотивов в пользу широких мотивов. Военнослужащие в бою получают стресс, психотравму, видя, как на их глазах гибнут друзья и получают увечья.

Важнейшая проблема военнослужащего, пережившего стресс - этап социальной адаптации. Рассмотрим понятие адаптации.

Адаптация - приспособление органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их наилучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней перенагрузки 19.

Человеку нелегко привыкнуть к войне, к ее опасностям и лишениям, к иной шкале жизненных ценностей и приоритетов. Адаптация к новой обстановке требует ломки прежних стереотипов сознания и поведения, без которых просто не выжить в экстремальных условиях, на грани жизни и смерти. Но и вернуться к спокойному, мирному существованию человеку, проведшему на «фронте» хотя бы несколько недель, не менее сложно; обратный процесс перестройки психики протекает столь же болезненно и порой затягивается на долгие годы.

Жизненный опыт тех, кто прошел войну, сложен, противоречив, жесток. И это одна из важнейших причин такого явления, как психотравматическое расстройство (ПТСР), прямым следствием которого становятся конфликтное поведение человека в социальной среде: неспособность принять новые правила игры, нежелание идти на компромиссы, попытки разрешить споры мирного времени привычными силовыми методами. Как правило, послевоенное общество относится к своим недавним защитникам с непониманием и опаской, что только усугубляет болезненную реакцию ветеранов на непривычную обстановку, которую они воспринимают и оценивают с присущим им фронтовым максимализмом.

Душевные надломы, срывы, ожесточение, непримиримость, повышенная конфликтность, с одной стороны, усталость, апатия - с другой - это естественные реакции организма на последствия длительного физического и нервного напряжения, испытанного в боевой обстановке, становятся характерными признаками «война настигает их, даже если когда-то дала отсрочку». Всякие раны надо лечить, это аксиома, и душевные раны тоже, очень мало таких людей, кто может справиться с этим самостоятельно. Те, кому ставят диагноз ПТСР, становятся инвалидами. Но это ведь не просто болезнь. Это душевная рана, которая рушит семьи, сопровождается алкоголизмом, наркоманией. Человек не может сам справиться с этим недугом, а если ему никто не помогает, появляется алкоголь, наркотики. ПТСР часто вызывает депрессию и приводит к самоубийству или к убийствам. Слушая рассказы тех, кто был на той войне, стоит помнить о том, что они не могли ничем повлиять на ход событий, швырнувших их по ту сторону жизни. Им приходилось терпеливо ждать, чем все закончится, - и запоминать, запоминать…, чтобы рассказать нам сегодня о том, что было с ними «вчера».

Адаптация в буквальном смысле это приспособление к условиям среды и рассматривается она чаще всего как психофизиологический процесс. Для военных социальная адаптация, скорее всего, приспособление к определенным социальным условиям жизни людей. Это отнюдь не пассивное приспособление. Адаптироваться к социальным условиям значит, готовится активно искать и находить своё место в большой жизни. Многие военнослужащие после службы в армии, окончании военного ВУЗа идут служить в органы внутренних дел.

Служба в правоохранительных органах связана с необходимостью постоянной работы в режиме большого напряжения и самоотдачи. Эта деятельность сопряжена с высокой степенью риска, потерей здоровья, а иногда и жизни. Требует особого организационного построения и правил межличностного общения, повышенной социальной и профессиональной ответственности, что зачастую приводит к нервно-психическому перенапряжению. Особенно в службах, связанных с длительными психоэмоциональными перегрузками, оказывающими воздействие на биосоциальные функции человека.

Состояние дезадаптапии является ответной реакцией психики на чрезмерные эмоциональные и физические нагрузки и относятся к реакциям неполной адаптации, к проявлениям нервно-психических расстройств, отрицательно влияющих на способность сотрудников выполнять оперативно-служебные задачи.

С 1982 года при отборе на службу в систему МВД стало использоваться понятие «группа риска». Ее введение связано с необходимостью выделения лиц с повышенной вероятностью возникновения болезненных состояний, неадекватных реакций на различного рода воздействия в связи со специфическими условиями профессиональной деятельности особенно в начальный период службы, в напряженных и экстремальных ситуациях или после них.

