Психологические механизмы формирования адекватности самооценки у подростков

дипломная работа

1.2 Структура личных взаимоотношений в группе сверстников

Дифференцированный анализ взаимоотношений в группе всегда предполагает определенную классификацию элементов выделенной для изучения подсистемы. В каждой из подсистем взаимоотношений существует своя статусно-ролевая структура, в которой закреплены формальные и неформальные роли членов группы, их положение в ранговом распределении относительно характерной для нее эмоциональной шкалы ценностей. Интегральным понятием для характеристики места личности в системе внутригрупповых социально-психологических координат является понятие «позиция», в котором слиты воедино объективные факторы положения личности и субъективное отражение, рефлексия, интелектуально-эмоциональный отклик личности, который выражается в осознании и переживании этого своего положения [21].

Внутренняя позиция по Л.И. Божович представляет собой систему, которая «складывается из того, как ребенок на основе своего предшествующего опыта, своих возможностей, своих ранее возникших потребностей и стремлений относится к тому объективному положению, какое он занимает в жизни в настоящее время и какое положение он хочет занимать. Именно эта внутренняя позиция обуславливает определенную структуру его отношения к действительности, к окружающим и к самому себе». В понятие «позиция» включается и объективное положение подростка, и его отношение к положению, и его притязания в данной области. Положение в группе интегрирует роли и статусы личности во всех подструктурах группы. При чем социометрический статус - это один из основных факторов положения личности в подсистеме личных отношений, который характеризуется уровнем эмоционального предпочтения (приемлемости) данного индивида по сравнению с остальными членами группы [6].

Другим фактором положения является взаимность межличностных установок индивида. Осознание, переживание своего положения и взаимоотношений, а также притязаний в этой области - третий элемент в структуре позиций личности в подсистеме личных отношений. Социометрический статус близок к личному статусу, представляющему собой положение, которое человек занимает в первичной группе в зависимости от того, как он оценивается в качестве человеческого существа. Личный статус, как и положение человека в обществе, есть социальный процесс, и он может быть определен только в связи с взаимоотношениями, которые устанавливаются людьми в группах.

В социометрическом опросе личность оценивается как желательный партнер по деятельности. Анализируя социометрические критерии важно увидеть, что при сильном и неопределенном критерии выбора выявляется обобщенное эмоционально-оценочное отношение выбирающего к выбираемому. Следовательно, социометрический статус измеряется числом полученных выборов. Чем больше сверстников выбирают данного индивида, тем выше его социометрический статус. Соотношение числа членов группы, получивших разное число выборов квалифицируется как статусная структура личных взаимоотношений.

В зарубежной социометрии выработана специальная терминологическая система, описывающая уровни статуса. В соответствии с количеством полученных выборов испытуемых относят к категории «звезд», «изолированных», «пренебрегаемых» и «отверженных» [22].

Термином «звезда» обозначают индивидов, которые получают наибольшее количество выборов. По выражению Марено эти люди «привлекают столько выборов, что они захватывают центр сцены, подобию звезде». Это те люди, которые получили больше выборов, чем можно ожидать по теории вероятностей.

Если количество выборов, полученное членом группы находится ниже среднего уровня, его относят к категории «пренебрегаемых». К «изолированным» относят тех испытуемых, которые в эксперименте не получили ни одного выбора. «Изолированные» трактуются как «инородные тела» или «социальные островки». «Отверженными» считаются испытуемые, которые в эксперименте, где используются отрицательные критерии, получают отрицательные «выборы» [24].

Психологический смысл различных категорий социометрического статуса становится ясным в контексте сформулированной ранее позиции подструктурной модели группы. Необходимо учитывать, что социометрический статус является элементом подструктуры личных взаимоотношений и его уровни описывают положение члена группы именно в этой подсистеме.

