Психология ревности

курсовая работа

1.1 Ревность - эмоция или чувство?

Подобно тому, как любовь

не имеет более близкой подруги, чем ревность,

так она не имеет и большего врага.

Джордано Бруно

Ревность -- это чувство, не эмоция, как думают многие. В жизни часто смешивают такие понятия, как эмоции и чувства, однако явления эти разные и отражают разный смысл. Важно не путать «чувства» с «эмоциями»:

Эмоции не всегда осознаются, и чаще всего человек не может достаточно четко сформулировать какие эмоции, он испытывает. Например, люди говорят: «во мне все закипает», что это означает? Какие эмоции? Гнев? Страх? Отчаянье? Тревога? Досада? Не всегда человек может определить сиюминутную эмоцию, зато чувство человек осознает практически всегда: дружба, любовь, зависть, враждебность, счастье, гордость.

Человек не всегда осознает причину тех или иных эмоций, тогда как основу чувства человек осознает всегда. Он понимает, почему он дружит или гордится кем-то.

Наши эмоции связаны с конкретной ситуацией, только «здесь и сейчас» возникает эмоция, т.е. эмоции -- ситуативные и отражают наше оценочное отношение к ситуации (настоящей или будущей, или только возможной). Чувства -- это устойчивое эмоциональное отношение к предмету (объекту), т.е. чувства -- предметные и не связаны с ситуацией.

А вот выражаются чувства через эмоции, в зависимости от того в какой ситуации человек оказывается. При этом эмоции и чувства могут не совпадать или противоречить друг другу, например, горячо любимый человек может в определенной ситуации вызвать эмоцию гнева.

Эмоции кратковременные, а чувства длительные и устойчивые, эмоциями мы реагируем на ситуацию, например, разрядился аккумулятор у сотового в самый неподходящий момент, возникает эмоция гнева или досады, эти эмоции кратковременные, когда Вы приедете домой, этих эмоций уже не будет. А чувства -- это долгосрочное отношение к кому-либо или чему-либо, чувства устанавливают тесную эмоциональную связь с предметом (объектом), который имеет мотивационную значимость для человека, т.е. при встрече с объектом, или при воспоминании о нем, чувство каждый раз актуализируется с новой силой. Например, когда мы думаем о любимом человеке, мы можем улыбаться, испытывать некое волнение, радость, ощущать «теплое чувство» внутри.

Таким образом, чувства как бы «выделяют» из ситуации конкретный объект, независимо от того, что происходит вокруг, а эмоции «срабатывают» на ситуацию в целом (психолог Светлана Морозова).

Понимая что такое чувства и эмоции человека, становится очевидно, что ревность, как чувство, возникает относительно значимого человека ,а не ситуации, более того, очевидно, что ревность не сиюминутное явление, а устойчивое эмоциональное отношение человека.

1.2 Взгляды различных авторов на понятие «Ревность»

Поверьте мне: любовь

уходит тем путем,

которым входит ревность.

Лопе де Вега

Исторические условия, культурная среда накладывают ощутимые отпечатки и на поводы, по которым возникает ревность, и на формы, в которых она проявляется. Здесь стоит вспомнить слова Маркса о том, что отношение мужчины к женщине позволяет судить о ступени культуры общества. А ведь ревность -- это частный случай такого отношения.

Такие феномены супружеской жизни, как ревность и измены, являются крайне сложными при изучении в рамках психологии и социологии. Как правило, чувство ревности рассматривается либо с теоретических (умозрительных) позиций, либо с позиций психотерапии. Существуют различные определения чувства ревности в отношениях между мужчиной и женщиной, где акцент делается как на положительные, так и отрицательные стороны этого явления.

В отечественной и зарубежной психологии различные аспекты ревности изучались обособленно. Ревность в социально значимых отношениях рассматривалась как базовая установка личности (Пантелиди И.О., Прохорова О. Г.), ревность к субъекту отношений была предметом психотерапевтической и психокоррекционной работы (Майкл Кингхли, А. Полеев), ревность как симптом заболевания имела место в патопсихологии и медицине с проведением соответствующей терапии (Харви Гордон, Бреслав Г. М.). Однако целостного психологического исследования феномена ревности до сих пор не проводилось.

Ревность, и вообще любое эмоциональное состояние, классифицируемое как специальная форма тревоги, считается, что оно происходит от недостатка уверенности в привязанности того, кто любим. "Ревность направлена на третье лицо, на конкурента, который воспринимается, как захватывающий привязанность объекта любви".

Приведённое выше определение ревности - одно из многих в современной психологии, и, к сожалению, далеко не однозначное. Эта неоднозначность вызвана расхождением учёных во мнениях касательно природы происхождения чувства ревности.

Некоторые учёные используют понятия ревность и зависть как синонимичные. Например, Соловей и Родин (1986), считают ревность более широким понятием, чем зависть, поэтому видят возможным использовать только понятие ревность. Как отмечает Куанышбек Муздыбаев (1997), от такого смешивания данных понятий нет проку, "поскольку они отражают и регулируют разные стороны межличностных отношений". Куанышбек Муздыбаев трактует ревность как "подозрительное отношение человека к объекту обожания, связанное с мучительным сомнением в его верности, либо знанием о его неверности". Он утверждает, что в отличие от зависти, где есть две стороны - тот, кому завидуют и тот, кто завидует (диадические отношения), ревность вовлекает в свою орбиту три стороны (триадические отношения): первая - это ревнующий, вторая - тот, кого ревнуют, и третья - тот (те), к кому ревнуют. Известный западный психолог Д. Кинсли добавляет ещё и четвёртую сторону - публику, которая всегда интересуется тем, как складываются отношения между партнёром и соперником.

