Психология личности Альфреда Адлера

реферат

1.1 Биография А. Адлера

Альфред Адлер - австрийский психиатр и психолог, основатель школы индивидуальной психологии и один из основоположников современной психотерапии.

Альфред Адлер родился 7 февраля 1870 г. в Пенциге, предместье Вены, в семье еврейского торговца среднего достатка. Его отец, Леопольд Адлер, в молодости приехал в Вену из Бергендланда и стал торговцем зерна [2, стр. 102].

Альфред был третьим из шести детей большого небогатого семейства. Адлеру выпало трудное и несчастливое детство. Сам психолог, описывая его как пору детской ревности и неуверенности, потерь и лишений. Он тяжело переживал рождение младшего брата, как фатальный момент утраты материнской любви и нежности. Когда же будущему психотерапевту исполнилось три года, младший брат скончался в постели, стоявшей рядом с его кроватью. В ранние годы Адлера постоянно окружали болезни и смерти, его детские воспоминания были омрачены сценами похорон [4].

В детстве он болел многими серьезными болезнями, в том числе рахитом, из - за которого лишь в возрасте четырех лет сделал свои первые шаги. Еще нетвердо стояв на ногах, он несколько раз попадал в уличные аварии, оказываясь на волосок от смерти.

В пять лет, только что, оправившись от рахита, Альфред заболел тяжелевшей пневмонией. Семейный врач счел этот случай безнадежным. Однако, нашелся другой доктор, который сумел спасти мальчика. Выздоровев, Альфред принял твердое решение стать врачом.

Несмотря на слабое здоровье, Альфред рос жизнерадостным и общительным ребенком, очень любил играть с соседними детьми. Не будучи способным заниматься спортом вмести со сверстниками, он проводил много времени за чтением классики. Впоследствии умение с ходу процитировать Библию или греческую трагедию, Шекспира или Канта. Общительный характер и чувство юмора способствовало его популярности.

Вероятно, именно в его детском опыте лежат истоки таких существенных аспектов его психологической теории, как признание важности общественного интереса и идея компенсации органической неполноценности [2, стр. 102].

С 1879 - 1880 гг. обучается в Леопольдштадтской гимназии и Шперль-гимназии, с 1880 года - в Хернальзерской гимназии. В 1888 г. Альфред Адлер получил аттестат зрелости [4].

По его собственным воспоминаниям, в первых классах школы Адлер учился весьма посредственно. Он не успевал по математике и вынужден был остаться на второй год. Учитель посоветовал его отцу забрать сына из школы и отдать в ученики к сапожнику, так как он, видимо, не способен ни на что другое. Однако отец побудил сына продолжать учебу, и благодаря упорству и напряженной работе Альфред стал лучшим учеником по математике в классе. Адлер рано приобрел особое расположение отца и оставался его любимцем в течение всего детства.

В его личностном становлении значительную роль сыграл один эпизод из школьного периода. По дороге в школу Адлеру приходилось идти мимо кладбища. Его одолевал страх, и возникала неприятная мысль, что он - трус, не такой смелый, как другие его товарищи. Однажды он отстал от ребят и один дюжину раз пробежал через кладбище, пока не поборол свой страх. Самое интересное в этой истории то, что за «кладбищенским забором», на самом деле, никакого кладбища не было. Но об этом Адлер узнал только несколько лет спустя. Он и его приятели принимали за кладбище заброшенный двор. Данный случай Адлер позднее упоминал в качестве иллюстрации своего тезиса о том, что важным является не сам по себе жизненный факт, а то, как его оценивает человек [4].

В 1888 г. в возрасте 18 лет, Адлер поступил на медицинский факультет Венского университета, бывший в то время одним из ведущих медицинских центров Европы. Тогда же обозначились его политические пристрастия. Адлер глубоко интересовался социализмом, участвовал во многих политических митингах [2, стр. 103].

В студенческие годы Адлер погрузился не только в вопросы политики, но и увлекся учением К. Маркса.

В 1892 г. прошёл годичную военную службу (половину срока) в австро-венгерской армии в качестве добровольца.

В 1895 г. он окончил обучение на медицинском факультете Венского университета и получил степень доктора медицины. Прошел практику в Венской поликлинике.

В том же году Адлер примыкает к социал-демократическому движению и на протяжении ряда лет активно участвует в нем. Он проповедует идеи солидарности и равенства всех людей независимо от расы, религии, пола и т.д. Социалистическая ориентация и увлечение марксизмом оказывают значительное влияние на его мировоззрение и способствуют формированию склонности к активной общественной деятельности [4].

На одном из митингов Адлер знакомится со студенткой-социалисткой из России Раисой Тимофеевной Эпштейн, которая становится его подругой и единомышленницей, а затем и женой [2, стр. 104].

В 1896 г. отбывание воинской повинности (второй части срока службы) в Пресбурге, бывшем тогда венгерским городом. Альфред Адлер - ассистент заместителя главного врача.

