Психология и педагогика образования одаренных детей

дипломная работа

1.2 Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в условиях образовательного учреждения

Концепция сопровождения, как направления в оказании помощи детям, начала разрабатываться в нашей стране с середины 90-х годов прошлого века. В ее основе лежит опыт работы психолого-медико-педагогических комиссий и специализированных учреждений в системе образования.

В словаре русского языка мы читаем: «сопровождать - значит идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого» [25, с. 56]. То есть сопровождение ребёнка по его школьному пути - это движение вместе с ним, рядом, а иногда - чуть впереди, если надо создать ситуацию выбора возможных путей.

Психолого-педагогическая поддержка - деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психологическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением (О.С. Газман, Г.В. Фролова).

Сопровождение как основа профессиональной деятельности школьных педагогов и психологов ориентировано на создание условий (педагогических, психологических, социальных) успешного обучения и развития каждого ребенка в ситуациях школьного взаимодействия. Их задачей является разработка и внедрение в школьную практику таких условий и ситуаций, которые обеспечивали бы каждому ребенку возможность удовлетворять их потребности (образовательные, возрастные, индивидуально-личностные).

Социальный педагог, учитель и педагог-психолог в рамках работы, построенной на идее сопровождения, становятся очень нужными друг другу, так как их связывает единое отношение к ребенку, достичь которую легче, объединив усилия и ресурсы [12, с. 37].

Современные тенденции модернизации системы образования диктуют необходимость организации психолого-педагогического сопровождения детей, чье развитие осложнено действием множественных неблагоприятных факторов.

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся включает три взаимосвязанных компонента:

- изучение личности учащегося;

- создание благоприятных социально-педагогических условий для развития личности, успешности обучения;

- непосредственную психолого-педагогическую помощь ребенку.

Следует выделить два направления психолого-педагогического сопровождения:

- актуальное, ориентированное на решение уже имеющихся трудностей, возникших у ребенка;

- перспективное, ориентированное на профилактику отклонений в обучении и развитии [120, с. 91].

Оба направления могут быть реализованы только совместными усилиями всех специалистов службы психолого-педагогического сопровождения. В деятельности службы сопровождения существуют обязательные компоненты, взаимосвязанные друг с другом:

- диагностика развития ребенка (психического, личностного, социального);

- анализ образовательной среды с точки зрения тех возможностей, которые она имеет для обучения и развития и тех требований, которые она предъявляет к уровню развития ребенка.

- реализация программ индивидуальных и групповых занятий коррекционно-развивающей направленности.

Приоритетным направлением является профилактическая работа с детьми по предупреждению социально-психологических, познавательных, личностных отклонений в развитии: проблемы социальной дезадаптации, неуверенность в себе, высокая тревожность, неадекватная самооценка, низкая учебная мотивация, недоразвитие отдельных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления и др.) [15, с. 35].

Реализация психолого-педагогического сопровождения младших школьников возможна при выполнении ряда управленческих условий.

Прежде всего, уже в середине года администрация школы должна иметь четкие представления о том, какая команда педагогов «возьмет» первые классы и поведет их дальше.

Второе условие - обеспечение преемственности между дошкольными учреждениями и начальной школой.

Третье условие - у школьной администрации должно быть отчетливое понимание того, что серьезная работа по организации психолого-педагогического сопровождения младших школьников необходима каждой школе, желающей сохранить себя в качестве жизнеспособной образовательной среды.

Успешность психолого-педагогического сопровождения младших школьников зависит от реализации преемственных связей между дошкольным, начальным и общим образованием. При решении проблемы преемственности, особенно в период адаптации вчерашнего дошкольника к новым условиям обучения в 1 классе, необходимо:

- учитывать психологические особенности 7-летних детей, уровень познавательной деятельности, с которым ребёнок пришёл в 1-й класс;

- анализировать причины неуспешного адаптационного периода и возможности коррекции трудностей адаптации школьника.

На основании теории и практики отечественных ученых была разработана система мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению младших школьников при переходе из дошкольных учреждений в начальную школу, которая внедряется в образовательном учреждении. Целью деятельности психолога и социального педагога в данный период является организация особого образовательного пространства первоклассников как переходного этапа в процессе психолого-педагогического сопровождения младших школьников [12, с. 56].

Цели психолого-педагогического сопровождения младших школьников:

- повышение уровня психологической готовности детей к обучению, познавательному развитию, общению и учителей к работе с новым контингентом детей;

- создание благоприятного эмоционально-психологического климата в школе, обеспечивающего проживание возрастного кризиса и кризиса, обусловленного резкими изменениями педагогических условий, без стрессов и негативных явлений;

- установление определенных норм взаимоотношения детей с другими участниками учебного процесса, в том числе с учителями;

- выработка единых и последовательных требований;

- адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к индивидуальным особенностям первоклассников;

- формирование и сплочение классного коллектива.

Очевидно, что все эти цели могут быть выполнены лишь при совместной деятельности всех организаторов образовательного процесса: педагогов, администрации школы, психологов, социальных педагогов и родителей учащихся. В связи с этим выделяются основные направления работы [14, с. 104]:

1. Психологическая диагностика младших школьников включает:

- исследование мотивационной сферы: школьная мотивация;

- исследование эмоционально-волевой сферы: самооценка, эмоционально-психологическое состояние, школьная тревожность, агрессивность, произвольность деятельности и саморегуляции [6, с. 39].

2. Организационная работа - создание единого информационного поля школы, ориентированного на всех участников образовательного процесса, проведение школьных психолого-медико-педагогических консилиумов, больших и малых педсоветов, обучающих семинаров, совещаний с представителями администрации, педагогами и родителями.

3. Консультативная работа с педагогами, учащимися и родителями.

4. Профилактическая работа - реализация программ, направленных на решение проблем межличностного взаимодействия.

5. Коррекционно-развивающая работа - индивидуальные и групповые занятия с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации.

Для достижения этой цели необходимо [8, с. 44]:

1. Создать банк психодиагностических методик, позволяющих отслеживать уровень психологического здоровья детей.

2. Изучить индивидуальные психологические особенности детей.

3. Организовать модель деятельности педагога - психолога со всеми субъектами образовательного процесса.

4. Разработать и апробировать индивидуальные программы для учащихся.

5. Организовать групповые профилактические занятие с учащимися.

6. Создать оптимальные условия эффективной деятельности кабинета психолога.

7. Проводить мониторинг психологического здоровья детей.

Итак, психолого-педагогическое сопровождение в условиях образовательного учреждения представляет собой деятельность, направленную на создание социально-психологических условий, способствующих успешному обучению и развитию каждого ребенка в конкретной школьной среде.

Делись добром ;)