«Группа риска» представляет собой категорию лиц, у которых наследственные факторы, условия развития и воспитания, личностные и функциональные особенности определяют повышенную вероятность возникновения состояния дезадаптапии, способствующих развитию нервно-психических и психосоматических заболеваний, асоциального поведения, аутоагрессии, приводящие к снижению эффективности и надежности служебной деятельности и профессиональной подготовки. Одновременно достаточно часто приходится попадать в психологически сложные ситуации, связанные с психическим напряжением, возникающим из-за участия в разрешении конфликтов между людьми, а также из-за нахождения в экстремальных ситуациях связанных с возможным применением оружия, захватами заложников, массовыми беспорядками и т.д. Эти явления, как свидетельствуют проведенные исследования, сопровождаются информационной неопределенностью, изменением системы отношений, необходимостью принятия решений при дефиците времени. Это, естественно, вызывает у сотрудников различного рода нервно-психические и соматические заболевания. Не случайно в научных статьях и публикациях как у нас в стране, так и за рубежом, все чаще ставится вопрос в необходимости специальной психопрофилактики стресса у сотрудников силовых подразделений, так как их профессиональной деятельности постоянно присущи многообразные стресс-факторы.

Я считаю, что, сталкиваясь с затруднениями, человек повседневно приспосабливается к окружающей его физической и социальной среде, приносящей ему удовлетворение или порождающей у него тревогу и стресс.

Очевидно, что в нашей культуре - благодаря революционным скачкам в развитии техники, разрушению системы ценностей и т.д. - человек подвергается особенно сильному воздействию стрессов. Об этом же свидетельствует и распространенность заболеваний, вызванных стрессом, - болезней сердца, атеросклероза и бесконечного множества других патологических состояний.

Стресс (данный термин переводится с английского как "давление, напряжение") - это понятие введенное Г.Селье в 1936г., для обозначения широкого круга состояний психического напряжения и действий человека, возникающих в качестве ответа на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры).

Первоначально, понятие возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма ("общего адаптационного синдрома") в ответ на любое неблагоприятное воздействие (Г.Селье), позднее оно стало использоваться для описания состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях.

В зависимости от вида стрессора и характера его влияния выделяются различные виды стресса, в самой общей классификации - стресс физиологический и стресс психологический. Последний подразделяется на стресс информационный и стресс эмоциональный.

Стресс информационный возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда субъект не справляется с задачей, не успевает принимать решения в требуемом темпе, не понимает высокой ответственности за последствия решения.

Стресс эмоциональный появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды. При этом различные его формы - импульсивная, тормозная, генерализованная - приводят к изменениям в протекании процессов психических, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной структуры деятельности, нарушениям двигательного и речевого поведения. Этому воздействуют различные стрессоры.

Стрессор - разнообразные экстремальные воздействия, приводящие к развитию нежелательного функционального состояния - стресса. Стрессоры обычно делятся на физиологические и психологические 5.

Стрессоры физиологические - чрезмерная физическая нагрузка, высокая и низкая температура, болевые стимулы, затруднение дыхания, и прочие.

2) Стрессоры психологические - факторы, действующие сигнальным значением: угрозой, опасностью, обидой, информационной перегрузкой и прочие.

Современные боевые действия, как правило, сопровождаются повышенным стрессогенным воздействием на психику военнослужащих. Существуют различные подходы к пониманию сущности боевого стресса. С нашей точки зрения боевой стресс представляет собой совокупность субреактивных состояний, переживаемых военнослужащими в процессе адаптации к неблагоприятным для жизнедеятельности и угрожающим их жизненно важным ценностям условиям (стрессорам) боевой обстановки. Интенсивность переживания военнослужащим боевого стресса зависит от взаимодействия двух основных факторов:

силы и длительности воздействия на психику военнослужащего боевых стрессоров;

особенностей реагирования военнослужащего на их воздействие.

Различные боевые стрессоры подразделяются на специфические и неспецифические для боевой обстановки. Первые обладают повышенным уровнем стрессогенности и включают:

ситуации, угрожающие жизни и физической целостности военнослужащего;

ранения, контузии, увечья и дозы облучения;

гибель близких людей и сослуживцев;

ужасающие картины смерти и человеческих мучений;

случаи гибели сослуживцев, мирных граждан, ответственность за которые военнослужащий приписывает себе;

события, в результате которых пострадали честь и достоинство военнослужащего.

