Психология и другие науки о человеке, схожие по предмету (графология, астрология, хиромантия, физиогномика)

контрольная работа

1.1 История психологии

Психология - наука, изучающая недоступные для внешнего наблюдения структуры и процессы, с целью объяснить поведение человека и животных, а также особенности поведения отдельных людей, групп и коллективов. Соединяет в себе гуманитарный и естественнонаучный подходы.

Включает в себя фундаментальную психологию, выявляющую факты, механизмы и законы психической деятельности, прикладную психологию, изучающую, с опорой на данные фундаментальной психологии, психические явления в естественных условиях, и практическую психологию, занимающуюся применением психологических знаний на практике.

До 19 в. психология не была независимой научной дисциплиной, ее трудно было отделить от чисто абстрактных философских рассуждений. То, что мы сейчас называем психологией, в действительности было частью философии. Некоторые понятия и проблемы, имеющие важные приложения в психологии, - относительное значение врожденного и приобретенного, изменчивость и стабильность человеческой личности, отношения разума и эмоций, природа мотивации, свобода и детерминизм в поведении человека, экзистенциальное значение и ценность личностной самореализации, взаимоотношения психики и тела, природа сознания и восприятия, значение снов - обсуждались ранее многими философами, начиная с древних греков, прежде всего Платоном и Аристотелем, а затем в трудах таких мыслителей, как Августин, Фома Аквинский, Декарт, Спиноза, Лейбниц, Локк, Беркли, Юм и Кант.

Однако только в 19 в. общие рассуждения и манипуляции абстрактными понятиями уступили место гипотезам, проверяемым в эксперименте и принимаемым лишь на основании фактических доказательств. Необходимые предпосылки для превращения психологии в научную дисциплину заложили английские философы эмпирической школы - Локк, Юм и Беркли, придававшие особое значение индивидуальному чувственному восприятию. Согласно их взглядам, чувственное восприятие ("впечатления") порождает "идеи", "ассоциации" которых являются основой "рассуждения".

Отсюда следует, что сенсорный опыт - это первая существенная ступень в развитии сознания. Исходя из этих посылок, новая экспериментальная психология сосредоточила все внимание на вопросе о том, как формируются у человека представления о внешнем мире. Требовалось определить, при каких условиях сенсорная стимуляция приводит к появлению "идей", а также каковы механизмы ассоциации идей, обеспечивающие на учение и запоминание. [1]

Делись добром ;)