Психологические условия развития интеллектуальных качеств иностранных специалистов в системе подготовки к профессиональной деятельности

курсовая работа

1.1 Основные подходы к изучению интеллекта и интеллектуальных качеств в психологической литературе

Образовательные учреждения МВД России имеют определенную специфику обучения, жестко регламентированное время проведения занятий, ношение формы, необходимость несения службы и нарядов, уборки закрепленной территории, привлечение к охране общественного порядка во время проведения массовых мероприятий. Преподавателям часто приходится выслушивать жалобы на недостаток времени для самостоятельного изучения теоретического материала. Поэтому все силы преподавателей тратятся на то, чтобы 90% знаний усваивались иностранными специалистами на занятиях. Это достигается как сопровождением лекционного курса презентациями, подготовкой авторефератов, заполнение практикумов закреплением теоретического материала на практических занятиях. Целью любого практического занятия должно быть умение применять пройденный теоретический материал в профессиональной деятельности.

Профессиональная деятельность не может не влиять на развитие познавательных способностей, поскольку известно, что в процессе деятельности они развиваются, становятся качественно профессиональными. Это, по нашему мнению, в полной мере касается и интеллектуальных качеств, которые нельзя считать чем-то раз и навсегда застывшими. Интеллектуальные качества должны определять способ деятельности и человек должен менять способ деятельности, если видит, что его собственный способ неэффективен.

Одним из интересных подходов к изучению интеллекта был подход А.М. Воробьева. Он дает следующее определение интеллекту. "Представляется возможным определить интеллект как сложное личностное образование, выражающееся в творческом, диалектическом содержании умственной деятельности, в умении человека самостоятельно решать мыслительные задачи определенной познавательной трудности [7, с.18].

Опережая его Э.Н. Коротков указывал на то, что системе интеллектуального развития присущи следующие закономерности:

§ зависимость темпа интеллектуального развития от устойчивого интереса к умственной деятельности;

§ зависимость темпа интеллектуального развития от постоянно возрастающих интеллектуальных нагрузок, тесное сочетание эмоционального и рационального в интеллектуальном развитии;

§ зависимость темпа интеллектуального развития от активной самостоятельной работы и осознания своей умственной деятельности обучаемыми [13, с.119].

Следовательно, интеллект естественным образом отражается на способах выполнения практических профессиональных задач.

Скорее всего, детерминирующее влияние на проявлении интеллектуальных качеств в профессиональной деятельности оказывает мышление.

Мы склоняемся к тому, что интеллект и мышление взаимосвязаны неразрывно. Мышление же сотрудника полиции должно быть динамично развивающимся интеллектуальным процессом, постоянно направляемым условиями и результатами практической работы.

В психологии принято несколько классификаций мышления.

Сегодня мы можем перечисленные качества назвать интеллектуальными, расширив границы их определения.

Так О.В. Семенова отмечает, что сотрудники ОВД должны иметь высокий уровень развития таких качеств мышления, как аналитичность, критичность, логичность, а также умение сравнивать и обобщать информацию, умение выделять из множества документов основную юридически значимую информацию, обладать оперативностью в переработке сведений, иметь большой объем долговременной памяти, а также высокий уровень развития следующих свойств восприятия: объективность; наблюдательность; умение по мимике участвующих лиц определять их состояние, искренность поведения; репродуктивные и творческие функции воображения и способность к прогнозированию, т.е. предвидению в конкретных образах результатов и последствий принимаемых решений [16, с.132-133].

Так А.М. Воробьев указывает, что в 70-х годах прошлого столетия возникло два подхода к определению интеллекта: процессуальный и личностный. В первом случае интеллект рассматривается как процесс мышления, тесно связанный с другими познавательными процессами, во втором - как интегральное свойство личности, находящееся во взаимосвязи с остальными свойствами [7, с.16].

Но вот М.И. Еникеев, говоря об основных качествах человеческого интеллекта добавляет такие понятия, как:

§ пытливость ума - стремление разносторонне познать то или иное явление в существенных отношениях. Это качество лежит в основе активной познавательной деятельности;

§ доказательственность мышления - характеризуется способностью использовать в нужный момент такие факты, закономерности, которые убеждают в правильности суждений и выводов

§ дивергентность - несвязанность мышления внешними ограничениями. [11, с.100].

