Психологическая характеристика физических качеств

контрольная работа

2. Психофизиологическая характеристика силы

Одно из свойств движений -- сила - сопротивление мышцы внешним воздействиям.

Еще в древности люди поняли, что главный недостаток мышечной системы человека -- ее медленное действие. Первым, кто задумался над использованием мускульной энергии человека, были механики, создающие метательные машины. Они многие вопросы прикладной механики решили раньше, чем были открыты законы механических явлений.

В результате был открыт симбиоз: мышца -- упругий элемент. Он хорошо компенсировал недостаточную скорость разрядки энергии мышцами; упругий элемент может накоплять в изгибе, сжатии, растягивании, скручивании энергию мышечного сокращения медленно, а разряжать ее мгновенно, взрывом, который в десятки раз превосходит быстродействие мышцы. Упругий элемент не увеличивает энергию Движения, а только позволяет эффективно ее использовать. Например, баллисты Архимеда метали камни массой 30 кг на расстояние более 409 м, а катапульты, использующие мускульную энергию многих людей, камни массой до 500 кг метали на расстояние 30 м.

Подражание природе долгое время было принципом творчества. Поэтому в метательных машинах заложены образы действий человеческого тела. Живое движение и движение механического устройства имеют определенные сходство и различия. В катапульте главная деталь -- упругий элемент, выполненный в виде балки с подвешенной пращой, в которую вкладывался камень. В броске мяча роль балки выполняет все тело от пят до кистей рук, являющихся самой совершенной пращей. Зарядка катапульты осуществлялась подтягиванием балки закрепленной одним концом у основания с помощью ворота, тянущего ее через пучок сухожилий. И когда балку отпускали, она, разряжая медленно накопленную мускульную энергию, под действием сил упругости почти мгновенно возвращалась к передней части катапульты, а камень улетал. В броске мяча все тело футболиста-вратаря, как и балка, заряжаются энергией замаха рук с мячом. Это в простейшем варианте -- броске с места. В более сложном и, следовательно, эффективном броске тело заряжается кинетической энергией разбега, которая увеличивается с каждым шагом и взрывообразно материализуется в скорости полета мяча.

Однако катапульта имеет только одну степень свободы, то есть может перемещаться в одной плоскости -- вперед и назад по одной раз и навсегда заданной траектории. Человеческое тело имеет множество степеней свободы взаимного перемещения своих звеньев в пространстве. Большое число степеней свободы позволяет спортсмену выполнять точные движения по самым замысловатым траекториям, воспроизводить сколь угодно сложные формы предметов и запоминать их. Эта избыточность движений становится непреодолимой помехой, когда нужно из бесконечного числа возможных форм движений выбрать и осмыслить только одну рациональную форму, например, конструкцию эффективного броска.

Психологи различают большое количество физических свойств движений. В начале обучения эти физические свойства, отражаясь в сознании ученика, составляют сенсорный образ, затем, по мере развития регуляции движений -- и смысловой образ, а на вершине совершенства возможно формирование образа-символа, который своим содержанием охватывает, как формулой, все мыслимое содержание движений, возможное сейчас и в будущем. Образ является не только продуктом действия -- ощущением и восприятием, но -- и это самое главное -- регулятором движений.

Говоря о силе и выполняемой ею работе, следует учитывать, как хорошо эта сила используется и сколько при этом непроизводительных потерь на "закрепощение" движений и рассеивание энергии.

Органы движения оснащены мышцами, и их работа позволяет производить ускорение движений за счет энергии активного мышечного сокращения. Есть еще одна сила, которую можно назвать силой трения, но не в физическом смысле этого понятия, а в функциональном. Когда на пути движения создаются дополнительные физические силы, они его осаживают, стопорят. Эти силы возникают в результате перерегуляции движений -- от несвоевременного ускорения, придаваемого движению, от регуляции, идущей вопреки естественному течению движений.

В броске мяча и в его чувственном отражении можно выделить по крайней мере шесть "катапульт", каждая из которых имеет свое назначение и выполняет строго определенную функцию в осуществлении оптимального броска.

