Психология и педагогика
1. Психика как категория психологии и философии. Предмет психологии и его развитие
Психология -- (от греч. psyche-- «душа» и logia-- «понимание», «знание») в дословном переводе «наука о душе». Позднее вместо понятия «душа» в качестве области изучения психологии стал использоваться более научный термин «психика». Психика, как и душа, -- это субъективная реальность, отличная от той, которую мы воспринимаем как внешнюю реальность.
В современной психологии принято считать, что объектом психологического познания выступает психика человека, т. е. вся совокупность психологических процессов, свойств и состояний, включающая в себя многие субъективные явления.
У различных психологических школ и течений нет единого мнения относительно предмета психологии. В психоаналитической психологии предметом выступает психика человека, включающая структуры сознания, бессознательного и сверхсознание. В бихевиоризме предметом является поведение. В отечественной психологии предметом является психически управляемая деятельность.
Предмет и задачи психологии в разные времена и разными учеными мыслились по-разному. Кроме того, субъективные явления (явления человеческой души, «внутреннего» мира) становятся предметом рассмотрения не только психологии, но и логики, педагогики, физиологии и других наук.
Основной конечной теоретической задачей психологии является раскрытие специфических психологических закономерностей. Закономерности общественного бытия являются наиболее существенными, ведущими закономерностями развития человека.
Психика как категория психологии -- есть свойство головного мозга, позволяющее животным и человеку отражать воздействия предметов и явлений объективного мира. Психическая деятельность есть отражательная, рефлекторная деятельность мозга, вызываемая воздействиями предметов и явлений действительности и представляющая собой отражение их, образ того, что воздействует на мозг.
Психика как категория философии - выступает в качестве самоопределения всеобщего бытия. Будучи духовной стороной бытия, противостоит его материальной стороне. Обе стороны соединены в человеке, благодаря чему он может самостоятельно, сознательно действовать, соотносить себя с внешним миром, выступать субъектом в отношении мира как объекта единого и его явлений как отдельных объектов.
Психология находится в родственных отношениях с философией, поскольку зародилась как особая научная дисциплина в ее недрах. Во всяком случае, психологическое «измерение» личности трудно было бы выделить и изучить, не ориентируясь на философское учение о человеке, специфике его бытия (индивидуального и общественного), о природе человеческого сознания и деятельности.