Ко второй группе относятся стрессоры, присущие как боевой обстановке, так и другим видам стрессовых ситуаций:

повышенный уровень перманентной потенциальной угрозы для жизни;

длительное выполнение напряженной деятельности;

длительная депривация основных биологических и социальных потребностей;

резкие и неожиданные изменения условий службы и жизнедеятельности;

тяжелые экологические условия жизнедеятельности;

отсутствие контактов с близкими родственниками;

невозможность изменить условия своего существования;

интенсивные и длительные межличностные конфликты;

участника боевых действий, так и от особенностей его совладающего поведения. Значимость воздействия на психику военнослужащего тех или иных боевых стрессоров определяется его индивидуально-психологическими особенностями и личностными свойствами, психологической и профессиональной готовностью к ведению боевых действий, характером и уровнем боевой мотивации, особенностями восприятия военнослужащим места и роли боевых действий в истории и перспективе его системы жизнедеятельности.

В свою очередь, эффективность совладающего поведения военнослужащего зависит от уровня его активности, направленной на противодействие негативному воздействию стресс-факторов боевой обстановки; характера используемых им способов преодоления дестабилизирующего воздействия боевых стрессоров на психику, поведение и жизнедеятельность в целом; наличия у военнослужащего опыта совладающего поведения в боевой обстановке и его содержания.

В качестве характеристик боевой деятельности, влияющих на интенсивность боевого стресса, выделяют:

а) степень боевой активности конкретного военнослужащего, определяющуюся, как правило, по количеству боевых операций, в которых военнослужащий принимал непосредственное участие, и которые сопровождались реальной угрозой для его жизни;

б) значимость боевых действий, в которых участвовал военнослужащий, для выполнения более масштабных боевых задач;

в) степень напряженности и характер боевых действий военнослужащего (при этом особое значение придается участию военнослужащего в боевых действиях с противником, значительно превосходящим по силам, в условиях вынужденного отступления, в окружении);

г) количество боевых потерь в части, подразделении, где проходил службу военнослужащий, а также восприятие этим военнослужащим их целесообразности и предопределенности объективными условиями боевой деятельности.

Особое влияние на уровень проявления боевого стресса у конкретного военнослужащего оказывают такие факторы, как: количество перенесенных им ранений, контузий, полученных травм, доз облучения; обстоятельства (если это имело место) взятия его в плен, длительность и условия нахождения в плену.

Наряду с перечисленными факторами выделяются также некоторые социальные, этнические, религиозные, семейные и другие обстоятельства, дополнительно способствующие интенсификации проявлений боевого стресса у военнослужащих. К ним относятся:

а) непопулярность войны в стране, гражданином которой является военнослужащий, участвующий в боевых действиях;

б) наличие у военнослужащего негативного опыта переживания боевого стресса в прошлом;

в) незначительный личный опыт совладающего поведения, имевшийся у военнослужащего в добоевой жизнедеятельности;

г) принадлежность участника боевых действий к национальности этнически близкой к национальности солдат противника (особенно, если военнослужащий принадлежит к национальному меньшинству в своей стране);

д) сходство или близость вероисповедания участника боевых действий к вероисповеданию солдат противника (особенно, если военнослужащий принадлежит к религиозному меньшинству в своей стране);

е) принадлежность участника боевых действий к военнослужащим женского пола;

ж) сложная, по различным причинам, ситуация в семье военнослужащего;

з) сложное материальное и социальное положение военнослужащих и его близких в своей стране.

В зависимости от особенностей взаимодействия указанных выше факторов проявления боевого стресса у различных военнослужащих будут отличаться по различным признакам:

а) интенсивности проявления: от состояний повышенной психической напряженности до состояний, травмирующих психику;

б) преобладающему уровню проявления: физиологическому, психофизиологическому, психологическому;

в) степени осознанности своего состояния самим военнослужащим;

г) преобладающему проявлению в той или иной сфере личности военнослужащего: мотивационной, эмоциональной, когнитивной, волевой, поведенческой;

д) степени подконтрольности проявлений боевого стресса самому военнослужащему;

е) уровню влияния на психическое состояния других военнослужащих; ж)длительности проявления;

з) характеру влияния на эффективность боевой деятельности: от повышения до снижения ее эффективности.

Очевидно, что чем более интенсивный боевой стресс пережил военнослужащий в боевой обстановке, тем больше вероятность возникновения у него негативных психологических последствий. После прекращения воздействия боевых стрессоров. Среди различных проявлений негативных психологических последствий боевого стресса в большей степени затрудняют послевоенную адаптацию участников боевых действий негативные психологические последствия боевого стресса повышенной интенсивности, оказавшего травмирующее воздействие на психику военнослужащих.

