12. Самосознание личности. Я - концепция. Ее развитие и структура
Самосознание -- это уровень сознания, на котором осуществляются осознание, оценка человеком своего знания, чувств, потребностей, мотивов поведения и деятельности. Самосознание тесно связано с рефлексией и, по мнению отечественного психолога В. С. Мерлина, включает четыре основных компонента:
Ш сознание отличия себя от остального мира;
Ш сознание «Я» как активного начала, субъекта деятельности;
Ш сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки;
Ш социально-нравственную самооценку, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения в и деятельности.
С. Л. Рубинштейн выдвинул противоположную точку зрения, согласно которой самосознание -- это высший вид сознания, возникший как результат развития сознания. Не сознание рождается из самосознания, из «Я», а самосознание возникает в ходе развития сознания личности.
В структуре самосознания можно выделить четыре уровня:
1) непосредственно-чувственный уровень;
2) ценностно-образный, личностный;
3) рефлексивный, интеллектуально-аналитический уровень;
4) целенаправленно-деятельный уровень.
«Я-концепция» -- это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознаваемая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он относится к самому себе и строит свое взаимодействие с другими людьми. «Я-концепция» включает в себя когнитивный компонент -- образ своих качеств, социальной значимости, способности, внешности и т. д. Человек может воспринимать себя по-разному. В «Я-концепции» содержится и эмоционально-оценочный компонент переживаний человека, представлений о себе, и выражение в этом переживании самооценки, себялюбия или любви к другим людям, самоуничтожения или самоуважения и т. д. Психологическая установка человека в отношении самого себя, своих особенностей, возможностей и способностей -- вот что такое в целом «Я-концепция».
С момента рождения ребенка и на протяжении всей жизни происходит процесс развития личности. В ходе этого процесса самосознание индивида проходит ряд стадий. Американский психолог Г. Олпорт разработал систему стадийного развития «Я-концепции»:
1. Первая стадия -- ощущение своего тела.
2. Вторая стадия формирования «Я-концепции» -- ощущение самоидентичности, при котором ребенок осознает самого себя в качестве определенного и наиболее важного лица.
3. Третья стадия -- формирование самоуважения.
4. Четвертая стадия - расширение границ самости.
5. Пятая стадия - складывается образ «Я».
6. Шестая стадия -- шесть--двенадцать лет -- характеризуется осознанным рациональным управлением собой.
7. На седьмой стадии в подростково-юношеском возрасте формируется «Я-концепция» целостного чувства «Я».
8. Восьмая стадия - способность человека к самооценке и самопознанию.
- Психологический модуль
- 1. Психика как категория психологии и философии. Предмет психологии и его развитие
- 2. Основные принципы и методы психологического исследования в общей психологии, психологии развития и возрастной психологии
- 3. Развитие психики и форм поведения в животном мире. Качественные отличия психики человека от психики животных
- 4. Психология как наука. Психика и мозг. Психические явления
- 5. Сознание как высшая форма отражения. Возникновение сознания в истории человеческого общества
- 6. Свойства и структура сознания. Составные образующие сознания (по А.Н. Леонтьеву). Сознательное и бессознательное. Механизмы психологической защиты личности
- 7. Понятие деятельности. Структура деятельности по А.Н. Леонтьеву. Деятельность как условие развития. Навыки, умения, привычки и их роль в освоении деятельности
- 8. Личность и ее структура. Человек как личность, индивидуальность, субъект деятельности и общения, индивид
- 9. Понятие о мотивах и потребностях как побудителях деятельности. Классификация потребностей и мотивов
- 10. Кризисы развития. Особенности протекания основных кризисов развития (детство, отрочество, взрослость)
- 11. Самооценка и уровень притязаний личности. Развитие самооценки в онтогенезе
- 12. Самосознание личности. Я - концепция. Ее развитие и структура
- 13. Понятие о группах и коллективах. Виды и уровни развития групп. Референтная группа
- 14. Виды деятельности. Классификация деятельностей по А.Н.Леонтьеву. Понятие о ведущей деятельности
- 15. Понятие о межличностных отношениях в группе Место общения в развитии личности подростка