Первая попытка рассмотреть интеллектуальные качества как систему и классифицировать их по определенному основанию принадлежала Э.Н. Короткову. Основанием классификации явилось влияние интеллектуальных качеств на эффективность решения сложных задач профессиональной деятельности.

При этом, в числе базовых основных, автор выделил: быстроту, прогностичность и гибкость ума как качества, наиболее комплексно обеспечивающие достижение стоящих задач. В работе Э.Н. Короткова установлена взаимосвязь исследуемых качеств с более элементарными структурными единицами - приемами умственной деятельности, представляющими собой операции анализа, синтеза, абстрагирования и т.д. Автор исследовал также влияние, на развитие интеллектуальных качеств, приемов целевого характера (всестороннее рассмотрение предмета, варьирование несущественными признаками предмета с целью установления более существенных и др.), установил связь между уровнем развития интеллектуальных качеств и сформированностью отдельных приемов умственной деятельности [13, с. 20].

Однако Д.Б. Богоявленская на первый план выводит проблему формирования базовых интеллектуальных качеств личности, таких как компетентность, инициатива, творчество, саморегуляция и уникальность склада ума, которые характеризуют уровень развития индивидуальных интеллектуальных возможностей.

К - компетентность. Интеллектуальная компетентность - это особый тип организации знаний, обеспечивающий возможность принятия эффективных решений в определенной предметной области деятельности, в том числе и в экстремальных условиях.

И - Инициатива. Интеллектуальная инициатива - это желание самостоятельно, по собственному побуждению отыскивать новую информацию, выдвигать те или иные идеи, осваивать другие области деятельности.

Интеллектуальная инициатива, таким образом - это готовность выходить за пределы заданного и включаться в не стимулированную извне интеллектуальную деятельность. По мнению Д.Б. Богоявленской, интеллектуальную инициативу следует рассматривать как свойство целостной личности, представляющее собой органическое единство познавательных и мотивационных факторов.

Т - творчество. Это процесс создания субъективно нового, основанный на способности порождать продуктивные оригинальные идеи и выходить за пределы стандартных требований деятельности.

Способность отыскивать (открывать) новые способы деятельности в разных типах проблемных ситуаций является следствием организации индивидуального понятийного знания (что является, по мнению авторов, индивидуальным различием).

Важную роль имеет способность свои творческие идеи доносить до других.

С - саморегуляция. Интеллектуальная саморегуляция - это умение произвольно управлять собственной интеллектуальной деятельностью и, главное, целенаправленно строить процесс самообучения.

Образование - это такая сфера деятельности, где человек сам организовывает процесс своего обучения. Должны быть сформированы произвольный и непроизвольный контроль собственного развития с учетом индивидуальных интеллектуальных особенностей обучающегося, а также готовность работать в режиме открытой познавательной позиции.

У - уникальность склада ума. Это индивидуально-своеобразные способы интеллектуального отношения [6, с.173].

По мнению М.И. Еникеева, основными качествами человеческого интеллекта являются пытливость, глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность. Негативным качеством интеллекта является ригидность мышления, негибкое предвзятое отношение к сущности явления, преувеличение чувственного впечатления, приверженность шаблонным оценкам.

Он также обращает внимание на недопустимость существования негативных интеллектуальных качеств. Интеллектуально ограниченные люди крайне узко, локально отражают действительность, не производят необходимого переноса знаний [11, с.286].

Для нас может быть интересен подход А.М. Воробьева. Он классифицирует интеллектуальные качества в зависимости от трех показателей: операционной; содержательной и динамической сторон личности офицера.

Таблица 1.1 Структура интеллектуальных качеств офицера по А.М. Воробьеву.

