Психологические особенности общения в спортивных коллективах у спортсменов 18-22 лет в период спортивного совершенствования (на примере спортивных игр: баскетбола, волейбола и футбола)

дипломная работа

1.5 Восприятие и понимание друг друга в спортивном общении

Возросшие требования к психологической подготовке спортсменов позволяют рассматривать руководство как важнейший фактор в достижении успеха совместной деятельности. Руководство в команде осуществляет тренер, который выполняет различные функции. По данным Ю.А. Коломейцева (1984), можно выделить административную, экспертную, стратегическую и другие функции тренера, среди которых немаловажной является и функция воспитания. Задачей тренера является формирование таких качеств у членов команды, которые, обеспечивают активную, дружную неэффективную работу, кроме того, и положительный настрой на предстоящие соревнования в большей мере обеспечивается тренером. Таким образом, тренер оказывает существенное влияние практически на все факторы, определяющие в той или иной степени социально- психологический климат спортивной команды.

Умение тренера построить правильные деловые и личные отношения со своими воспитанниками, хороший рабочий контакт облегчают решение воспитательных задач -- формирование гармоничной личности спортсменов, раскрытие их потенциальных возможностей, а также создается благоприятные условия для управления командой.

Эффективность работы тренера в известной мере определяется и проявляется в результатах, достигнутых руководимой им командой. Но успех совместной деятельности зависит не только от усилий руководителя, но и от таких социально-психологических явлений, как лидерство, особенности социальной перцепции, статусно-ролевых характеристик, от индивидуально-психологических свойств игроков, целей и задач, которые перед собой ставят тренер и спортсмены и др. Воздействие тренера опосредуются этими социально-психологическими явлениями, и при анализе его деятельности необходимо учитывать их влияние.

Влияние социальной перцепции и ее особенностей изучалось на юношеских и взрослых командах с разной успешностью выступлений в соревнованиях и разным уровнем спортивного мастерства (Ильин Е.П., 1983).

Действия, усилия и стремления тренера определенным образом фиксируются в сознании его воспитанников, формируя соответственное отношение и оценку его профессиональных, личностных качеств и особенностей поведения. От того, как воспринимается и оценивается тренер спортсменами, во многом зависит удовлетворенность или неудовлетворенность той или иной стороны отношений (Келлер Е.С., 1991).

Делись добром ;)