П. Тительман следующим образом определяет различия между ревностью и завистью. "Чувство зависти возникает тогда, когда индивид не имеет того, чего он страстно хочет, а чувство ревности появляется, когда из-за наличия соперника индивид боится потерять то, что имеет и что для него значимо".

Если зависть, как было сказано выше, в большинстве случаев считается недостатком, то ревность, имеющая объективные основания, является социально одобряемым чувством и даже поощряется обществом.

Карл Изард пишет: "…ревность пробуждает такие фундаментальные эмоции, как страх и гнев. Возможность лишиться любви и всего, что связано с ней, порождает у человека страх. Любовь, кроме всего прочего, означает чувство защищённости и безопасности. Эмоция гнева, также представленная в феномене ревности, возникает тогда, когда человек ощущает, что все его попытки сохранить позицию в отношениях с любимым человеком, вернуть его внимание, любовь, чувство безопасности, бесплодны".

Биоэнергетик и биоэнерготерапевт И.В. Савельев ревность связывает с паранойей (от греч. - умопомешательство), трактуя как "стойкое психическое расстройство, проявляющееся в систематизированном бреде и отличающееся сложностью содержания, последовательностью доказательств и внешним правдоподобием".

Интересен взгляд отечественного психолога Николая Нарицына: "…ревность - это страх потери власти. Практически каждый стремится управлять хоть какой-то малостью. Но за всё в жизни приходиться платить. Так и за ощущение господства приходиться платить страхом это господство потерять. Ревность поэтому и знакома многим людям, что все эти люди, так или иначе, стремятся кем-то распоряжаться. Кстати, физиологические реакции организма при чувстве ревности и ощущении страха - одинаковы. Ревность - сродни трусости. Это не высокое чувство, доказывающее наличие любви, а постоянная неуверенность в собственных силах и боязнь не справиться с управляемым объектом. Ревность - это чувство бессознательного отражения собственной слабости".

Приведённые выше авторские точки зрения, так или иначе, отличаются. Но в одном мнения учёных сходятся - понятие ревность неотрывно от понятия любовь. Молодость часто называют возрастом любви. Для неё характерно оптимальное сочетание психологических, физиологических, социальных и других факторов, благоприятствующих выбору спутника жизни и созданию семьи.

Происхождение ревности обычно связывают с укоренившимся в ходе исторического развития общества господствующим положением мужчины в семье, материальной или иной зависимостью жены от мужа, строгим преследованием супружеской неверности женщины. Многовековое бесправное положение женщины породило взгляд на неё как на вещь, имущество, не располагающее собственной волей. Религиозные воззрения на женщину способствовали усилению её зависимости от мужа, её социальному и моральному бесправию. Моральные нормы мужчины и женщины в обществе значительно разошлись. Мужчины приобрели негласное право на легкомысленные поступки и увлечения. Поведение женщины всегда оценивалось гораздо строже.

Закрепившись в социально-психологических, религиозных и этнических сферах общественной жизни, взгляд на ревность постепенно видоизменялся, но характер ревнивых притязаний остался прежним. Несмотря на то, что в жизни современной семьи изжиты привилегии мужа, ревность проявляется так же, как и в минувшие века. Женщина в прошлом веке, как известно, была провозглашена равноправным членом общества и семьи. Семьдесят лет назад многие считали, что основания для ревности должны исчезнуть, что ревность - это "неземное чувство", "отвратительный пережиток прошлого". И всё же ревность не исчезла. Она по-прежнему больше распространена среди мужчин, по-прежнему наблюдаются крайне тяжёлые её последствия. Общественное мнение сочувствует ревнивцам, и даже закон считает ревность "смягчающим обстоятельством" при тяжёлых преступлениях против личности.

Чаще и острее ревность проявляется в юношеском возрасте, приобретая масштаб драматических переживаний. Связано это главным образом с тем, что в это время молодые люди ощущают некое несовершенство, незрелость, некую незаконченность. Но приходит опыт, а с ним и чувство самодостаточности - и ревность потихонечку удаляется. Но у некоторых она не проходит, на протяжении всей жизни оставаясь на уровне юношеского накала. И говорит это только об одном: комплексы "ущербности" не ушли бесследно. Тогда ревность преобразуется в черту характера и при удобном случае даёт о себе знать.

В приобретении чувством ревности более сильных и глубоких переживаний играет важную роль установка на ревность, т.е. внутренняя готовность встретиться с изменой, обманом, предательством любимого человека, ожидание соответствующего поведения.

Установка на ревность может формироваться в юношеские годы, когда уже на школьной скамье подростки "обогащаются" выводами о любви и верности: парни узнают, что "все они - изменницы", а девушки, что "все мужчины - подлецы". Такая установка возникает, если человек воспитывается в духе недоверия к другим людям, когда ему приходиться быть свидетелем неверности родителей, друзей.

Российский сексолог, профессор Лев Щеглов выделяет три варианта предрасположенности к ревности:

1) психологическое своеобразие и склонности человека;

2) социально-психологическая предрасположенность;

3) специфика самой любви.

По мнению профессора Л. Щеглова, "наличие в любовных семейных отношениях прагматики, т.е. трезвых соображений в отношении своего партнёра, глубокая дружба, игра и отдых, полная самоотдача другому, всё это исключает появление ревности".