Качества

Отражающие операционную сторону личности офицера

Отражающие содержательную сторону личности офицера

Отражающие динамическую сторону личности офицера

Быстрота ума

Прогностичность ума

Гибкость ума

Глубина ума

Широта ума

Логичность ума

Ясность ума

Критичность ума

Самостоятельность ума

Активность ума

Каждое из названных качеств имеет свое внутреннее содержание:

§ быстрота ума - умение правильно решать сложные умственные задачи в ограниченное время, быстро ориентироваться в сложных условиях практической деятельности. Основу этого интеллектуального качества составляет быстрая перестройка системы установившихся взглядов и стереотипов, высокая подвижность мышления, немедленная реакция на изменение характера действия внешних и внутренних раздражителей, т.е. все то, что на житейском языке называют сообразительностью;

§ прогностичность ума - умение предвидеть события, явления, результаты практической деятельности на основе анализа последовательности и причинной обусловленности процессов их возникновения и развития. В основе прогностичности ума лежат закрепленные в памяти смысловые образования, которые отражают сущность тех или иных явлений, их причинные зависимости, закономерности протекания и т.д. Способность предугадывания событий во многом обусловливается глубиной познания явлений, прочностью осмысливания причинно-следственных связей, умением видеть закономерный характер протекания событий и явлений;

§ гибкость ума - умение применять многообразные варианты в подходе к решению практических (учебных) задач, быть свободным от сковывающего влияния шаблонных и трафаретных способов их отношениях, преодолевать решения, легко перестраивать сложившиеся схемы мышления и системы практических действий. Основанием данного качества служит обобщенный метод мышления, применяемый к решению широкого круга учебных задач, осознание дифференцированных знаний о приемах умственного труда. Формирование этого качества во многом зависит от метода усвоения знаний. Если знания разобщены, бессистемны, то офицер теряется в мелочах, теряет время, не всегда находит правильное решение;

§ глубина ума - умение познавать в предметах и явлениях наиболее существенное, скрытое, видеть за разрозненными фактами определенные причинно-следственные связи и отношения, отличат видимость предмета от его сущности. Данное качество базируется на высокоразвитой способности к анализу событий и явлений, изучаемого материала и предусматривает установление связи между предметами и явлениями на основе предварительного выбора общего основания причинно-следственных отношений;

§ широта ума - умение видеть единичное, частное на фоне общего, более широкого явления. В основе данного качества лежит способность к осуществлению анализа через синтез. Эта способность выражается в определении системы связей и причинных обусловленностей, в области которых данная проблема может иметь решение. При этом целостное восприятии задачи и анализ ее деталей осуществляется одновременно;

§ логичность ума - умение мыслить в строгой последовательности, пользоваться логическими приемами и операциями. Логичность ума проявляется в доказательности, аргументации, в конкретности, гибкости и критичности мысли. В основании логичности - высокое развитие процессов сравнения, абстрагирования, классификации, систематизации, дифференциации и т.д.;

§ ясность ума - умение осуществлять сложные комбинации на основе четкого, образного представления предметов и явлений, схематизировать (формализовывать) ряд явлений и предметов;

§ активность ума - умение выработать мотивацию к деятельности, к поисковому методу мышления при решении практических (учебных) задач. Активность ума характеризуется осознанием необходимости своей деятельности, глубоким интересом к ней, высоким уровнем развития эмоций и чувств, выражающих отношение к процессу и конечным результатам практических действий;

§ критичность ума - умение трезво оценивать свои возможности, тщательно проверять гипотезы и намеченные планы действий. Критичность ума выражается в отсутствии предвзятых суждений, в тщательной аргументации высказываемых мыслей с учетом всех возможных и в первую очередь наиболее сильных возражений (подвергать их критической оценке, отбрасывать неправильное решение, отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи);

§ самостоятельность ума - умение самостоятельно решать сложные конфликтные задачи, основанное на уверенности в своих умственных силах, на отсутствии слепой подражательности. Данное качество тесно связано с развитием волевых процессов, с уровнем развития уверенности в себе; [7, с.21-23].

По мнению В.А. Голубокого и Т.В. Гершевича, "подготовка слушателей к деятельности в органах внутренних дел должна проходить с учетом развития достаточного уровня интеллекта, или профессионально важных интеллектуальных качеств, необходимых для успешного выполнения служебных задач. Для примера к ним можно отнести:

§ способность принимать правильное решение при недостатке необходимой информации;

§ способность хорошо запоминать и воспроизводить информацию;

§ способность в течение длительного времени удерживать в памяти большое количество информации;

§ способность выделять несколько возможных путей решения поставленной задачи и использовать наиболее эффективный;

§ способность определять информацию, необходимую для принятия решения" [8, с.112].

