Психология здоровья

курсовая работа

1. Общие вопросы психологии здоровья

Теоретическим обоснованием психологии здоровья является понимание психического здоровья не негативным образом - как отсутствия дезадаптации, а позитивно - как способности к постоянному развитию и обогащению личности. Психическое здоровье рассматривается не просто как отсутствие недостатков, а как присутствие определенного ряда достоинств в структуре личности.

Позитивные концепции психического здоровья предусматривают тенденции к развитию, росту, самореализации человека, способность руководить своими действиями и поступками, иметь развитую систему ценностей, способность адекватно воспринимать себя и окружающих.

Психология здоровья выделяет ряд черт здоровой личности. Личностная зрелость характеризуется главным образом развитием самоконтроля и усвоением реакций, адекватных разным ситуациям, с которыми сталкивается человек. Основой адекватного поведения в жизненных ситуациях является умение различать реальные и идеальные цели. Стержнем зрелости личности выступает духовная ориентация, “очищаемая” самоконтролем и самонаблюдением своего душевного “Я”. Зрелость личности выражается в дисциплине ума, эмоций и поступков. Такая личность способна приводить в полное равновесие свои мысли, чувства и действия. Рассматривая зрелую личность как гуманистический идеал человека, следует выделить такие его характеристики, как свобода и ответственность, целостность и гармоничность, актуализация и реализация всех возможностей, максимальная согласованность личности со своим внутренним миром (конгруэнтность личности). Не менее важным является стремление личности к естественности выражения самой себя. Болезнь появляется при срастании с какой-либо ролью, при желании не быть, а казаться. [1]

Принимая все существующие теории личности, психология здоровья всё же выходит за пределы границ любой из них. Психология здоровья как научно-практическое направление призвана экологично расширять возможности восприятия и адаптивного поведения человека в его жизненной среде. Расширение рамок сознания неизбежно приводит к пониманию человеком его невостребованных способностей, которые могут побудить жить настолько полно, насколько позволяет присущий ему не до конца осознанный и безмерный потенциал. Совершенствование человека есть процесс, не имеющий конечной формы или портрета идеальной личности. Потребность саморазвития и обогащения личности не может быть принципиально удовлетворена. Психология здоровья, ориентируясь на принципы гуманистического движения в психологии, изучает идеальное в реальном, выбрав направление “от жизни к идеалу”.

Методы психологического воздействия в области развития, совершенствования человека можно условно дифференцировать в зависимости от уровня сознания, на котором производятся позитивные изменения. Одной из подходящих для психологии здоровья классификаций является модель “Спектр сознания” Кена Уилбера (1980). Это многомерный подход к личности человека. Уровни сознания рассматриваются от Верховной Личности, соотносимой с космическим Сознанием, до резко суженной идентификации на уровне Эго.

Совершенствование на уровне Эго. Дезадаптации на данном уровне возникают тогда, когда образ самого себя подвергается искажению и истолковывается неточно. Если человек отчуждает какие-то грани своей личности, то он обманывает себя, искажает свой образ. С помощью механизмов психологической защиты личность выходит на уровень: “понимаю и принимаю себя со всеми своими достоинствами и недостатками”.

Совершенствование на экзистенциональном уровне (лат. existentia - существование), рассматривающем человека как духовное начало. Терапия направлена на актуализацию целостного, полностью проявленного бытия человека, не разорванного на части. Основная задача состоит в преодолении двойственности, как-то: субъект-объект, жизнь-смерть. В группу методов входят экзистенциональная психология, гештальттерапия, логопсихотерапия, гуманистическая психология.

Совершенствование биосоциального слоя, который относится к верхним пределам экзистенционального уровня и хранит в себе объем информации, отобранной из культурного наследия человека. Методы этого уровня более других касаются социального контекста отклонений, это межличностные методы: семейная терапия, нейролингвистическое программирование (NLP).

Совершенствование трансперсонального слоя. Выход человека в надличностный слой за пределы своего индивидуального бытия, условного предела своего организма, в мета-позицию наблюдателя, способствует преодолению страхов тревог, навязчивостей, депрессии и других дезадаптаций. “Я” становится свидетелем, а не участником дезадаптаций (позиция буддийской практики). К этому слою относятся методы, направленные на расширение сознания: холотропное дыхание, психосинтез, медитация самонаблюдения, арт-терапия и другие.