Психолог А.Г. Свияш связывает ревность с ошибочными убеждениями и представлениями человека о жизни. Он утверждает, что это чувство возникает, "когда человек относится к другому, как к своей собственности. Моя собственность должна принадлежать только мне, и никто не смеет до неё дотрагиваться или смотреть на неё". Такой человек находится в состоянии депрессии или постоянных сомнений.

Западные психологи Е. Хетфилд и Г. Уолстер, как и А.Г. Свияш, считают, что причиной появления ревности является ущемлённая гордость и осознание нарушения прав собственности.

В настоящее время чрезвычайно распространены взгляды о том, что "ревность - прежде всего проблема самого "ревнивца", в связи, с чем психотерапевтическая работа должна быть направлена на "перестройку" его отношения к реальности как таковой".

Понять психологический механизм чувства ревности помогает учение о доминанте физиолога А.А. Ухтомского. Под доминантой он понимал более или менее устойчивый участок повышенной возбудимости, привлекающий к себе волны возбуждения из самых различных источников и способный под их воздействием к накоплению и дальнейшему увеличению своего возбуждения. Доминанта делает избирательным наше восприятие окружающего мира. Под влиянием доминанты ревнующий скрупулезно собирает различные мелочи - малейшая задержка на работе, непреднамеренный и обычный жест или слово в дружеской компании, давно забытое детское увлечение и т.д. - для обвинения супруги или супруга и для казни самого себя. Доминанту не преодолеть словами, всяческими возражениями, она будет только ими питаться и подкрепляться. Надо просто подождать, говорит А.А. Ухтомский, пока она сама себя изживает, "сгорит" на собственном огне.

Из приведённых выше взглядов отечественных и зарубежных учёных на феномен ревности, можно заключить, что данное эмоциональное состояние недостаточно изучено и мнения психологов на этот счёт разнятся. Несомненно одно: ревность неотрывно связана с такими проявлениями как страх, гнев, неуверенность в себе, и даже зависть. Также возникновению ревности способствует приобретённая в юношеские годы установка на встречу измены в будущем, ошибочные представления о межличностных отношениях, и как результат - возникновение чувства ревности. Таким образом, ревность - это своего рода бессознательное проявление своих слабостей.

1.3 Причины, вызывающие ревность

Ревность наносит смертельный удар

самой прочной и самой сильной любви.

Овидий

Беспочвенная ревность -- вещь достаточно распространенная. В то же время не каждый случай очевидной измены вызывает ревность. Это подтверждает, что главный ее источник следует искать в первую очередь в самом ревнующем человеке. И если поведение ревнуемого и вся ситуация все же играют не последнюю роль в возникновении ревности, то форма, которую она принимает, почти целиком зависит от личности самого ревнивца.

Прибегнув к упрощенной схеме, можно наметить два крайних варианта проявления ревности: активная, воинствующая и пассивная, страдальческая.

Люди, испытывающие активную, воинствующую ревность, вспыльчивы, грубы, склонны к постоянной подозрительности и слежке, несправедливы и мстительны. Без устали ведут они свою борьбу. Драматические сцены с мольбами о признании и обещаниями «все простить и забыть», призывы «одуматься», начать новую жизнь сменяются у них унизительными допросами с требованиями доказательств верности, попытками получить признание с применением угроз и насилия. Все это происходит на фоне крайней неуравновешенности, подавленного или злобного настроения, неспособности логично рассуждать, недоступности каким бы то ни было разубеждениям.

Естественно, что претензии ревнующего (независимо от их обоснованности) вызывают у «обвиняемого» ответную реакцию, чаще всего совсем не ту, на которую рассчитывает ревнивец. И конфликт усугубляется. Приписывая объекту ревности повышенные и изощренные сексуальные запросы, он всячески стремится «разгадать» и удовлетворить их сам. Отсюда столь частая сексуальная назойливость, которая нередко приобретает извращенные и циничные формы. Но особенно отталкивающее впечатление производят сцены ревности после употребления спиртного, когда человек теряет над собой всякий моральный контроль. Движимый разнузданными страстями, он не останавливается ни перед какой пошлостью, грубостью, жестокостью. На следующий день он может горько раскаиваться в своих словах и поступках, идти на любые унижения, чтобы добиться прощения, давать клятвы (которые, разумеется, останутся невыполненными), что подобное не повторится. Но в аффекте этот человек страшен и может представлять реальную опасность.

Те, чья ревность относится ко второму варианту, ведут себя пассивно. Они мучаются при мысли о возможной измене, не борются и даже могут не испытывать зла к соперникам. Эти люди страдают. Лишь изредка, в полном изнеможении совершают они неожиданные отчаянные поступки и даже преступления (Позднышев).

Самая адекватная причина ревности -- измена, которая больше всего ранит доверчивого и преданного человека, а так же того, для которого измена стала полной неожиданностью на фоне благополучных, как ему казалось, отношений. Если ситуация никак не разрешается, партнер ведет себя противоречиво и не принимает конкретного решения, например, уйти или остаться, ревность становится затяжной.

Доктор философских наук, профессор В.Т. Лисовский, отмечая, что нет ничего обиднее в любви, чем беспричинная ревность, относит ревность к противоречиям любви и брака. Она может иметь и реальные причины: легкомысленное поведение одного из супругов, постоянный флирт, измену. Профессор В.Т. Лисовский отмечает: "…вряд ли можно назвать более тягостное душевное состояние, которое накладывало бы отпечаток на стиль поведения человека, чем ревность".