Негативные психологические последствия психотравмирующего боевого стресса проявляются в разнообразных формах, которые еще полностью не изучены. Как показывает опыт исследований они чаще всего проявляются в следующем:

1) в потере смысла жизни;

2) в ощущении нереальности своего существования;

3) в возникновении чувства приближения катастрофических изменений в жизни, скорой смерти;

4) в неадекватном снижении или завышении самооценки;

5) в резких и неожиданных для самого военнослужащего изменениях восприятия «Я-образа»;

6) в потере чувства самоидентичности, ощущении внутриличностной дезинтеграции;

7) в переживании необъяснимого и не всегда обоснованного чувства вины за свои действия в пережитой психотравмирующей ситуации боевой деятельности или, наоборот, в неадекватной идеализации этих действий;

8) в возникновении чувства беспомощности или, напротив, в неадекватной субъективной переоценке своих возможностей влиять на ход происходящих в жизни событий;

9) в ощущении отчуждения от самого себя, своих близких родственников и своего прошлого;

10) в постоянном стремлении переосмысливать свой опыт боевых действий в психотравмирующих ситуациях;

11) в неоднократно повторяющемся мысленном конструировании иных, более оптимальных для данного военнослужащего, сценариев произошедших психотравмирующих событий, которые были, как ему представляется, возможны, но не получили развитие в действительности;

12) в стремлении постоянно вспоминать о том, что случилось в психотравмирующей ситуации боевых действий или, наоборот, в нежелании того, чтобы что-то об этом напоминало;

13) в повышенной тревожности или, напротив, в неадекватном реальной ситуации пренебрежении опасностью;

14) в повышенной психической напряженности и необоснованной настороженности; в повышении эмоциональной чувствительности, сентиментальности или, наоборот, в снижении эмоциональной сензитивности и избегании близких эмоциональных контактов с окружающими;

15) в повышенной раздражительности, вспыльчивости и агрессивности в поведении; в замкнутости; в сниженном эмоциональном фоне настроения, подавленности;

16) в суицидальных мыслях и суицидальных настроениях; в появлении ассоциальных тенденций;

17) в потребности в новых «острых» ощущениях, в том числе связанных с риском для жизни.

Кроме того, негативные психические процессы психотравмирующего боевого стресса могут выражаться в заострении тех черт характера военнослужащих, которые затрудняют взаимодействие с другими людьми.

На субклиническом уровне негативные психические процессы психотравмирующего боевого стресса у военнослужащих могут проявляться в таких формах, как:

1) навязчивые воспоминания, переживания, образы, ощущения, напоминающие о психотравмирующих ситуациях боевых действий, возникающие, нередко, спонтанно и оказывающие сильное впечатление на самого военнослужащего своей схожестью с пережитым им реально;

2) неспособность воспроизвести в памяти произошедшие в психотравмирующей ситуации события или их отдельные обстоятельства;

3) трудности засыпания, расстройства сна, кошмарные сновидения; различного рода страхи (страх темноты, высоты, одиночества и др.);

4) резкие колебания настроения от повышенно-приподнятого до подавленно-тоскливого;

5) неконтролируемые вспышки гнева и злобно-агрессивные реакции; «застревание» на определенных мыслях, переживаниях, действиях, необоснованная мелочная придирчивость к окружающим;

6) заторможенность мышления;

7) неспособность полностью сконцентрироваться на решении той или иной задачи, на выполнении одной деятельности;

8) трудности запоминания несложной информации;

9) резкое снижение работоспособности и продуктивности деятельности;

10) заметное снижение эффективности саморегуляции и самоконтроля.

Негативные психические процессы психотравмирующего боевого стресса нередко сопровождаются: возникновением головной боли и головокружений; болевыми или неприятными ощущениями в области сердца, желудка; повышенной потливостью; резким снижением или повышением аппетита, половой активности; ощущением разбитости; неконтролируемым дрожанием рук, ног, головы, век и других частей тела, а также обострением имевшихся ранее соматических заболеваний.

Человеку нелегко привыкнуть к войне к ее опасностям и лишениям, к иной шкале жизненных ценностей и приоритетов. Адаптация к новой обстановке требует ломки прежних стереотипов сознания и поведения, без которых просто не выжить в экстремальных условиях, на грани жизни и смерти. Но и вернуться к спокойному, мирному существованию человеку, проведшему на фронте хотя бы несколько недель, не менее сложно; обратный процесс перестройки психики протекает столь же болезненно и порой затягивается на долгие годы.