Совершенствование на уровне MIND. Методы этого уровня пытаются избавить человека от дуализма субъект-объекта, после чего он становится способным к взаимодействию с внепространственным миром космического Сознания. Выход на этот уровень достигается с помощью специфических техник, включенных в некоторые формы религиозного мистицизма: буддизм махаяны, даосизм, ведантизм, индуизм, суфизм, шаманство и др.

Рассмотренные уровни “Спектра сознания” разделены условно и не имеют реальных границ. Причисление различных психотерапевтических школ к одному из уровней или слоев является грубым упрощением.

Научной основой психологии здоровья являются медицинская психология и валеология. В этой области эффективно работать могут психологи, углубленно подготовленные в вопросах психогигиены, психопрофилактики, а также в вопросах психотерапии.

Многие из нас невольно путают самочувствие и здоровье, хотя это не одно и то же. Бывает, что скверное самочувствие складывается из симптомов болезни. Но нередко это всего лишь настроение, которое отражает состояние не тела, а души. И это состояние, когда человек перестает ощущать себя здоровым, может по-настоящему спровоцировать болезнь.

Очень многие расстройства это не болезни образа жизни, а прежде всего - образа мыслей, стиля чувствований и переживаний, отношения к жизни. Отношение к жизни - понятие очень емкое. В нем объединены основные позиции личности и установки на ту или иную активность, на определенное поведение. Чувствования и переживания, оздоравливающие или губящие здоровье, связаны с тем, во что верит человек, что ожидает от жизни, как готов её воспринимать.

Важнейшее значение в формирование настроения имеют субъективные факторы. Наиболее распространенные установки, разрушающие гармонию настроения и являющиеся своеобразными факторами риска, способствующими нарушению психологии здоровья, достаточно типичны.

Колебания настроения, в большей мере характерны для его невысокого уровня. Разумеется, изменение настроения может иметь не только внутренние причины, оно может быть вызвано изменениями значимых для человека обстоятельств. Причины того или иного настроения нередко не осознаются, и настроение в таких случаях может быть воспринято как беспричинное, хотя в действительности оно всегда вызывается определенными причинами.

Часто подавленное настроение возникает как эффект стрессового состояния, глубина которого не всегда достаточно точно осознается субъектом. В таких случаях психокоррекционное воздействие и психологическая поддержка должны быть направлены в первую очередь на преодоление стресса.

Высокая вариабельность настроения с непредсказуемыми изменениями характерна для лиц с пограничными личностными расстройствами. У женщин колебания настроения усиливает предменструальный синдром. Повышение уровня настроения ведет обычно к его большей устойчивости, исчезновению колебаний. Стабильность низкого уровня настроения характерна для депрессии.

В определенной степени колебания настроения связаны с циркадными ритмами (биоритмами). Самооценка “хороших” и “плохих”, “бодрых” и “унылых” часов в течение суток совпадает соответственно с высоким и низким уровнем основного обмена и никак не связана с колебаниями уровня напряженности. Однако влияние циркадных ритмов на настроение не стоит переоценивать.

К жизненным обстоятельствам, увеличивающим риск возникновения депрессивного состояния, относят: детство, прошедшее в неблагополучной семье; отсутствие удовлетворяющих человека межличностных отношений; потерю близких людей; потерю работы; общественное отвержение; выход на пенсию; тяжелое заболевание; крушение жизненных планов; утерю идеалов или разрушение веры.

Известно, что депрессивное состояние увеличивает вероятность совершения самоубийства. При его углублении и затягивании склонность к суициду особенно усиливается. Более других удовлетворены своей жизнью люди, довольные своими супружескими отношениями и здоровьем. Полнота удовлетворения потребностей лишь опосредованно влияет на удовлетворение жизнью. Эмпирические данные подтвердили, что чувство удовлетворенности жизнью в большой степени обусловливает доминирующее настроение и психическое состояние в целом. Сохранение гармоничного настроения зависимо от особенности реакции на жизненные трудности и от способности справляться с ними.

Актуальной остается задача выявления и описания социодемографических, возрастных, половых, индивидуальных особенностей переживания личностью своего благополучия или неблагополучия. [1]

Делись добром ;)