Психологическая саморегуляция в условиях алкогольной зависимости

курсовая работа

2.1 Диагностика эмоционального состояния участников исследования. Констатирующий эксперимент

Использовались следующие методики: восьмицветовой тест Макса Люшера, шкала реактивной и личностной тревожности (ШРЛТ) И.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина.

Экспериментальная работа проводилась на базе учебного заведения. В процессе работы были использованы вышеперечисленные методики.

Работа состояла из трех этапов:

Констатирующий эксперимент;

Формирующий эксперимент;

Контрольный эксперимент.

Для определения эффективности предложенных методов были определены две группы:

контрольная (10человек)

экспериментальная (10 человек).

Первым этапом работы был проведен констатирующий эксперимент, целью которого было выяснить уровень развития эмоционального состояния участников исследования.

Методика № 1: тест Люшера

Цель: выявить характер эмоционального состояния участника.

Процедура обследования протекает следующим образом: испытуемому предлагается выбрать из разложенных перед ним таблиц самый приятный цвет, не соотнося его ни с расцветкой одежды (идет ли к лицу), ни с обивкой мебели, ни с чем-либо другим, а только сообразуясь с тем, насколько этот цвет предпочитаем в сравнении с другими при данном выборе и в данный момент. Раскладывая перед обследуемым цветовые эталоны, следует использовать индифферентный фон. Освещение должно быть равномерным, достаточно ярким (лучше проводить исследование при дневном освещении). Расстояние между цветовыми таблицами должно быть не менее 2 см. Выбранный эталон убирается со стола или переворачивается лицом вниз. При этом психолог записывает номер каждого выбранного цветового эталона. Запись идет слева направо. Номера, присвоенные цветовым эталонам таковы: темно-синий -1, сине-зеленый-- 2, оранжево-красный -- 3, желтый -- 4, фиолетовый -- 5, коричневый -- 6, черный -- 7, серый-- 0.

В результате проделанной работы решены задачи использования цвета для диагностики личности, изучения методики восьмицветового теста Люшера, продиагностирован конкретный индивид, на выявления уровня тревожности, настроения, личностных особенностей.

Цель исследования - изучение неосознанных, глубинных проблем личности, актуального состояния, индивидуального стиля переживания.

После обработки результатов теста подтвердилась то, что выбор цвета отражает направленность испытуемого на настроение, функциональное состояние.

Проведенное исследование показало, что метод цветовых выборов представляет собой весьма тонкий психодиагностический инструмент. Методика выявляет не просто состояния в связи с той или иной ситуацией, а состояние как реакцию на эту ситуацию конкретного индивида в рамках присущего его типа реагирования.

Методика №2. Шкала реактивной и личностной тревожности (ШРЛТ) И.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

Суждение - я спокоен, мне ничто не угрожает, я нахожусь в напряжении, я внутренне скован, я чувствую себя свободно, я расстроен, меня волнуют возможные неудачи, я ощущаю душевный покой, я встревожен, я испытываю чувство внутреннего удовлетворения, я уверен в себе, я нервничаю, я не нахожу себе места, я взвинчен, я не чувствую скованности, напряжения, я доволен, я озабочен, я слишком возбужден и мне не по себе, мне радостно, мне приятно.

Обработка результатов.

1) Определение показателей ситуативной и личностной тревожности с помощью ключа.

2) На основе оценки уровня тревожности составление рекомендаций для коррекции поведения испытуемого.

3) Вычисление среднегруппового показателя СТ и ЛТ и их сравнительный анализ в зависимости, например, от половой принадлежности испытуемых.

При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом, чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной). При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов - низкая, 31 - 44 балла - умеренная; 45 и более высокая.

Результат проведения констатирующего эксперимента в экспериментальной и контрольной группах представлен в таблицах 1 и 2.

Таблица 1. Результаты диагностики молодых людей экспериментальной группы по методикам №1 тест Люшера и №2 Шкала реактивной и личностной тревожности (ШРЛТ) И.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина

№ п/п

Методика 1(наличие проблем)

Методика 2

1

+

30

2

-

30

3

-

25

4

-

24

5

+

45

6

+

46

7

+

50

8

+

40

9

-

34

10

-

40

Таблица 2. Результаты диагностики молодых людей контрольной группы по методикам №1 тест Люшера и №2 Шкала реактивной и личностной тревожности (ШРЛТ) И.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина

№ п/п

Методика 1

Методика 2

1

+

45

2

+

46

3

-

24

4

-

25

5

+

35

6

-

36

7

-

21

8

-

20

9

-

15

10

+

32

В ходе эксперимента было отмечено, что высокий уровень тревожности был выявлен у 2 участников контрольной группы и у 4- экспериментальной. Эти молодые люди практически не испытывали никаких затруднений при выполнении задания. Они легко шли на контакт и не испытывали смущения, проявляли явный интерес к заданиям.

Тест Люшера выявил наличие проблем в 5 участников экспериментальной группы, причем четыре из них имели повышенную тревожность и у 4 - контрольной (2 имеют повышенную тревожность).

Проблемы участников экспериментальной группы носили личностный характер, неустойчивая психика, переменчивое отношение, несформированное отношение к действительности (анализ выбора цвета).

Таким образом, констатирующий эксперимент выявил существование личностных проблем у 50% экспериментальной группы и у 40% контрольной группы молодых людей.

Делись добром ;)