Психология и педагогика
4. Психология как наука. Психика и мозг. Психические явления
Психология обладает особыми качествами по сравнению с другими научными дисциплинами. Как системой знаний ею владеют немногие. Однако с областью явлений, изучаемых этой наукой, сталкиваются все: она представлена в виде наших собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, потребностей, эмоций, сновидений и т. п. Психология (psyche - душа, logos - учение, наука) как раз и изучает этот мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком.
Психология изучает преимущественно ориентировочную функцию душевных (психических) явлений, т. е. участие их в анализе проблемной (новой для субъекта, необычной) ситуации, построении внутреннего (мысленного) плана последующего действия, контроля за его ходом.
Выдающийся русский физиолог И. М. Сеченов писал, что физиология располагает данными о родстве психических процессов с нервными процессами в теле. Последующими следованиями было установлено, что так называемая психическая энергия представляет собой сумму полученной извне информации и физиологической активности мозга. В современной науке мозг рассматривается как центр управления жизнедеятельностью высокоразвитых животных и человека.
Первая характерная особенность всего психического - это принадлежность индивиду переживаний. Поэтому психические явления выступают как процессы и как свойства конкретных индивидов. Переживания, мысли, чувства субъекта. Другая не менее существенная черта психического - это отношение индивида к независимому от психики, от сознания объекту.
Всякий психический факт - это и кусок реальной действительности, и отражение действительности. Эти два аспекта всегда представленные в сознании человека в единстве и взаимопроникновении, выступают здесь как переживания и знания Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1999..