Первую "катапульту" образует группа мышц, охватывающих голеностопный сустав. С нее начинается создание баллистической волны импульса силы, которая перемещается, усиливается за счет активности последующих "катапульт" до того момента, когда мяч, покинув руку, устремится к цели. Вторую "катапульту" образуют мышцы коленного сустава, подбрасывающие массу тела вверх-вперед в ходе броска; третью -- мощнейшие мышцы тазобедренного сустава; четвертую -- мышцы плечевого сустава; пятую -- мышцы локтевого сустава, которые вносят последний вклад энергии в волну ускорения мяча и создают предпосылки для закрутки мяча в нужном направлении. Шестая "катапульта" -- кисти рук -- осуществляет точнейшую наводку мяча под будущую траекторию в соответствии с намерением.

В "катапульте" есть ограничитель, о который ударяется балка перед вылетом камня. Без этого из катапульты попасть в цель: тормозящее устройство задает угол вылета мяча и концентрирует в одну точку энергию разгибающейся балки. В человеческом теле такого устройства нет. Здесь работает только сила мышц. Все зависит от умения чел века использовать эту силу для торможения горизонтального перемещения своего тела, умения фиксировать звеньев тела и делать их неподвижными уже в ходе самого процесса броска. Торможение звеньев тела осуществляется ступенчато -- от голени до кистей рук.

В формировании умений создания баллистической волны импульса силы и торможения тела состоит сложность регуляции движений эффективного броска. Чтобы сформировать умения, нужно наперед знать ходы мысли при выполнении движений, места приложения сил. А мысль футболиста работает в двух противоположных направлениях.

Во-первых, она организует максимально быстрое и строго последовательное (ступенчатое) ускорение звеньев тела (от пят до кистей с мячом) за счет разрядки энергии предварительно напряженных мышц каждой из шести "катапульт". Ступенчатое и в то же время плавное ускорение звеньев тела возможно, если каждая из "катапульт" срабатывает в строгом порядке (не опаздывает и не опережает строй), в едином потоке до вершины гребня волны силы, уносящей мяч в полет. Нарушение гармонии ускорения приводит к набеганию волн силы друг на друга, они сталкиваются как противозначные и взаимно уничтожаются, что и приводит к травмам в тех местах тела, где они встречаются.

Если же гармония ускорения движений в броске нарушается, то баллистическая волна импульса силы начинает "разбрызгиваться", мышцы работают на разрыв, движения -- на слом. Причина: сам спортсмен создает дополнительный импульс силы, который вместо ламинарного, спокойного и стройного потока импульса силы дает турбулентный, бурлящий, сметающий на своем пути все процессы регуляции движений и вихрем проносящийся по телу, ломая и скручивая его в самых непредвиденных направлениях.

Во-вторых -- организуется ход мысли, направленной на активное торможение отработавших "катапульт". Мышечные усилия, направленные на торможение звеньев тела, должны включаться в те моменты движения, когда волна импульса силы завершает перекат на каждую очередную "катапульту". После завершения торможения скорость перемещения "катапульты" в свободных движениях близка к нулю. Иначе говоря, торможение отработавших "катапульт" осуществляется ступенчато и волнообразно. Заканчивается волна торможения в момент вылета мяча из последней "катапульты" -- кистей рук. Они в этот миг должны иметь, как говорится, нулевую скорость, а все тело, вытянутое вверх, застывает в неподвижной позе.

Мощность баллистической волны импульса силы регулируется инерцией тела, накопленной в разбеге, то есть в подготовительных движениях. Скорость разбега определяет также ритм волны и, следовательно, ее кинетическую мелодию.

Все сказанное относится к чувственной стороне образа движений броска. А искусность исполнения, механика движений и эффективность броска зависят от того, как футболист сможет реализовать в формировании механизма регуляции свои знания о структуре движений. А смысловая сторона образа движений базируется на логической схеме двигательного действия. Именно на ее основании разворачиваются главнейшие психические процессы по реализации намерения, а реализация намерения требует специальной организации предметного действия.

Делись добром ;)