В Декабре 1897 г. Адлер, находясь в Москве, женится на Раисе Тимофеевне Эпштейн. В дальнейшем у них родилось 4 детей. Старшая дочь Валентина училась экономике, уехала по политическим соображениям в Россию и нашла там свой последний приют. Александра стала психиатром в Нью-Йорке, Нелли -- актрисой. Сын Курт изучал физику и медицину, позднее также стал психиатром [4].

Первоначально Адлер специализировался в области офтальмологии, работая в захудалой части Вены с наиболее незащищенными и бедными слоями населения. Постепенно его профессиональные интересы сместились в сферу неврологии и психиатрии; учёный обратился к вопросам адаптации. После прохождения практики по общей медицине, он стал психиатром [2, стр. 104].

В 1898 г. Адлер публикует свою первую книгу «Учебник здоровья для портных». Он отмечает определенный риск для здоровья, связанный с работой портного, и предлагает меры по улучшению условий труда. Уже в этой работе будущий создатель индивидуальной психологии формулирует ключевой постулат своей теории: следует рассматривать человека не изолированно, а во взаимодействии с окружающей его социальной средой.

В 1902 г. Адлер примкнул к венскому кружку Фрейда, получившему условное название «Общество психологических сред»; здесь он приобрёл значительный авторитет и в силу независимости своих научных взглядов вскоре стал выступать в роли потенциального антилидера.

С 1902 - 1904 гг. Адлер пишет первые работы по социальной медицине. В 1904 г. опубликована статья «Врач как воспитатель», в которой Адлер фактически предвосхитил многие положения гуманистической психологии и педагогики. Переход из иудейской веры в евангелическую. В 1907 г. Адлер впервые обобщил и системно изложил свои оригинальные взгляды на формирование и развитие человеческой психики в этапной работе «Исследование неполноценности органов»; публикация этого труда вызвала негативный отклик Фрейда и наиболее ярых его сторонников.

В 1910 г. Адлер подготовил к печати статью «Психическое лечение невралгии троичного нерва», в которой вывел «основной психологический закон о диалектическом превращении органической неполноценности через субъективное чувство неполноценности во внутреннее стремление к компенсации и сверхкомпенсации». Открытие этого закона стало одним из главных научных достижений Альфреда Адлера. В июне 1911 г. Адлер покинул Венское психоаналитическое общество [4].

С 1912 - 1914 гг. Адлер устанавливает тесные и плодотворные контакты с психиатрами и психологами ряда европейских стран, в том числе и России; в российском журнале «Психотерапия» публикуются первые переводы его статей на русский язык [2, стр. 105].

В 1916 г. Адлер поступил на службу в австрийскую армию. В течение этого и следующего года он служил военным врачом на русском фронте.

В 1917 г. опубликованы статьи «Невротическая конституция», «Исследование физической неполноценности и ее психической компенсации», «Проблемы гомосексуальности».

В 1918 г. Адлер выступает в Цюрихе с докладом о Ф.М. Достоевском.

По окончании Первой мировой войны Адлер посвящает себя вопросам педагогики; он подвергает резкой критике систему австрийского школьного образования и разрабатывает собственную модель воспитания и обучения.

В 1919 г. при поддержке австрийского правительства Адлер организовал первую детскую реабилитационную клинику. К 1928 г. в Вене было уже около тридцати подобных клиник, в которых работали ученики Адлера.

В 1920 г. Опубликована наиболее известная и фундаментальная работа «Практика и теория индивидуальной психологии», содержащая последовательное, систематизированное изложение основополагающих идей и постулатов учения А. Адлера.

В 1929 - 1931 гг. Одна за другой выходят в свет работы Адлера на английском языке: «Проблемы человеческой природы»; «Наука жить»; «Стиль жизни»; «Что жизнь может значить для тебя».. Его известность и популярность в широких научных кругах стремительно возрастают.

В 1930 г. в связи с 60-летним юбилеем Адлер удостоен звания «Почётного гражданина Вены». Опубликован посвященный ему сборник «Самовоспитание характера».

В 1932 г. Адлер окончательно обосновался в США и получил должность профессора в Медицинском колледже Лонг-Айленда [4].

В 1935 г. вслед за Адлером в Нью-Йорк после длительных колебаний переселились его жена Раиса и дети Курт и Александра. Дочь Адлера Валентина и её муж, решившие искать убежище от нацизма в СССР, погибли в сталинских лагерях. Последние годы жизни Альфреда Адлера были омрачены тревогой за судьбу дочери и отсутствием каких-либо известий от неё. В апреле 1937 г., после лекции в Голландии, он, вероятно, перенес слабый сердечный приступ, однако ограничился непродолжительным отдыхом в отеле и не упомянул о случившемся в письмах родным и друзьям. Месяцем позже, 28 мая 1937 г., приехав в Абердин (Шотландия) для чтения цикла лекций, Альфред Адлер неожиданно умер от сердечного приступа в возрасте 67 лет. Там же он и был похоронен [2, стр. 108].

Делись добром ;)