Причинами возникновения ревности профессор В.Т. Лисовский считает:

1) М. Веллер отмечал, что ревность - это и боязнь потерять, и уеденное самолюбие, и опасение, что другой лучше, и ощущение невозможности полностью контролировать ситуацию, умаление своей значительности, ущемление своего самоутверждения. Он пишет: «Повод к ревности означает: я менее хозяин жизни, чем полагал, чем могу или мог бы, я менее всемогущ, чем хочу и полагаю возможным. Вот чего человек перенести не может!!!» Отсюда вытекает, что мало ревнуют предельно уверенные в себе люди, а сильнее ревнуют те, у кого больше комплексов и занижена самооценка. Комплекс неполноценности одного из любящих, который сознательно или неосознанно ощущает один из любящих из-за неуверенности в себе («Найдёт лучше меня, интереснее, красивее, своего круга»). Появление в поле зрения достойного соперника повергает его в смятеннее, вызывает чувство страха от возможной потери дорогого человека. Страх одиночества может стать весомой причиной ревности. Кроме страха потерять человека, есть еще страх потерять комфорт, привычный уровень жизни и все преимущества с этим уровнем связанные.

2) На возникновение чувства ревности могут повлиять бывшие партнёры, особенно в повторных браках («Вдруг снова встретится, вернётся в прежнюю семью», «Первая любовь запоминается на всю жизнь»). Любящий партнёр страдает от чрезмерной подозрительности, особенно в тех случаях, когда его первый брак распался из-за супружеской измены, потому что людям свойственно переносить прошлый опыт на настоящие события и ревнивец считает необходимым проявлять особую бдительность.

3) Из чего же состоит ревность? Франсуа Ларошфуко еще в XVII веке утверждал, что в ней только одна доля любви и девяносто девять долей самолюбия. Оноре де Бальзак полтора века спустя, уточнил: «Ревность у мужчин складывается из эгоизма, доведенного до чертиков, из самолюбия, захваченного врасплох и раздраженного тщеславия». Парадокс состоит в том, что нередко в семье ревнует именно тот из супругов, который сам в наибольшей степени склонен к нарушению супружеской верности. Польский писатель Станислав Вапняк писал: «Подозревать женщин в неверности нас заставляет не их измены, а наши собственные». Так неверный романтический партнёр часто мучает подозрениями свою вторую половинку, ожидая нарушение супружеской верности и с её стороны. Масло в огонь подливает легкомысленное поведение одного из супругов, постоянный флирт, длительные разлуки по необходимости.

3) сплетни, наговоры завистливых людей, у которых личная жизнь не сложилась и которым доставляет своеобразное удовольствие портить её счастливым и любящим людям.

4) Другая крайность - это эгоизм. Тот, кто считает себя самым красивым, самым умным, успешным будет стремиться получить контроль над окружающими. Степень ревности имеет прямую зависимость от эгоизма. Чем эгоистичнее человек, тем сильнее ранит его ревность - это аксиома. Он начинает подсознательно искать свои изъяны. Доводит себя до "точки кипения". Он даже в мыслях смириться не может, что его, такого замечательного, она может на кого-то променять. Вот тогда-то и начинается эта "камера пыток": Ты куда собралась? Что так вырядилась? Во сколько вернешься? Да никуда ты не пойдешь! Естественно, уровень личной культуры, степень стремления к лидерству в семье тоже влияют на внешние проявления ревности. Один будет точить романтического партнёра подозрениями. Другой может и ударить и убить. Случайно. В состоянии аффекта, например.

1.4 Классификация ревности

1.4.1 Виды ревности

Бурная ревность совершает

больше преступлений,

чем корысть и честолюбие.

Вольтер

Обычная ревность - деструктивное чувство, она душит и убивает отношения, но не всякая ревность обычная, и не всегда ревность - это плохо. Ревность бывает очень разная. Ревность обоснованная и нет, управляемая и дикая, тоскливая и веселая...

Ревность -- это всего лишь чувство человека, как и многие другие его чувства. Теперь давайте обозначим виды ревности. Существуют разные взгляды отечественных и зарубежных учёных на проблему классификации чувства ревности. Такие отечественные как Т.М. Заславская, В.А. Гришин выделяют следующие виды ревности:

1. Собственническая ревность. Её "девиз": "Вещь всегда должна принадлежать своему хозяину". Этот вид ревности обязательно связан с сильным переживанием измены партнёра с угрозой разрыва отношений. Возможны следующие причины собственнической ревности: она может быть спровоцирована изменой или подозрительным поведением партнёра, вызвана охлаждением чувств любимого, отсутствием информации о нём либо компрометирующей информацией, разлукой.

2. Ревность от ущемленности.

Она проявляется у людей с тревожно-мнительным характером и низкой самооценкой. Такие люди неуверенные в себе, легко впадают в тоску и отчаяние и склонны преувеличивать неприятности и опасности. Неуверенность в себе, заставляет такого человека видеть возможного соперника (соперницу) в каждом встречном. И если ему кажется, что партнер не проявляет должного внимания, то сразу возникают сомнения и подозрения относительно любви и верности любимого человека. Считая себя людьми слабыми, неинтересными, они полагают, что не вправе рассчитывать на хорошее отношение окружающих. Они готовы к плохому, но в то же время переживают свою участь, тяготятся ею. Они не лишены скрытых надежд на лучшее будущее и потому имеют обостренную потребность в любви и внимании. Вместе с тем такие люди настороженно, напряженно ожидают подтверждения своих опасений. Малейшие изменения чужого отношения к ним моментально улавливаются ими, сплошь и рядом порождают далеко идущие и часто необоснованные выводы. Прозвучит ли в словах партнера чуть меньше любви и заботы, покажется ли его взгляд недостаточно ласковым или еще как-то «недополучит» такой человек необходимого ему внимания, -- и тут же возникают сомнения, подозрения.