Личность может иметь другое положение в других групповых подструктурах. В связи с этим нельзя, к примеру, отождествлять понятие «лидер» и понятие «звезда». Лидерство относится к подсистеме общих, а не личных взаимоотношений. «Звезда» т.е. наиболее эмоционально притягательный член группы не обязательно выступает в качестве доминирующего в процессе общения. Точно также «лидер» не обязательно является социометрической «звездой». «Звезда» чаще всего исполняет другую социальную роль - «любимец класса». Эти избранники коллектива не обязательно являются его лидерами. «Лидер» - это вожак, это человек, который сознательно и активно ведет других к достижению определенной цели [46].

Группа предъявляет разные требования к качествам личности тех и других. В то же время не исключено, что «лидер» может одновременно быть и социометрической «звездой». Также можно рассмотреть и статус «изолированный». Так он не означает, что данный член группы реально не общается со сверстниками. Он означает лишь, что в ситуации выбора ни у кого из товарищей по группе по отношению к нему не обнаружено симпатии. Подчеркивая возможные различия статусов в разных подструктурах, следует иметь в виду глубокие и неразрывные взаимосвязи этих структур, а следовательно и статусов. Члены группы с высоким социометрическим статусом в процессе общения находятся чаще всего в более благоприятном положении, чем тот, у кого социальный статус низок. Соответствия здесь того же порядка, как и соответствия социометрических результатов и реального общения членов группы [43].

Положение личности в подсистеме личностных взаимоотношений определяется не только ее статусом, но и взаимностью, симметричностью отношений с другими членами группы. Следовательно, структура личных взаимоотношений складывается из двух главных переменных - социометрического статуса индивида и показателя взаимности его отношений, которое в социометрическом опросе фиксируется как взаимный выбор. Феномен взаимности симпатий, эмоционального предпочтения, межличностной установки, проявляющейся во взаимном выборе, может быть проанализирован с двух взаимосвязанных точек зрения:

Собственно личностный аспект: наличие или отсутствие взаимности, полнота насыщения, под которой можно понимать число взаимных выборов, очередность взаимного выбора, постоянство взаимности и других показателей, являющихся важной характеристикой состояния взаимоотношений личности с другими членами группы.

Групповой аспект, который традиционно выдвигается на первый план суммарное выражение взаимности, зафиксированное в данной группе - считается одним из важнейших параметров, измеряющих состояние межличностных отношений.

Как личностный показатель взаимность играет весьма существенную роль в формировании эмоционального самочувствия человека в группе. Трудно сказать, что в действительности острее переживается человеком - число предпочтений, адресованных ему или взаимность, статус или взаимность. На сознательном уровне испытуемые оценили взаимность как нечто более ценное для себя, чем статус [21].

Анализ взаимности как группового показателя тесно связан с такими же характеристиками группы как «групповая сплоченность», «организованность». Логический анализ и экспериментальные данные свидетельствуют о связи уровня взаимности отношений с уровнем социометрического статуса. На самом деле, чем больше выборов получает индивид, тем выше вероятность возникновения взаимности. Например, у человека, который сделал три выбора, а получил три или четыре и т.д. больше шансов получить взаимность, чем у того, кто, сделав три выбора, получил один или два. У тех, кто не получил не одного выбора, разумеется, нет никаких шансов на взаимность. Члены группы без взаимных выборов находятся в низких социометрических категориях. Это объясняется тем, что подростки с низким статусом тянутся к членам группы с высоким статусом и не выбирают равных себе по статусу. Лица же с высоким статусом их не выбирают. Таким образом, испытуемые с низким статусом остаются без взаимности [21].

Представляют интерес мотивировки данные своему выбору младшими подростками. Эти характеристики объектов выбора не могут считаться доказательством действительного наличия у них определенных особенностей. Аргументы, которые были приведены испытуемыми в исследованиях психологов, не должны рассматриваться в качестве подлинных мотивов выбора. Эти мотивы могут либо не осознаваться в полной мере, либо по разным причинам преднамеренно искажаться [22].