Исследование E.В. Панова определило среди рейтинга личностных качеств, необходимых, по мнению респондентов, будущему следователю, в том числе и интеллектуальные, а именно мышление, стремление к истине, интуицию [15, с.18-19].

В свою очередь А.В. Молоканова, характеризуя интеллектуальные качества следователя, особый акцент делает на профессионально-творческом мышлении.

В сфере следственного мышления ею выделяются:

1) умение устанавливать причинно-следственные связи между отдельными выявленными в ходе расследования фактами, при реконструкции общей картины совершенного преступления (логичность мышления);

2) самостоятельно находить способы и приемы получения необходимой информации, доказательств по уголовному делу (эвристичность мышления);

3) моделировать решения подследственных лиц, предугадывать их вероятные действия (рефлективность мышления).

Говоря о интеллектуальных качествах, С.Н. Тихомиров считает, что развитие и формирование новых интеллектуальных качеств формирует личность сотрудника полиции:". профессия следователя предъявляет к сотруднику органов внутренних дел и его интеллектуальным качествам достаточно высокие требования, часто накладывает специфический отпечаток на личность и весь образ жизни" [18, с.3].

В другой работе он поясняет, что качества ума являются производными от вида мышления и зависят от типа интеллектуальных задач, наиболее часто решаемых личностью в профессиональной деятельности [19, с.6].

В деятельности сотрудника оперативного аппарата МВД мыслительные процессы занимают важное место. Ведь, по сути, весь смысл его работы состоит в постоянном добывании и переработке специфической информации [19, с.3]. По мнению С.Н. Тихомирова, мышление оперативных работников полиции должно отвечать профессиональным требованиям, которые определяют те качества интеллекта оперативного работника, которые должны быть развиты в первую очередь: это оперативность мышления, эвристичность, целенаправленность, концентрированность, гибкость мышления, объективность, поливариантность мышления, адаптированность [19, с.18-20].

Однако С.Н. Залеская отмечает следующие личностные черты сотрудников ОВД, специализирующихся на патрульно-постовой и дорожно-патрульной службе: "Требования со стороны интеллектуального компонента связаны, прежде всего, с особенностями обработки информации: необходимы способность быстрого анализа большого количества информации, умение делать правильный вывод из противоречивой информации, не шаблонность мышления, развитая образная и словесно-логическая память, умение быстрого выборочного воспроизведения информации, способность прогнозировать ход событий, находить несколько вариантов решения проблемы, выбирать из них оптимальные, действовать быстро и правильно в напряженных ситуациях при недостатке информации и времени" [12, с.18]. Сегодня перечисленное можно назвать интеллектуальными качествами.

Развиваясь по общим законам, эти качества отличаются индивидуальными особенностями: степенью самостоятельности, критичности, последовательности, гибкости, глубины и быстроты, различным соотношением анализа и синтеза (преимущественно аналитическое или синтетическое мышление).

По мнению А.М. Воробьева, "интеллектуальные качества слушателей Вуза представляют собой сложную систему личностных черт, функционирующую в соответствии с закономерностями и принципами интеллектуального развития. Они находятся в тесной взаимосвязи со всеми сторонами психического склада личности и обусловливают диалектическое, творческое содержание умственной деятельности офицеров, эффективность решения практических задач в соответствии с предъявленными требованиями и условиями службы" [7, с.9].

Таким образом, проанализировав опыт психологов изучения интеллектуальных качеств, можно прийти к выводу, что в отечественной психологии накоплен богатый опыт изучения интеллекта, а вместе с ним и интеллектуальных качеств, хотя определенный информационный пробел составляют вопросы, касающиеся специфики изучения развития становления профессиональных интеллектуальных качеств в процессе учебной и трудовой занятости и особенно в подразделениях полиции, где работа протекает в ярко выраженных, экстремальных условиях.

Интеллектуальные качества сотрудников ОВД - это сложное психическое образование, выступающее как системное качество, состоящее из двух компонентов: когнитивного и совокупности психических свойств, которое отражается в решении возникающих профессиональных задач, эффективно осуществляющее ту или иную деятельность, позволяющее адекватно приспосабливаться к окружающей действительности. К нему можно отнести хорошо развитое профессиональное мышление, особенно аналитические и прогностические способности, развитую профессиональную память, достаточное воображение, тонкую наблюдательность, коммуникативные способности.

Делись добром ;)