Есть и такие представители этого вида, которые не смиряются с собственным низким представлением о себе. Они стараются его опровергнуть, выработать у себя новые свойства, которые исправили бы или компенсировали их недостатки. Часто они добиваются того, что начинают производить впечатление людей самоуверенных, решительных, энергичных и даже жизнерадостных. Но результат этот в значительной степени внешний. Подспудно ощущая фальшь в своем поведении, лица с подобной, искусственно взвинченной самооценкой испытывают потребность постоянно убеждаться в том, что окружающие воспринимают их такими, какими им хочется казаться, чтобы самим поверить в свои достоинства. Все это делает их чрезвычайно внимательными и болезненно чуткими к реакциям других людей. Таким образом, их положение, в конечном счете, мало отличается от положения людей с устойчиво низкой самооценкой. Тех и других объединяет чрезмерная ранимость, повышенная чувствительность к незначительным конфликтам, ничтожным осложнениям внутрисемейных отношений.

Ревность от ущемленности -- это чаще всего удел «маленького человека». Но тут могут быть и исключения, так как самооценка нередко расходится с оценкой, которую дают человеку другие люди. Для возникновения же ревности от ущемленности существенна только субъективная оценка, то есть то, что человек сам о себе думает. Он может быть неотразимо привлекательным, умным, интересным собеседником, безупречным сексуальным партнером и т. д., но если он при всех этих качествах не уверен в себе, этого может оказаться достаточно, чтобы ревность пустила ростки в его душе. И напротив -- человек, неполноценный в том или ином отношении, но имеющий жизнерадостный нрав, самоуверенный (внутренне, а не наигранно) или не сознающий своего недостатка, обычно бывает далек от ревности даже тогда, когда есть существенные основания для ее возникновения.

Э.Э. Линчевский, (1978) добавляет этот список еще один вид ревности:

3. Тираническая ревность

Этот вид ревности возникает у людей упрямых, деспотических, самодовольных, мелочных, эмоционально холодных и отчужденных. Такие люди склонны предъявлять окружающим очень высокие требования, выполнить которые бывает крайне трудно или вовсе невозможно. К тому же их непомерные требования ни у кого не вызывают сочувствия, так как душевные свойства этих лиц не располагают к ним других людей, а напротив, способствуют возникновению конфликтов, осложнению отношений в семье или романтической паре. Однако люди с подобными чертами редко бывают самокритичны. Они не способны понять, почему к ним относятся не так, как они бы этого хотели. Мысль об их собственной вине для них неприемлема, и они перекладывают всю ответственность за недостаточное (с их точки зрения) внимание и почтение к себе на других. Особого труда для них это не составляет: все они мастера заметить соринку в чужом глазу. И вот когда такой деспотический субъект сталкивается с охлаждением сексуального партнера и пытается найти этому объяснение, он легко отыскивает его: конечно же, всему виной партнер, у которого возник посторонний интерес, наклонность к неверности.

Тиранический вид ревности -- самый мрачный ее вариант. Может быть, именно поэтому он нашел наиболее красочное отражение в художественной литературе и искусстве. Его представителями могут служить Алеко, Арбенин и Рогожин. К этому же виду относится и ревность Любаши, отвергнутой Григорием Грязным и погубившей свою соперницу Марфу (опера Н. А. Римского-Корсакова «Царская невеста»).

Иногда особенности личности, на которых зиждется тираническая ревность, развиты не столь заметно. Они с лихвой перекрываются положительными душевными качествами, делающими человека интересным и привлекательным. И тем не менее даже зачаточных деспотических свойств может оказаться достаточно для того, чтобы человек, особенно в интимных отношениях, оказался «жестко запрограммированным», не способным к гибкости, к компромиссу. Такие люди стараются «приладить» к себе партнера, перевоспитать его, привить ему свой образ мыслей и действий. Если партнер оказывается податливым, дело может дойти до полного его порабощения (иногда вполне добровольного). Если же человек стремится сохранить свою самостоятельность, остаться независимым, то возникает конфликт, заканчивающийся либо разрывом отношений, либо подавлением и ломкой личности сопротивляющегося, либо -- когда попытки подчинить партнера терпят неудачу -- развитием тиранической ревности, хотя и в смягченном варианте.

Собственническая, тираническая ревность и ревность от ущемленности не исчерпывают всех разновидностей этой страсти. Поэтому в дополнение к двум рассмотренным выделяют еще два других вида ревности: обращенную и привитую. Но базируются эти виды уже не на свойствах личности ревнующего, а на способе возникновения ревности. Иначе говоря, если с помощью первых двух видов можно видеть, почему, на какой основе появляется ревность, то два добавочных вида больше показывают, как именно образуется ревность.

4. Привитая ревность.

Привитая ревность зарождается под влиянием жизненного опыта. Если человек воспитывается в духе недоверия к другим людям и ему исподволь внушают, что «все женщины (все мужчины) одинаковые», то нет ничего удивительного в том, что он начинает ждать подтверждения этой мысли и от своего партнера и соответствующим образом к нему относится. Еще больше располагают к ревности собственные впечатления, когда человек становится свидетелем неверности родителей, друзей, сослуживцев. Ну, а если уж самому пришлось однажды изведать горький вкус измены -- это может наложить отпечаток на последующие отношения и с другим партнером: обжегшись на молоке, дуют на воду. Настороженность, перерастающая в ревность, легко возникает и на основе нелестной прошлой репутации партнера.

