logo
Психологические особенности личности студенческих лидеров

1.1 Лидерство как психологический феномен

Лидерство - это процесс, с помощью которого один человек оказывает влияние на другого человека или на группу. Лидерство необходимо рассматривать как социально-психологическое явление. А так как лидер может влиять на людей и управлять ими без каких-либо официальных полномочий, то по своей сути, лидерство - это психологический феномен.

Науке известны, по крайней мере, три теории лидерства:

1)харизматическая теория (от греч.charisma - дар, благодать);

2)теория черт;

3)синтетическая теория - объединение харизматической теории и теории черт.

Согласно харизматической теории, человек рождается с задатками лидерства, ему как бы предписано руководить людьми.

Согласно теории черт, личность сама может приобретать качества лидера. Сторонники этой теории считают, что можно воспитать истинного лидера, вождя, если выявить лидерские качества в личности, затем организовать ее обучение и воспитание. Правда, единого мнения о наборе качеств, которыми должны обладать эффективные лидеры, нет. Изучение личностных свойств лидеров дает противоречивые результаты.

Однако известно, что лучшие руководители-лидеры имеют некоторые общие качества, к которым относятся: высокий (или выше среднего) интеллект, любознательность, ответственность, надежность, активность, здравый смысл, общительность, уверенность в себе, сильная воля. Тем не менее. Лидером порой становится человек, не обладающий этими качествами (или всеми этими качествами), и напротив, человек, имеющий данные качества, необязательно становится лидером. Так, например, выдвинутая психологами «концепция физических качеств», говорящая о том, что лидер должен иметь физические преимущества - высокий рост, силу, большую массу не подтвердилась. Очень часто лидеры имеют малый рост и небольшую физическую силу. Или например, «концепция интеллигентности» предполагает, что лидерские качества связаны с оценочными и вербальными способностями личности. Наличие этих способностей предсказывает управленческий успех. К таким личностным качествам относятся: интеллигентность в вербальном или символическом плане, инициативность, уверенность в себе (благоприятная самооценка), привязанность к сотрудникам, мужественность (у мужчин), женственность (у женщин), зрелость и мотивационные способности.

Таким образом, в теории черт возникли два подхода с опорой на личные качества лидера - ситуационный и поведенческий. Согласно ситуационной(ситуативной) теории лидерства, лидером становится тот человек, который при возникновении в группе какой-либо ситуации имеет качества, свойства, способности, опыт, необходимые для оптимального ее разрешения. При этом в различных ситуациях группа выдвигает в качестве лидера разных людей. Точно также, как человек, который является лидером в одной группе, совсем необязательно станет лидером и в другой, так как другая группа - это другие ценности, другие ожидания и требования к лидеру.

Организаторские способности являются важнейшим качеством в личности лидера. Лидер с организаторскими способностями быстро и правильно оценивает ситуацию, выделяет задачи первостепенной важности, отличает реальность от бесплодных фантазий, достаточно точно рассчитывает сроки решения задач. Главной отличительной чертой способного организатора является его умение быстро находить эффективные пути и средства решения задач.

Талант лидерства, этот психологический феномен, основан на комплексе социально-психологических качеств и свойств личности лидера. Однако психологи установили, что человек не становится лидером только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личных свойств. Структура личных качеств лидера должна находиться в соответствии с личными качествами, деятельностью, задачами группы (подчиненных).

Важным является и то, как и в каких ситуациях лидер проявляет свои качества и как группа воспринимает своего лидера.

Огромное значение имеют доверие и положительное отношение людей к лидеру. Доверие к лидеру выражается:

- признанием его высоких достоинств и заслуг, полномочий, признанием необходимости его действий, их правильности, результативности;

- внутренним согласием с лидером, готовностью действовать в соответствии с его установками;

- готовностью следовать за ним на основе доверия, без средств принуждения, по собственному желанию и убеждению.

Однако все эти желания и убеждения появляются при определенном условии: поскольку группа имеет образ лидера и соответствующая этому образу модель, то она требует от реального лидера соответствия этой модели и его способности выражать интересы группы. Только при соблюдении этого условия члены группы не только пойдут за своим лидером, но и сделают это с желанием.

Механизмы воздействия лидеров на массы зависит от свойств подчиненных группы. В соответствии с этими свойствами лидер определяет, как он будет воздействовать на людей. От него зависит объективный умелый анализ реальной действительности. На основе проведенного анализа лидер делает выводы, затем формирует линию поведения, разрабатывает программу действий и принимает решения. После этого начинается мобилизация сил и средств. Лидеру необходимо добиваться поддержки со стороны всей группы с целью организации исполнения принятых решений.