Психологические особенности агрессивного поведения у людей с нарушением зрения

дипломная работа

1.2 Влияние индивидуально-психологических особенностей личности на возникновение агрессивного поведения у людей с нарушением зрения

нарушение зрение психологический агрессивный

Вопросы, раскрывающие особенности формирования психического состояния личности с отсутствующим или глубоко нарушенным зрением, в современной тифлопсихологии не получили пока своего достаточного раскрытия. В то же время знание этих особенностей является необходимым условием для формирования активной, гармонически развитой личности таких людей, эффективного включения их в учебно - восстановительный процесс, осуществляемый обществом и семьей. [53]

При изучении данной темы нам необходимо особое внимание уделить вопросам идеологической борьбы, сферой которой является личность, в том числе и личность слепого и слабовидящего. Важно не только усвоить содержание тех или иных концепций, но и уметь проследить, как конкретные теоретические концепции воплощаются в практику организации развивающего процесса.

Однако, по мере того как материалистическая психология упрочивала свои позиции, представления о биосоциальной природе человека, детерминированности формирования личности преимущественно социальными факторами начинают проникать в тифлопсихологию.[ 54]

Впервые в дефектологии марксистская интерпретация развития личности в условиях сенсорной недостаточности была дана Л. С. Выготским. Он убедительно показал, что любой дефект, любой телесный недостаток является фактором, изменяющим отношения человека с окружающим миром, главным образом с людьми, и дающим в результате социальную ненормальность поведения.

Иными славами, органический дефект, нарушая социальные отношения, изменяет социальную позицию, провоцирует возникновение у слепого иных, нежели у зрячих, социальных установок. [55] Опосредованное влияние дефекта на психическое развитие, обусловленное изменением отношений индивида с окружающей предметной и социальной средой, объясняется не только всеобщей закономерностью зависимости антропо - и онтогенеза психики от социальных факторов, от коллективной общественной жизни, но и тем, что для слепых отсутствие зрения само по себе не является фактом психологическим и они не чувствуют себя погруженными во мрак (равно как и глухие в безмолвие); психологическим фактом слепота становится только тогда, когда человек вступает в общение с отличающимися от него здоровыми людьми.

Нарушение социальных контактов приводит к целому ряду отклонений в формировании личности у слепорожденных и рано утративших зрение и может вызвать появление негативных характерологических особенностей у ослепших в зрелом возрасте. К таким особенностям относятся некоторые изменения в динамике потребностей (например, недоразвитие перцептивных потребностей), связанные с затруднениями и удовлетворения; сужение круга интересов, обусловлено ограничениями в сфере чувственного отражения; редуцированность способностей к видам деятельности, требующим визуального контроля; отсутствие или резкую ограниченность внешнего проявления внутренних состояний. [56, 5]

Кроме того, дефект провоцирует, особенно в сфере ее семейных отношений, возникновение условий, неблагоприятно влияющих на формирование различных черт характера. К таким условиям относятся в равной мере как чрезмерная опека со стороны окружающих, так и отсутствие внимания, заброшенность ребенка. В результате у слепых формируются отрицательные моральные (эгоцентричность, тревожность, агрессивность, эгоизм, отсутствие чувства долга), волевые (отсутствие самостоятельности, нерешительность, внушаемость, упрямство, негативизм). Эмоциональные (равнодушие к окружающим, душевная черствость) и интеллектуальные (отсутствие любознательности, чувства нового) черты характера.

Сравнительно ограниченные контакты с окружающим влекут за собой заранее негативную установку на общение с окружающими.

Уже краткое перечисление особенностей личности слепых показывает, что ее устойчивые свойства (направленность, способности, темперамент и характер) лишь косвенно связаны с дефектами зрения. В одних случаях эта связь обусловлена недостатками в области чувственного познания и неудачным опытом познавательной и ориентировочной деятельности (например, боязнь нового), а других неблагоприятными условиями воспитания, выпадением из коллектива, ограничением деятельности, отрицательными результатами попыток налаживания контактов со зрячими. Еще менее выраженной оказываете связь между формированием отдельных структурных компонентов личности и глубиной и временем возникновения первичного дефекта. [57, 58]

При формировании направленности личности, некоторых моральных, волевых, интеллектуальных черт характера дефекты зрения, как мы уже видели, могут быть первопричиной отклонения их от нормы, затрудняя и сокращая общение человека с обществом, соседями и знакомыми, препятствуя накоплению индивидуального опыта. Такие отклонения (негативизм, агрессивность, тревожность, внушаемость, эгоистичность, недоразвитие познавательных интересов и т. д.) отмечаются многими исследователями. [59] Однако при создании соответствующих условий и правильной организации деятельности, в широком вовлечении человека в различные виды деятельности формирование этих свойств личности, мотивации деятельности, установок оказывается практически независимым от состояния зрительного анализатора.

В других случаях слепота, первоначально тормозящая развитие некоторых сторон личности (например, формирование интересов, эстетических чувств и т. д.), при педагогическом воздействии отступает на второй план, но продолжает оказывать влияние на диапазон избирательного отношения аномального человека к окружающей действительности, сужая его в зависимости от глубины патологии.

Но если тот или иной вид деятельности доступен для слепого, то формирование отношения к нему оказывается независимым от дефекта. Так, интересы к определенным видам деятельности, успешно осуществляющейся без зрительного контроля, оказываются такими же глубокими, устойчивыми и действенными, как и у нормально видящих.

Таким образом, содержательная сторона психики при полноценном общении с окружающими оказывается независимой от дефектов зрения. Более того, она относительно независима и от биологических, природных факторов, так как последние определяют не содержание, а процесс формирования личностных ценностей, его динамику. Следовательно, между зрячими и слепыми, а тем более слабовидящими различия могут наблюдаться только в ходе формирования личности, динамике становления различных ее свойств.

Конечные же результаты, т. е. уровень сформированности личности, определяются не наличием или отсутствием зрительной патологии, а характером социальных воздействий, и прежде всего воспитания и обучения.

Существование неоднозначной зависимости формирования отдельных структурных компонентов личности от состояния зрения и наличие ряда ведущихличностных свойств, образующих ядро личности (мировоззрение, убеждения, идеалы) и независимых от дефектов зрения, следует подчеркнуть особо. Дело в том, что в дефектологии широко распространено мнение, согласно которому слепота и другие сенсорные дефекты накладывают отпечаток на весь ход развития личности, вызывают глобальные изменения, ведут к ее радикальной перестройке.

Делись добром ;)