Очень частым источником привитой ревности оказываются шутки и подтрунивания окружающих или сексуального партнера. Дело в том, что тема половых отношений и особенно супружеской неверности представляет постоянную пищу для каждого желающего сострить. Но подобные шутки совсем не так безобидны, как кажется на первый взгляд. В большинстве случаев намеки и замечания такого рода как будто не вызывают у человека нежелательной реакции. Он смеется вместе со всеми, отшучивается. Но сказанное может запасть глубоко в душу, и когда по какому-то другому поводу верность партнера окажется под сомнением, оно может всплыть в памяти. И тогда былая шутка, получив под влиянием момента одностороннее истолкование, способна склонить чашу весов в сторону вывода о неверности. А бывает и так, что намеки, шутки и анекдоты непосредственно наводят человека на мрачные размышления, исход которых трудно предугадать. Подобная ситуация очень живо изображена в рассказе Мопассана «Испытание».

5. Обращенная ревность.

Психологический механизм её образования следующий: источником неверности служит проекция собственной супружеской неверности, ненадёжности на другого партнёра. Удается ли человеку осуществить свои намерения в этом направлении или он их сдерживает и скрывает от всех и даже от себя самого -- принципиальной роли не играет. Достаточно таким поползновениям возникнуть, чтобы у человека могло сложиться представление, что подобные помыслы присущи и другим людям, в том числе и его партнеру. Человек как бы обращает на партнера собственный образ мыслей и соответственно расшифровывает смысл его поступков.

Обычно обращенная ревность возникает на месте угасшей любви или там, где ее и вовсе не было, так как сохраняющаяся любовь (даже собственническая) редко сочетается с потребностью разнообразия и мечтами о других партнерах. Этот вид ревности довольно широко распространен в повседневной жизни. Можно привести немало случаев, когда обращенная ревность становилась расплатой за «лихо» проведенное время в командировке, в туристском путешествии, на курорте. ()

Пять видов ревности, которые мы рассмотрели, -- это, разумеется, всего лишь научная абстракция. В жизни трудно встретить их в чистом виде. Обычно каждый реальный случай ревности в той или иной степени включает в себя элементы разных видов, соединившиеся в своеобразную неповторимую комбинацию. Но знание видов, умение увидеть их признаки позволяют глубже проникнуть в существо каждого отдельного случая, разобраться в человеческих отношениях. Конечно, в жизни возможны сочетания элементов из перечисленных видов ревности, поэтому наблюдать их в чистом виде можно не так часто.

Н. Мамонтов утверждает, что "граница между ревностью, которая может рассматриваться как нормальная, и ревностью, являющейся выражением психического заболевания, слишком уж малозаметна, и перейти её подчас оказывается необычайно легко". Учёный объясняет сложность в разграничении видов ревности следующими причинами:

ь понятие нормальности имеет весьма размытые границы;

ь характерные особенности ревности, усложняющие процесс отмежевания ревности обоснованной, а, следовательно, нормальной, от ревности беспочвенной - ненормальной;

ь восприятие действительности и манера поведения человека тоже не всегда ясно характеризует его, а значит, иногда трудно бывает отличить психически здорового человека от ревнивца с явными нарушениями психики.

1.4.2 Классификация ревности. Типы

Все ясно ревности --

а доказательств нет!

Лермонтов М. Ю.

Существует очень много классификаций ревности, но наиболее полную, на наш взгляд, приводит Даниэла Пуертас - психолог - психотерапевт. Она выделяет 7 типов ревности: Параноидная ревность, нарцисическая ревность, психопатическая ревность, мазохистичекая ревность, шизоидная или избегающая ревность, истерическая ревность, обсессивно - кампульсивная ревность.

Параноидная ревность. Люди с таким типом ревности, избегая фантазий о собственных желаниях измены и полигамных отношений, проецируют свои нужды на других людей, становясь убежденными, что их партнеры опасно притягательны для других. По мнению британского психоаналитика Ненси Мак Вильямс, за подобными страхами часто скрывается боязнь собственных гомосексуальных фантазий, которые являются опасными с точки зрения социального наказания. Именно в этом раскрывается потребность параноидного ревнивца, самому не получить наказания, обвинить близкого.

Ревность данного типа возникает в результате критицизма, крайней степени унижения в семье, а также вследствие повышенной тревожности матери, которая не только не в состоянии помочь ребенку справиться со своими отношениями, и передает ему базовое недоверие к миру и самому себе.

Проявления. Постоянное недоверие, проверки, идеи того, что их кинут и предадут с самого начала отношений. Это выражается не просто в обдумывании, а в чувстве страха перед потерей отношений. Партнер параноидного ревнивца в процессе отношений начинает перенимать тревогу и чувство небезопасности, которую раньше не испытывал. При всем этом параноидные личности способны к глубоким отношениям, любви и верности и потому могут стать замечательными семьянинами.

Нарцисическая ревность. Люди, личность которых организована вокруг поддержки самоуважения путем подтверждения со стороны называются нарциссами. Ревность нарциссов основывается на глубинном бессознательном чувстве, что они обмануты и нелюбимы и подогревается страхом стыда. Формируется вследствие чрезмерных ожиданий со стороны родителей, завышенных стандарты, которым ребенку трудно соответствовать. Таким людям кажется, что если они не будут лучшими, их не будут любить. В святи с этим нарциссическая ревность очень чувствительна к невербальным эмоциональным сообщениям и посланиям в присутствии других людей. Например, корда партнер слишком улыбчив и приветлив с другими, имеет много друзей.

Ревность проявляется бурно, эмоционально. При этом можно услышать фразы «Что подумают другие? Они будут надо мной смеяться. Ты флиртовала с ним, потому что он больше зарабатывает?»

