Психология труда

контрольная работа

2. ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Вторая половина XXв. характеризуется формированием принципиально нового направления в изучении трудовой деятельности -организационной психологии, в которую переходят многие проблемы, традиционно исследуемые в психологии труда. Это было связано с тем, что в поле зрения специалистов по "человеческому фактору" стали все чаще попадать проблемы работы человека в рамках целостных организаций - промышленных предприятий, разного рода служб и учреждений. Организационная психология - область научного знания, исследующая и воздействующая на психологические особенности работы человека в рамках целостных организаций - промышленных предприятий, разного рода служб и учреждений, уделяя при этом первостепенное внимание психологическим аспектам функционирования организационных структур.

Организационная психология изучает такие переменные, как: коммуникация; лидерство; групповое принятие решений; урегулирование конфликтов; власть в организации, социальное влияние, организационная политика и структура; создание группы; влияние новой технологии на организацию; а также анализ организационной структуры и развитие организации.

Прогресс в области организационной психологии обусловлен скорее внешними, чем внутренними причинами, как это часто бывает с прикладными дисциплинами. В последнее время главное внешнее влияние оказывают широкомасштабные социально-правовые изменения, в результате которых ко многим аспектам жизни, в том числе и к трудовой деятельности, стали применяться строгие принципы прав чел. Лидерами в области изменения трудового законодательства являются скандинавские страны и США, где запрещена дискриминация работников на основе пола, расы, происхождения и убеждений. Сейчас во многих юрисдикциях закон запрещает дискриминацию персонала, которая противоречит государственной политике. На организационную психологию повлияла также убежденность в том, что большая власть сопряжена с большей ответственностью. Поэтому на крупных работодателей возлагается часть ответственности за качество жизни каждого работника и общества в целом.

Отношения между работодателем и работником и между работодателем и обществом в целом заметно изменились. В прошлом работодатели имели полный контроль над наемными работниками в течение рабочего дня и не несли никакой ответственности за то, что происходило после его окончания. Теперь становятся общепринятыми представления о социальной ответственности, корпоративной этике и общественном контроле. Социальная совесть отражается в такой деятельности предприятий, как организация программ восполнения пробелов в образовании и выравнивания для работников, выросших в неблагоприятных условиях; забота о здоровье работников, открытие детских садов и создание пенсионных программ, а также проявление внимания к качеству жизни рабочих. Психология труда, в основном, занимается частными вопросами организации трудового процесса, особенностями индивида, эргономическими аспектами труда; организационная психология -- изучением построения и управления трудовой организации и моделей поведения работника.

В Европе организационная психология получила достаточно широкое распространение только после Второй мировой войны. Это нашло отражение хотя бы в том, что до 60-х годов в голландских университетах не было специальных кафедр по данной дисциплине. Аналогичная ситуация имела место и в большинстве других европейских стран.

Основными отправными точками начального периода развития организационной психологии были:

- развернутая программа по профессиональному отбору во время Первой мировой войны, в рамках которой были разработаны Армейские альфа и бета тесты;

-начатый в 1927 году Хотгорнский эксперимент, по результатам которого Ротлисбергер и Диксон опубликовали свою знаменитую книгу "Управление и рабочий";

-"Психологическая программа по военной авиации", подготовленная в 1947 году и главным образом посвященная профессиональному отбору пилотов;

- серия социально-психологических работ в журнале "Американский солдат", выпущенных в 1947 году.

Организационная психология охватывает три уровня проблем:

1. Личность и поведение отдельных работников организации (традиционный объект психологии труда)

2. Проблемы группового труда (традиционная тематика прикладной социальной психологии)

3. Проблемы организации в целом (ее проектирование, развитие, диагностика состояния и способы оптимизации функционирования)

Развитие исследований трудовой деятельности в США на ранних этапах характеризуется также и увеличением числа психологов, вовлеченных в эту сферу деятельности. Для обозначения проблем, касающихся работы отдельных работников или групповых видов труда, в США иногда используется также термин "организационное поведение".

В 1940 году Ассоциация прикладной психологии (АРА) насчитывала 3000 членов. По имеющимся оценкам, до 2000 из них были привлечены для выполнения различного рода психологических исследований в американских военно-воздушных силах в период Второй мировой войны. Быстрое развитие в США, психологии вообще и психологии труда и организационной психологии в частности, стимулировалось также потоком европейских психологов, бежавших в Америку от нацистского режима в 30-х годах. Безусловное лидерство американских исследований в изучении трудовой деятельности, сформировавшееся в 30-х и 40-х годах, проявилось в чрезвычайно сильном влиянии американских исследовательских традиций на начавшееся в послевоенные годы развитие этой области в Европе. Американские психологи приезжали в Европу в качестве приглашенных профессоров и советников, а европейские психологи отправлялись в США для обучения и специализации. Американская научная литература была и до сих пор остается наиболее авторитетным источником информации для большинства стран Европы, а в публикациях европейских авторов обычно присутствует большое число ссылок на американские исследования. Даже при беглом взгляде на содержание "Psychological Abstracts" - журнала, регулярно включающего краткие обзоры работ неамериканских периодических издании, отчетливо видно доминирование публикаций американских авторов.

