Психологические механизмы формирования адекватности самооценки у подростков

дипломная работа

ВВЕДЕНИЕ

В нашем динамически развивающемся обществе мы, глядя на подрастающих детей, предъявляем им высокие требования, говоря о том, какими должны быть подростки, как должны себя вести, к чему стремиться, с кем дружить и т.д. Но, чаще всего мы забываем, что в этом возрасте человек начинает формироваться как личность. Мы боремся с подростковой преступностью, необоснованной агрессией, тревожностью, неуверенностью подростков в себе, но не стоит забывать, что вовремя протянутая «рука помощи» со стороны психологической службы, да порой просто «грамотного взрослого» могут изменить ситуацию. Ведь формирование личности происходит не в один миг и порой подросток не может сам направить себя в нужное «русло», оценить себя по достоинству, добиться уважения окружающих, а затем и самоуважения. Важно создать условия подростку для формирования адекватной, полноценной, социально- активной личностью, обладающей собственным достоинством и осознающей свою само ценность, - личностью с адекватной самооценкой. Самооценка в значительной степени определяет социальную личность и прямо связана с процессом социальной адаптации и дезадаптации личности, а также особым образом выражает определённый уровень притязаний.

В нашей дипломной работе представлены результаты изучения психологических механизмов, формирующих адекватную самооценку подростков. Были изучены такие аспекты как самооценка, уровень притязаний и социальный статус. Самооценка - сложное, динамическое личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Формируясь в процессе всей жизнедеятельности личности, самооценка выполняет важную функцию в её развитии и выступает регулятором различных видов деятельности и поведения человека. С самооценкой тесно связано и другое личностное образование- уровень притязаний. Под ним понимается уровень трудности тех задач, на осуществление которых претендует человек, побуждаемый мотивами, а так же устойчивая потребность в положительной оценке. В зависимости от уровня адекватности самооценки подросток определяет уровень трудности выбираемых для себя задач, а так же реагирует на успех и неудачу: при завышенной самооценке подростки на успех реагируют адекватно, а на неуспех неадекватно (выбирают ещё более сложную задачу), при низкой самооценке подростки, как правило, адекватно реагируют на неуспех, а на успех реагируют неадекватно (выбирают менее сложную задачу).

Социальный статус - не менее актуальный аспект психосоциального поведения подростков. Способность подростка мыслить на уровне формальных операций позволяет ему оценивать себя, вырабатывая адекватную манеру поведения, развивать волевые качества, это высоко оценивается сверстниками. Социальный статус- это элемент подструктуры личных взаимоотношений, один из факторов положения подростка в системе личных отношений и один из показателей как подростки принимают друг друга, как оценивают, чем мотивируют свои выборы, как относятся к своему социальному положению.

Адекватность самооценки формируется под влиянием общества, а значит она тесно связана с социальным статусом подростка, т.к. отношения в процессе постоянного общения всегда предполагают наличие статусно-ролевой структуры, в которой закреплены формальные и неформальные роли членов группы, положение личности, желательность его либо нежелательность. Социальный статус характеризуется уровнем эмоционального предпочтения (приемлемости) индивида по сравнению с остальными членами группы и может быть определён только по взаимоотношениям, которые устанавливаются людьми в группе.

Наш интерес как исследователей был направлен, прежде всего, на изучение взаимосвязей социального статуса и уровня притязаний с самооценкой, особенности их проявлений у подростков, взаимосвязь мнения педагогов о самооценке подростков и реальной самооценки, а также взаимосвязь самооценки и успеваемости.

Наши исследования затрагивали только одну из сторон социальных отношений подростков (обучение в учебном заведении), тогда как немало важное влияние на формирование адекватной самооценки оказывает семья и друзья (так, например, известно, что на самооценку мальчиков большое влияние оказывают отцы).

Вопросами формирования адекватной самооценки и её роли в развитии личности уделено большое внимание различных авторов. Формирование полноценной, социально активной, уверенной в себе личности, способной легко адаптироваться в социальной среде - было задачей не одного поколения исследователей. В трудах советских исследователей подчёркивается мысль о том, что самооценка - сложный продукт труда, познания и общения - возникает как средство организации своего поведения, деятельности и целесообразных отношений с окружающими людьми. Исходным методологическим положением для исследователей самооценки является классическое положение К.Маркса о том, что человек сначала смотрелся как в зеркало в другого человека ;лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Пётр начинал относиться к себе как к человеку . Советская школа была представлена такими учёными как Божович Л.И. (1968), Ананьев Б.Г. (1969), Рубинштейн С.Л. (1959), Кондратьев (1960), Слободчиков В.И. (1985) и другие. Рассматривая самооценку подростков, следует сказать о важности формирования адекватного уровня. Неадекватная, низкая самооценка снижает уровень притязаний, способствуют развитию неуверенности в себе, в собственных возможностях, ограничивает жизненные перспективы. Завышенная самооценка вступает в противоречие с оценкой подростка другими людьми, встречает отпор коллектива и может стать причиной конфликта в отношениях с его членами. Возможно, наше исследование поможет ярче высветить взаимосвязи и причины нарушения адекватности самооценки и внесёт свой вклад в современный подход к решению данной проблемы.

Цель исследования: Изучить взаимосвязь адекватности самооценки и уровня притязаний у подростков, изучить взаимосвязь уровня адекватности самооценки и социального статуса у подростков.

Задачи исследования:

- изучение методолого-теоретических аспектов самооценки, уровня притязаний, социального статуса подростков

- исследование уровня адекватности самооценки, уровня притязаний и социального статуса у подростков

- проведение сравнительного анализа взаимосвязи уровня адекватности самооценки и уровня притязаний у подростков с помощью методов статистической обработки данных

-проведение сравнительного анализа взаимосвязи уровня адекватности самооценки и социального статуса у подростков с помощью методов статистической обработки данных

- проведение сравнительного анализа уровня адекватности самооценки подростков и их оценки педагогом с помощью методов статистического анализа

- проведение сравнительного анализа уровня адекватности самооценки подростков и их успеваемости в колледже с помощью методов статистического анализа.

Объект исследования: личность подростка.

Предмет исследования: особенности самооценки, уровня притязаний, социального статуса у подростков и взаимосвязь между ними.

Гипотеза исследования: можно предположить наличие прямой зависимости уровня адекватности самооценки и социального статуса у подростков.

Методологической основой нашего исследования явились:

- научно- теоретические положения о структуре личности (Божович Л.И., Ананьев, Леонтьев, Фельдштейн)

- теория развития личности в онтогенезе;

- личностно - центрированный подход в изучении личности.

В работе использованы следующие методы исследования:

1. теоретические методы

- анализ литературы

- изучение документации

- сравнительный анализ полученных данных

2. экспериментальные методы

- наблюдение (систематическое, несистематическое, включенное,

открытое)

- эксперимент (естественный, контактирующий)

- тестирование

- социометрия

-интервью (свободное, глубинное)

3. методы статистического анализа данных:

- вычисление коэффициента линейной корреляции Пирсона.

Наша работа в основе имеет следующие принципы:

1. общефилософские

- развития

- детерминизма

2. психолого-педагогические

- доступности

- гуманности

3. нами были сформулированы так же собственные принципы:

- осознанности той информации, которую мы доносим

-эмпатичности.

ГЛАВА 1

Делись добром ;)