Психопатическая ревность. Психопатическая ревность является наиболее бурной и принимает наиболее патологические формы и последствия. Данный тип ревности возникает у людей, чья личность структурирована вдоль дезорганизованной импульсивности. Основная проблема состоит в том, что человек не может постоянно контролировать свои импульсы и реакции. Поэтому проявления ревности носят антисоциальный характер.

Психопатическая ревность выстраивается на неспособности к человеческой привязанности и опорой в отношениях на примитивные территориальные психологические механизмы. Ревнивцы считают, что необходимо напоминать о том, кто в доме хозяин, а ревностью показывать, что человек является его собственностью. Чаще всего такой тип ревности наблюдается у мужчин и передается генетически. Степень проявления ревности снижается после 30 - 40 лет.

Так как психопатическим личностям трудно и практически невозможно выразить свои эмоции и опасения они демонстрируют их через показ своей силы, прибегая к насильству, избиениям, крикам.

Мазохистичекая ревность. У людей с мазохистической ревность существует бессознательное представление о том, что они могут быть интересны и любимы только в моменты страха, тревоги и страдания. Такие ощущения формируются в раннем возрасте, если родители обращают внимание на ребенка только в момент, когда ему очень плохо (сильнее слезы, полный подгузник, боль).

Мазохисты ревнивцы фантазируют и ожидают ревность для того чтобы почувствовать боль и вызвать у партнера чувство вины, в котором тот станет уделять ему больше внимания. Часто мазохисты знакомят любимых с привлекательными людьми и провоцируют ситуации, в которых их ревность обостряется. Даже при наличии объективного повода для ревности или измены мазохисты не оставляют своих любимых, получая от ситуации болезненное удовольствие.

Проявления такого типа ревности следующие: человек грустный, напоминает о том, что он так любит, а его нет, и он страдает. И даже если раньше не возникали желания измены, партнера начинает тянуть на флирт с коллегами и друзьями. Все это связано с проекциями желаний мазохиста.

Шизоидная или избегающая ревность. Шизоидная ревность присуща людям, которые бессознательно и целенаправленно формируют фантазии о ревности для того чтобы создать или сохранить межличностную дистанцию с партнером. Эти люди малоэмоциональны и потому в своей ревности не проявляют излишней тревоги и эмоций. Можно заметить лишь печаль, о которой ревнивец не имеет желания говорить. Именно в этом заключается трудность в успокоении ревности - о ней трудно догадаться. От них можно услышать спокойные фразы типа: «Тебе он нравиться, тога я не буду мешать», «Я не могу переносить твой явный флирт, мне надо подумать наедине». Также его идеи о ревности могут принимать очень вычурную и креативную форму. Например, идеи о невероятных свиданиях или подарках. Если у человека возникает ревность, он становиться удивительно безразличным в сексуальных отношениях, проводит много времени вне дома и на работе, за чтение философии.

Основная проблема, вдоль которой формируется ревность - эмоциональное дистанцирование к которому человек привык. Если вы видите, что мать любимого человека очень холодна и скупа в отношении эмоций, можете ожидать от него различных приемов, с помощью которых он постарается сохранить с вами безопасную межличностную дистанцию. При этом шизоидным личностям присуща мягкость и неординарность, которая сочетается с любовью к фильмам ужасов и идеями конца Света.

Истерическая ревность. Истерики очень эмоциональны, чувствительны и демонстративны. Имеют развитую интуицию и привыкли быть в центре внимания любимого человека и не только. Истерики привыкли получать удовольствие.

Истерическая ревность всегда носит яркий эмоциональный характер и часто связан с подозрениями измены в форме сексуальных отношений, а не духовной близости. Ревность часто возникает в том случае, если охладевают сексуальные отношения и приходит с первыми проявлениями старости (морщины, седина). Эти два показателя формируют убежденность в личной непривлекательности, и как следствие формируется некое оправдание, в нашем случае - измена. Ревнивцы убеждены, что партнер нашел или ищет более молодого и физически сильного человека. Истерик резко и бурно демонстрирует свою ревность, начинает кричать без причин. У него быстро меняется настроение с хорошего на плохое, нет критики своим действиям, успокаивается только в случае крика или агрессии со стороны партнера. Действия ревнивца необычайно театральны, напоминают разыгрывание трагедии.

Обсессивно - кампульсивная ревность. Люди склонные к данному типу ревности склонны формировать навязчивые мысли и действия. Среди них много трудоголиков и ученых. Их ревность пропитана рациональными объяснениями, фактами, малоэмоциональна. Проявления ревности носят системный, поплановый характер. Например, человек проверяет ваш телефон ровно четыре раза в день или подслушивает только вечерние разговоры по телефону. Ревность похожа на ритуальные действия. Причиной ревности является гнев и страх навязанный со стороны родителей, когда те проявляли любовь только взамен на выполненное домашнее задание, прочитанный или рассказанный стишок. Таким образом, выполняя определенные действия, ревнивец защищает себя от потери объекта.

Исследователь Г.Г. Качук классифицировала ревность в соответствии с современными достижениями науки в области цветопсихологии, назначив каждому типу ревности определённый цвет: белая, синяя, зелёная, красная, фиолетовая.

Белая ревность - нормальная.

Как белый цвет вбирает в себя все тона спектра, так и нормальная, то есть белая, не болезненная ревность соткана из целой палитры черт, которые впоследствии могут дать начало душевному недугу: агрессивности, подозрительности, опасному поведению. Парадокс нормальной ревности в том, что это отрицательное чувство, заставляющее человека страдать, дано нам во благо.