Развитие психологии труда и организационной психологии в Европе происходило неодинаково в разных странах. В Англии эта область исследований начала разрабатываться достаточно рано. В 1920 году Мейерс опубликовал монографию, в которой подробно рассматривались такие проблемы, как анализ движений, утомление, профессиональный отбор, ограничения по показателям результативности труда, системы оплаты и вознаграждения за труд, беспорядки на производстве. В тот период был выполнен целый ряд крупных исследовательских проектов, которые финансировались государственными структурами в рамках "Научно-исследовательского комитета по здоровью на производстве".

Психология труда и организационная психология в Германии развивалась неравномерно. Чрезвычайно интенсивно ее проблематика начала разрабатываться уже в начале века, проникновение в индустрию было намного более значительным, чем в Англии. Некоторые компании открывали свои собственные исследовательские лаборатории. Психологические исследования выполнялись не только специалистами- психологами, но и инженерами, обученными "психометрическим" методам. Психологи играли также важную роль в военных организациях. В 1942 году Гитлер и Геринг, после того, как психологи вступили в конфликт с нацистским режимом, расформировали все психологические подразделения и отправили работавших там специалистов на фронт. Восстановление психологии труда и организационной психологии в Германии началось в 50-х годах. С этого времени число психологов, занятых в данной области, резко возросло. Однако интерес к ней со стороны университетской науки остается ограниченным, а активные разработки ведутся главным образом в так называемых "высших технических школах".

Вследствие быстрого расширения сферы исследований по психологии труда и организационной психологии специальным предметом для обсуждения становится ее отношение к другим смежным дисциплинам. С одной стороны, психологи испытывают все больший интерес к теориям, понятиям и методам из других областей знаний, особенно социологии и промышленной инженерии. Университетская программа подготовки требует от студентов, специализирующихся по психологии труда и организационной психологии, знакомства с литературой по многим смежным дисциплинам. С другой стороны, наблюдается возрастание интереса к психологии труда и организационной психологии со стороны представителей других наук. Социологи, занимающиеся проблемами труда и деятельностью организаций, знакомятся с соответствующей психологической литературой, а некоторые публикации по прикладной социологии можно считать психологическими, если строго придерживаться данного нами выше определения предмета психологии труда и организационной психологии.

Исследования показывают, что психологи все чаще приходят к мнению, что их функции могли бы выполняться и другими профессионалами-непсихологами.

В этой связи первыми вспоминаются специалисты, получившие образование в области социальных наук. Многие из современных психологов сталкиваются с совершенно новыми, только возникающими проблемами и обязанностями, но то же самое случается и со специалистами, получившими подготовку по другим дисциплинам. Таким образом, увеличивается область пересечений между различными видами профессиональной деятельности.

Необходимо отметить, что практические психологи, социологи, инженеры, занятые в промышленности, и другие специалисты часто сталкиваются с вопросами, которые вытекают не из теоретических воззрений, а являются насущными проблемами клиентов и руководителей предприятий. "Почему увеличивается количество прогулов?", "Почему у данной компании имеются трудности в найме неквалифицированных рабочих?", "Каким образом можно улучшить взаимодействие между управляющим звеном и персоналом предприятия?" - решение подобных проблем не может ограничиваться "территорией" одной отдельно взятой дисциплиной.

В поисках средств для решения поставленных проблем и возможностей для активного воздействия специалисты-практики не придерживаются каких-либо строгих "границ" между разными научными дисциплинами. Это особенно отчетливо проявляется при решении в реальной среде, определяемой высоким уровнем содержания результатов их работы.

Дискуссия отчетливо показала, что психологи действуют не в изолированной среде, их работа стимулируется обществом и вовлечена в решение важных социальных проблем, что служит достаточным основанием для продолжения более систематического обсуждения перспектив развития в рассматриваемой отрасли.

Психологи труда и организационные психологи работают для клиентов и руководителей организаций, помогают им решать проблемы и вносят свой вклад в реализацию "ценностных ориентации", то есть дают возможность и другим достичь того, что представляется значимым дня них, разрабатывают более совершенные системы вознаграждения за труд, отбирают на работу "наиболее подходящих" претендентов, создают более "эффективные" методы обучения и тренировки, проектируют более "привлекательные" профессиональные роли и рабочие места.

При рассмотрении ситуации с этой точки зрения заслуживает внимания не только то, что думают психологи о своем будущем развитии, но и то, как оно оценивается их клиентами и руководством: считают ли они психологов способными помочь им; думают ли клиенты и представители администрации, что психологи действительно улучшают работу их служб и предприятий?

Психология труда и организационная психология больше уже не является сферой деятельности небольшой группы исследователей-пионеров. В настоящее время в ней работает большое число психологов, существует обширная и доступная для ознакомления область знаний, правда чаще хранящихся в библиотеках и неподготовленных к использованию непосредственно на практике.

Делись добром ;)