Душевные надломы, срывы, ожесточение, непримиримость, повышенная конфликтность, с одной стороны, усталость, апатия - с другой - это естественные реакции организма на последствия длительного физического и нервного напряжения, испытанного в боевой обстановке, становятся характерными признаками «война настигает их, даже если когда-то дала отсрочку».

Всякие раны надо лечить, это аксиома, и душевные раны тоже, очень мало таких людей, кто может справиться с этим самостоятельно. Те, кому ставят диагноз ПТСР, становятся инвалидами. Но это ведь не просто болезнь. Это душевная рана, которая рушит семьи, сопровождается алкоголизмом, наркоманией. Человек не может сам справиться с этим недугом, а если ему никто не помогает, появляется алкоголь, наркотики. ПТСР часто вызывает депрессию и приводит к самоубийству или к убийствам. Слушая рассказы тех, кто был на той войне, стоит помнить о том, что они не могли ничем повлиять на ход событий, швырнувших их по ту сторону жизни. Им приходилось терпеливо ждать, чем все закончится, - и запоминать, запоминать…, чтобы рассказать нам сегодня о том, что было с ними «вчера».

Есть и специфические моменты, связанные, прежде всего, с социальными и социально-психологическими условиями труда сотрудников. Так, нахождение сотрудников в служебных командировках вдали от крупных городов и населенных пунктов, требует от личного состава быть готовыми к преодолению значительного числа трудностей социально-бытового характера. Одновременно с этим хронический некомплект специалистов в подразделениях и их разный профессионально-культурный уровень, часто приводит к конфликтам межличностного и межгруппового характера среди сотрудников самого подразделения, в том числе на почве различной престижности отдельных служб и служебного эгоцентризма, недостаточной психологической совместимости и готовности к совместной групповой деятельности.

Наличие всех вышеуказанных стресс-факторов «присущих службе личного состава», со всей остротой входит в повестку дня и ставит вопрос о необходимости внедрения в процесс как подготовки будущих специалистов, так и непосредственной служебной подготовки сотрудников целостной системой мер, их психопрофилактики и психогигиены.

Психогигиена - часть общей гигиены, разрабатывающая мероприятия по сохранению и укреплению нервно-психического здоровья человека 19.

Психогигиена тесно связана с психопрофилактикой, направленной на устранение факторов, вредно отражающихся на психике человека, и использование факторов положительно на нее влияющих.

Поэтому одна из важных задач профподготовки будущих специалистов личного состава состоит в том, чтобы повысить их эмоционально-волевую устойчивость и научить приемам волевой регуляции (мобилизации), в том числе и для действий в экстремальных условиях.

Эмоционально-волевая устойчивость - это сложное психическое состояние, структуру содержания которого в качестве составляющих входят: умение владеть собой, своими действиями, поступками, переживаниями и чувствами; способность сознательно поддерживать и регулировать свое самочувствие и поведение, в том числе и в экстремальной ситуациях деятельности.

С позиции физиологии суть механизмов саморегуляции поддержания эмоционально-волевой устойчивости заключается или в затормаживании, подавлении активизированными корковыми связями, образованными на основе смысловых команд, подкорковых очагов возбуждения, или, наоборот, в возбуждении подкорковых очагов и выработке должного уровня активности.

Эмоционально-волевая мобилизация - это временная активизация волевых усилий требующихся для выполнения определенной деятельности на должном уровне. С позиций психологии способность человека к саморегуляции уровня эмоционально-волевой деятельности и мобилизованности связана с тем, что Его психика целостна и в итоге он может сознательно управлять ею.

Например, настроение отражается на всех этапах волевого акта: принятие решения, планировании и исполнения (достижение цели). Эмоциональная привлекательность цели и наличие определенного идеала облегчает выполнение решения. В этом случае волевые усилия как бы не ощущаются человеком. Однако при наличии отрицательного эмоционального состояния, требуется дополнительные волевые усилия, так как известно, что способность к волевому усилию затруднена у людей находящихся в угнетенном состоянии. Для психического здоровья необходимо уметь волевыми усилиями подавлять нежелательное эмоциональное состояние, неизбежно возникающее в деятельности. Таким образом, если недостаточно усилий для успешного саморегулирования личности необходима реабилитация военнослужащих.