В ревности много ценного. Биологически - это здоровый инстинкт, мобилизующий лучшие способности для победы над конкурентом, чтобы получить более качественное потомство. Социально ревность защищает семью. Оправдана ревность психологически как небольшая встряска, делающая эмоциональную жизнь менее монотонной. И наконец, ревность приносит пользу интимным отношениям, активизируя, освежая их.

Синяя ревность - это невроз, синдром повышенной тревожности.

Если слабая психика ревнивца не справляется с муками Отелло, мнимый или подлинный рогоносец погружается в невроз. Он начинает видеть мир однотонным. И отнюдь не розовым, а мрачно-синим! Современные цветопсихологи связывают этот колер с повышенной тревожностью. Как же можно отличить нормального ревнивца от патологического? Обычная ревность усиливает любовь: муж обнаруживает в супруге достоинства, мало ценимые раньше. При этом проявляет интимную активность. Хотя возросшего полового влечения не чувствует, а лишь старается "переплюнуть" соперника. Нормальный ревнивец успокаивается, если жена отрицает измену или заявляет, что изменила случайно и больше не собирается грешить. Нормальный ревнивец не заводит речи и о мнимом отцовстве (то есть мысль о том, что дети могут быть не от него, просто не приходит в голову). И это вселяет надежду.

Зелёная ревность - когда навязчивая идея перерастает в сверхценную.

Увы, навязчивая идея плавно перерастает в сверхценную. Ревность превращается в зеленую безысходную тоску. Обычно синдром сверхценных идей расцветает на руинах невроза. Примерно в двух случаях из семи срабатывает внутренняя психологическая защита, и больной выздоравливает сам. Хотя, как правило, "сверхценную" ревность лечат уже медикаментами.

Красная ревность - соответствует бреду (ужасная)

Эта ревность соответствует бреду так как "больной делает" абсурдные заявления, ни секунды не сомневаясь в разумности своих доводов. Любой бред - это уже психоз. Бред ревности - эротическая разновидность мании преследования. Подозрения полностью овладевают сознанием, переубедить больного невозможно. Его рассуждения нередко абсурдны. Совершенно ясно, что человек несет чушь: жена за пять минут отдалась попутчику в троллейбусе, число ее любовников растет лавинообразно, достигая огромных цифр. Суть бреда в убежденности, что романтический партнёр порочен в корне. Он способен на любой вид разврата. Такова красная ревность - яркая, нелепая, бесконтрольная.

Бред ревности возникает, когда один из супругов контролирует каждый шаг другого и слабо отличает свои желания и потребности от желаний и потребностей партнера. Такие ревнивцы постоянно подозревают партнера в измене, рисуют в своем воображении яркие интимные сцены. Одна из ловушек, которую они расставляют, заключается в том, что вас просят рассказать об отношениях, которые были до брака, при этом расспрашиваются малейшие интимные подробности, после чего совместная жизнь превращается в ад. Практика показывает, что чаще ревность приобретает клинические формы у мужчин. Измена жены может быть крахом его идеала, надежд и глубоким разочарованием, которого он панически боится и стремится избежать. Причем в большинстве случаев поводы для ревности он выдумывает сам и не может при этом объективно оценить свое состояние.

Такое чувство ревности может приводить к негативным последствиям, ведущим к разрушению семьи:

Во-первых, она приводит к ухудшению взаимоотношений между супругами или романтическими партнёрами. Подозрения, упреки, слежка, слезы и скандалы делают жизнь двух людей под одной крышей невыносимой, что в итоге может привести к разводу.

Во-вторых, внешние проявления ревности оказывают неблагоприятное воздействие на психику ребенка, если таковой имеется в семье. Дети очень чутко и остро реагируют на отношения родителей, и ссоры на почве ревности могут приводить к возникновению у детей острых невротических реакций, последствия которых могут неблагоприятно проявляться в течение многих лет.

В-третьих, ревность из-за предполагаемой измены одного из супругов может приводить к измене (уже реальной) второго члена семьи. Это так называемая «измена в отместку». «Раз он позволяет себе такое, то и я не останусь в долгу!». Бывают и более трагикомические ситуации, когда муж, доведенный до крайности беспочвенными подозрениями супруги, решает, что если и страдать, так за дело и решается на измену, хотя до сцен ревности супруги совершенно не собирался этого делать.

В-четвертых, ревность может достигать такой силы, что приобретает навязчивый характер и проявляется в агрессивных действиях, направленных на супруга или его предполагаемых сексуальных партнеров.

Фиолетовая ревность - самый коварный вариант недуга.

Человек ведет себя разумно во всех сферах жизни: преуспевает, руководит, защищает диссертацию, но по части ревности оказывается непробиваемым. Фиолетовый бред ревности очень продуман. Одно размышление цепляется за другое, составляя целую систему построений. Жена моется в душе - замывает следы греха. Она получила комплимент? Ее развратный вид провоцирует фамильярность. Такой тип бреда скрыт и гораздо труднее поддается лечению, чем острый бред красной ревности. Оба типа могут перемежаться, сменять друг друга. Как правило, бред сопровождается детективной деятельностью. Мужчина подслушивает телефонные разговоры жены, проводит следственные эксперименты, с секундомером повторяя маршрут супруги до рынка, до магазина. Признак, по которому можно узнать бред ревности на бытовом уровне, - допросы с пристрастием.

Такая классификация помогает осознать невозможность сравнения нормальной ревности с ревностью отягощённой, патологической или с тем её видом, который ещё на первоначальной стадии развития.

Делись добром ;)