В подростковом возрасте структура мотивировок отличается от других возрастных групп. Значительную роль играют указания на нравственно-психологические черты личности товарища - «волевой», «честный», «смелый» и т.д. В качестве мотива уже появляются высказывания, свидетельствующие об осознании потребности внутреннего общения, сопереживания. Также мотивировки морального характера привлекаются подростками и для обоснования своего нежелания выбрать того или иного одноклассника - «лень», «лживость», «не честность», «завистливость».

Как отмечают психологи, для того чтобы завоевать благоприятное положение в классе ребенку необходимо обладать многими положительными качествами, для того чтобы попасть в число не популярных, изолированных, ему достаточно обладать одной - двумя отрицательными чертами. Эту особенность в подростковом возрасте, как правило, связывают с нравственным обликом личности. Среди черт личности подростка, выступающего как объект симпатии, выделяют в первую очередь эмоциональные качества (чуткость, отзывчивость, скромность); во вторую - волевые качества личности; в третью - интеллектуальные. В ряде других исследований были получены результаты, подтверждающие, что на всех возрастных этапах волевые черты оказывают значительное влияние на социометрический статус индивида. Была обнаружена высокая корреляция между степенью развития волевых качеств и популярностью в коллективе: высокое развитие волевых черт связано с высоким статусом; низкое, а также отрицательные черты - с низким статусом.

Важно отметить, что подростки, занимающие крайние положения в системе внутриколлективных отношений, характеризуются повышенной сензитивностью к отношениям. Сензитивность по-разному детерминирует поведение подростков с высоким и низким статусом. Если первые стремятся адекватно изменить свое поведение, то вторые проявляют неадекватные аффективно-защитные реакции или уходят из ситуации общения. Различия обнаруживаются и в том, что популярные подростки проявляют интерес не только к характеру отношений со сверстниками, но и к содержанию совместной деятельности, к ее процессу и результату. «Непопулярные» преимущественно акцентированы на отношениях. Если отношения их не удовлетворяют, деятельность теряет для них смысл и интерес, и они прекращают ее. Так можно сделать вывод, что подростки с высоким статусом проявляют деловую направленность, а «непопулярные» - личную. Таким образом, изучив структуру личных взаимоотношений в группе подростков можно сделать вывод о том, что отношения в процессе постоянного общения всегда предполагают наличие определенной статусно-ролевой структуры, в которой закреплены формальные и неформальные роли членов группы, «позиции» членов группы, положения личности, рефлексия и переживания ею своего положения.

Внутренняя позиция подростка складывается на основе представлений о себе, своих возможностях и положении в группе сверстников. Социометрический статус - один из факторов положения личности в подсистеме личных отношений, который характеризуется уровнем эмоционального предпочтения (приемлемости) индивида по сравнению с остальными членами группы. Социометрический статус близок к личному статусу, который и есть социальный процесс и который может быть определен только в связи с взаимоотношениями, которые устанавливаются людьми в группах. В социометрическом опросе личность оценивается как желательный партнер по деятельности и, следовательно, социометрический статус измеряется числом выборов данного индивида сверстниками. Существуют следующие уровни статуса: «звезды», «изолированные», «пренебрегаемые», «отверженные». Количество выборов позволяет отнести индивида к определенному статусу. Личность может иметь и другое положение в других групповых подструктурах и нельзя отождествлять понятия разных подструктур, хотя они могут иногда совпадать. Положение личности в группе определяется не только ее статусом, но и отношением с другими членами группы - взаимностью, которая рассматривается с двух точек зрения:

Собственно-личностный аспект

Групповой аспект

Взаимность играет существенную роль в формировании эмоционального самочувствия человека в группе. Высокий показатель взаимности связан с высоким социометрическим статусом [35].

Мотивировки данные своему выбору младшими подростками не могут быть рассмотрены как абсолютно- подлинные мотивы выбора. Значимую роль в выборе играют нравственно-психологические черты личности товарища, потребности общения с ним, его способность к сопереживанию. На социометрический статус личности оказывает влияние: эмоциональные качества, волевые качества, интеллект личности. Подростки, занимающие крайние положения в системе внутриличностных отношений, характеризуются повышенной сензитивностью в отношениях со сверстниками.

Делись добром ;)