Психологические проблемы профориентационного консультирования в старших классах

курсовая работа

1.3 Психологические закономерности процесса профориентации старших школьников

психологический профориентация школьник самоопределение

При переходе от анализа психологических особенностей и проблем профессионального самоопределения учащихся старших классов к практическому исследованию психологических особенностей их профессионального самоопределения, следует сделать вывод о наличии общих закономерностей, а также, безусловно, собственно специфике психологических характеристик профессионального самоопределения старших школьников.

В числе общих психологических закономерностей профессионального самоопределения школьников мы выделяем следующее. Во-первых, у школьников проблемы выбора будущей профессии связаны с личностными проблемами. В ходе принятия решения о том, кем стать в будущем, проявляются уровень личностной зрелости молодого человека, его умение строить жизненную перспективу, прогнозировать свое будущее.

Следовательно, в первую очередь школьник должен "найти самого себя" как личность, определить жизненные цели.

Во-вторых, психологическая структура профессионального самоопределения учащихся старших классов имеет следующее содержание. Считается, что осуществить профессиональное самоопределение - это значит, в результате самоопределения и самооценивания соответствующих способностей и возможностей понять свое несоответствие требованиям выбираемой профессии и заняться саморазвитием в процессе подготовки самого себя к успешному труду в данной профессии.

Следовательно, психологическая структура профессионального самоопределения школьника содержит такие процессы, как самопознание - познание своих психологических возможностей, способностей и склонностей относительно выбираемой профессии. Кроме того, профессиональное самоопределение школьников включает в себя процесс самооценивания - осуществление адекватной самооценки своих способностей, возможностей и склонностей. И, наконец, в психическую структуру профессионального самоопределения школьников входят действия по саморазвитию и самовоспитанию, т.е. их психической и профессиональной самоподготовки к выбираемой профессии.

Однако, кроме общепсихологических закономерностей профессионального самоопределения учащихся старших классов, выделяются также и специфические, отличительные особенности профессионального самоопределения. Так, например, можно отметить, что в жизни детей-спортсменов, в отличие от их ровесников, серьезно не занимающихся спортом, компонент практического ознакомления с реальной деятельностью присутствует в полной мере. Ребята участвуют в тренировочных циклах, выступают на соревнованиях, ездят на сборы, живут в спортивных школах-интернатах и прочее. Они хорошо знакомы с практической стороной того вида спорта, которым занимаются и знают группу профессионалов, которые данный вид спорта "обслуживают" - менеджеров, тренеров, организаторов, врачей, журналистов, педагогов и т.п. Кроме того, у юных спортсменов, как правило, сформированы сенсомоторные комплексы спортивных умений и навыков относительно вида спорта, которым они занимаются. Следовательно, допрофессиональная и начальная профессиональная подготовка к данному виду спортивной деятельности у юных спортсменов присутствует в структуре их профессионального самоопределения.

При безусловной положительной оценке данного обстоятельства, к сожалению, следует отметить, что именно оно зачастую выступает психологическим фактором, препятствующим успешному выбору будущей профессии школьниками, у которых компонент практического ознакомления с реальной деятельностью присутствует в достаточной мере. Дело здесь в том, что такая полная психологическая и психофизиологическая включенность школьника в определенный вид деятельности связана с формированием у него узкопредметной направленности и его полной поглощенностью только одним видом деятельности. Действия самопознания, самооценивания и самоподготовки, составляющие психологическую сущность активного профессионального самоопределения, формируются у него только в рамках конкретной, единичной деятельности и не выходят за ее пределы. Такая узкопредметная направленность создает психологический феномен ограниченного, "усеченного" профессионального самоопределения школьника и, по существу, лишает его возможности осуществлять реальные выборы из множества альтернатив. Реализация данных психологических действий возможна при условии организации специальных психолого-педагогических условий повышения личностной и мыслительной активности молодых людей; развития у них личностных качеств самостоятельности и инициативности, а также таких мыслительных способностей, как аналитические способности, рефлексия и прогностичность. С целью успешного профессионального самоопределения школьников должны быть организованы условия реального или мыслительно-игрового опробования ими различных видов деятельности, а также профессионального информирования молодых людей о разных профессиях, что значительно расширит их жизненный кругозор и будет способствовать принятию ими обоснованного решения о выборе своей будущей профессии. Подводя итоги анализа наиболее содержательных работ в области психологии и педагогики, посвященных проблемам профориентации и затрагивающих вопросы проблем профориентации молодежи в профессиональном самоопределении и выборе профессии, мы формулируем следующие выводы:

1. В психолого-педагогических работах проблема профориентации личности не выступает самостоятельной проблемой исследования. Эта проблема теснейшим образом связывается с проблемой изучения развития молодого человека как субъекта деятельности собственного развития.

2. В понимании термина "активизация" существует в какой-то мере единство взглядов ученых, работающих в области профориентации, воспитания и обучения.

3. В педагогических работах проводится обоснование необходимости стимулировать самостоятельность молодых людей. Ставится задача формирования у них качеств осознанности, обдуманности и ответственности в процессе принятия решения о выборе будущей профессии.

4. Основное внимание в педагогических профориентационных работах направлено на поиск и разработку различных методов активизации подростков и юношей в профессиональном самоопределении и выборе профессии.

2. Эмпирическое исследование, направленное на изучение профориентации учащихся старших классов средней школы

Делись добром ;)