Психология раннего детства

курсовая работа

1.3 Мышление и его развитие у детей раннего возраста

В раннем детстве быстро растет интерес к окружающему - этот мощный двигатель развития. Ребенок стремится все увидеть, услышать. Однако ему нужны не только зрительные и слуховые впечатления, но также и осязательные, мышечные: малыш хочет до всего добраться, взять в руки, пощупать, помять, порвать, поломать, бросить.

На втором и третьем году жизни довольно заметно развиваются действия восприятия и мыслительные действия. Если почти на всем протяжении младенчества психическая жизнь ребенка носила слитный, нерасчлененный характер, то теперь достаточно отчетливо можно увидеть: вот малыш зрительно обследует предмет, его свойства; вот он решает мыслительную задачу: как достать со шкафа любимого мишку?

Но нельзя, по-видимому, выделить как отдельные психические процессы память, внимание, воображение. Они как бы вплетены в деятельность ребенка, носят непроизвольный характер. Эту оговорку следует иметь в виду, когда мы говорим о памяти, или внимании, или воображении ребенка 2 - 3 лет.

В начале второго года малыш узнает знакомых людей хорошо, даже если не видел их несколько недель, он вспоминает о тех событиях, которые произошли неделю назад. Начинает он ориентироваться и в пространстве: в расположении комнат в доме, находящихся в них предметах; когда он Rвыходит на улицу, то сам идет к тому месту, где обычно играет.

К концу второго года узнавание становится еще более совершенным. Мальчик 3 месяца не был в городе. Когда вернулись с дачи, пошли к бабушке в гости. Он сам поднялся на второй этаж, постучался в дверь той квартиры, где живет бабушка.

На третьем году малыш может при случае вспомнить довольно отдаленные события. Малыш вспоминает зимой, как летом катался с папой на пароходе. Рассказать в детском саду, какие у него дома игрушки, из кого состоит семья, ему уже несложно.

Поскольку он овладел речью, воспоминания могут возникать у него не только тогда, когда он видит перед собой предмет или человека, с которым у него что-то связано, но и тогда, когда о чем-то просто идет разговор. Мама говорит: «Поедем к дедушке», и мальчик вспоминает: «Поедем на троллейбусе, у деда рыбки в аквариуме. Мы кормить их будем». Разговаривая с ребенком о том, что было или еще будет, вы тем самым значительно расширяете его кругозор.

Непроизвольное внимание малыша становится на протяжении второго и третьего года жизни более устойчивым. К году он мог заниматься игрушкой минут 10, на третьем году это время возрастает до получаса. А если в деле, котором занят малыш. участвует взрослый, то время это значительно больше. Если он чем-то заинтересовался, отвлечь его трудно. Но столь же трудно привлечь его к чему-нибудь, что нисколько для него не занятно, не затрагивает его чувств. Поэтому так важно, побуждая ребенка чем-то заняться, сделать что-то, вызвать у него интерес и понимание, постараться воздействовать на его чувства, но ни в коем случае не принуждать, не заставлять его.

Начинает складываться и воображение. Когда малыш скачет верхом на палочке, он - всадник, а палочка - лошадка. Но при отсутствии предмета, на котором можно «скакать», он лошадку себе не вообразит, не вообразит он ее себе и тогда, когда он не занят этой игрой, хотя та же палка может быть у него под рукой. Так что пока воображение еще нуждается во внешних опорах - предмете и действии.

Мышление ребёнка, осуществляемое при помощи внешних ориентировочных (пробующих) действий (тянулся к кружке - зацепил скатерть - подтянул скатерть - достал кружку), называется наглядно-действенным. Переход к использованию случайных или готовых (от взрослых) связей в новой предметной ситуации (захотел утюг - подтянул одеяло - достал утюг) - важная ступень в развитии детского мышления.

Познакомившись со свойствами или употреблением предмета, ребёнок начинает упреждать его свойства или применение. Он подбирает нужные предметы и их части на глаз, выполняя действие сразу правильно, без предварительного примеривания (сбор матрёшки в последней стадии). В основе таких действий лежит проба, проделанная в Уме. В процессе её ребёнок действует не с реальными предметами, а с образами. Мышление ребёнка, когда решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами, называется наглядно-образным.

Овладевая ориентировочными (пробующими) действиями предметного характера, ребёнок постепенно переходит к зрительной ориентировке. В раннем детстве ребёнок приобретает умение решать наглядно-образным путём только ограниченный круг простейших задач. Первые срезы (тесты) наглядно-образного мышления имеет смысл проводить не ранее 2,5-3 лет.

Для развития наглядно-образного мышления надо поощрять в детях стремление к конструированию (башен-дорожек из кубиков) и рисованию.
Дети второго года жизни узнают близких людей на фотографиях и предметы на рисунке. Цвет в этом возрасте не имеет никакого значения. Это, конечно, не значит, что ребёнок не различает цвета (различение и предпочтение определённых цветов явно выражено даже у младенца). Но цвет ещё не стал признаком, характеризующим предмет, и не учитывается при его восприятии.

Дети второго года жизни могут собирать и разбирать пирамидку и матрёшку, но они пока ещё не могут складывать цветные кубики или цветную мозаику (в прямом смысле этого слова), так как их соотносящие действия осуществляются только на основе формы и величины.

Даже овладев восприятием цвета к трёхлетнему возрасту (что можно проверить элементарными тестовыми заданиями), ребёнок часто не учитывает цвет в работах по образцу. Например, рисуя, он пользуется фломастерами, цвет которых ему больше нравится, а не теми, которые соответствуют оригиналу (то же самое с пластилином!).

Родители нередко жалуются, что дети рисуют чёрным или другими тёмными цветами, подозревая в этом определённые психологические проблемы. Чаще всего проблема значительно проще, чем кажется на первый взгляд: яркие фломастеры быстро исписываются, скребут по листочку, и ребёнок постепенно привыкает к чёрному (яркому и сочному). Родителям следует чаще менять наборы для рисования.

Названиями цветов (красный, оранжевый, желтый) дети овладевают с большим трудом, только при упорном обучении. Эти трудности имеют свои психологические причины. Слово в понимании ребёнка обозначает прежде всего функцию или назначение предмета. Совсем другое дело - слова, обозначающие свойства. Здесь уже содержится доля абстракции (обобщение), которая позволяет объединять самые разные предметы по внешнему признаку (чего пока не требуется ребёнку на практике). Возникает противоречие между обучением и потребностью, которое малышу очень трудно преодолеть. Значительно более благоприятные условия для такого усвоения складываются позднее, на 4-5 году жизни.

На третьем году в умственном развитии ребёнка происходит важный сдвиг, имеющий огромное значение для последующего овладения новыми видами деятельности. На третьем году начинает формироваться знаковая (или символическая) функция сознания. Знаковая функция сознания состоит в возможности использовать один объект в качестве заместителя другого (ребёнок, стреляющий из палки; ребёнок, пекущий пирожки из глины).

В период зарождения знаковой функции дети склонны, пользуясь малейшим намёком, усматривать черты знакомых предметов буквально во всём (например, в кляксах йода на столе).

Знаковая функция даёт толчок к превращению каракулей в изобразительную деятельность. Именно благодаря ей ребёнок начинает видеть в собственных каракулях изображения предметов и контролировать процесс рисования. (До этого момента ребёнка больше интересует карандаш, нежели изображение. Он может даже смотреть по сторонам, когда чертит по бумаге.) Благодаря знаковой функции сознания ребёнок впервые получает возможность представлять себе то, о чём ему рассказывает взрослый. Слушая сказки, ребёнок пытается представить себе их персонажи, события, ситуации и, следовательно (после такого «ассоциативного закрепления»), становится способным воспроизводить услышанное. Дети раннего возраста, которым много читают, нередко поражают взрослых тем, что запоминают наизусть длинные стихи и сказки. Если при рассказывании сказки (повторно), изменить порядок изложения, то ребёнок с возмущением поправляет взрослого. Однако, память в раннем возрасте полностью непроизвольна: никаких специальных действий с целью запомнить или припомнить что-либо ребёнок не выполняет.

До трёх лет воспоминания о самом себе и об окружающем, обычно, не сохраняются, так как до этих пор ребёнок не может рассматривать последовательность событий в контексте развития собственного «Я» (амнезия раннего возраста).

Делись добром ;)