Психология управления

контрольная работа

Предмет и основные задачи психологии управления

В процессе развития психологии управления появилось значительное количество определений. Различные авторы по-разному трактуют вопрос, касающийся терминологии, подчас противоречат друг другу. Подобная разноголосица привела к тому, что сформировалась некая система психологического знания, которую можно было бы разделить на «прикладную психологию для управленцев» и некую систему теоретических знаний. В целом, это -- совокупность сведений из различных разделов психологии, позволяющих непрофессионалу осознать некоторые психологические закономерности, в частности, те из них, которые способствовали бы оптимизации решения задач управления. Очень часто эта система отождествляется с предметом или результатами исследований в области психологии управления.

Подобное положение, также как и разноголосица в определениях отражают определенный этап развития этой науки и общества в целом. Дефицит истинного психологического знания и психологической культуры, теперь вполне осознанный, начинает преодолеваться в среде «управленцев». Формируется мощный запрос к специалистам-психологам в сфере просветительской и конкретно практической деятельности, что приводит к смещению фокуса внимания исследователей, с методологических, к проблем прикладным.

Мы остановимся лишь на некоторых, имеющихся на сегодняшний день определений и психологии управления и предмета психологии управления.

Определения, приведенные ниже, сформулировала Антонова Н.В.

Психология управления -- наука, изучающая психологические закономерности управленческой деятельности.

Основная задача психологии управления -- анализ психологических условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления.

Процесс управления реализуется в деятельности руководителя, в которой психология управления выделяет следующие моменты: диагностика и прогнозирование состояния и изменений управленческой подсистемы; формирование программы деятельности подчиненных, направленной на изменение состояний управляемого объекта в заданном направлении; организация исполнения решения. В личности руководителя психология управления различает его управленческие потребности и способности, а также его индивидуальную управленческую концепцию, включающую сверхзадачу, проблемное содержание, управленческие замыслы и внутренне принятые личностью принципы и правила управления. Управляющая подсистема, изучаемая психологией управления, обычно представлена совместной деятельностью большой группы иерархически взаимосвязанных руководителей. [Антонова Н.В., с.7].

Урбанович А.А. дает иное понятие психологии управления:

Психология управления - это отрасль психологической науки, объединяющая достижения различных наук в области изучения психологических аспектов процесса управления и направленная на оптимизацию и повышение эффективности этого процесса [Урбанович А.А., с.16].

В. А. Розанова дает следующие понятия:

Психология управления - это часть комплексной науки управления

Цель психологии управления - разработка путей повышения эффективности и качества жизнедеятельности организационных систем

Предмет психологии управления - деятельность руководителей (менеджеров), реализуемая в выполнении основных управленческих функций

Содержание психологии управления - разработка психологических аспектов деятельности человека, группы и организации в целом

Источники психологии управления

а) практика управления;

б) развитие психологической науки;

в) развитие социологии организаций

[Розанова В. А., с.9].

Кабаченко Т.С. дает следующее понятие:

Предмет психологии управления - психологические закономерности деятельности по реализации основных управленческих функций [Кабаченко Т.С., с. 23].

Е.А.Науменко рассматривает психологию управления, как область научного знания о законах и закономерностях взаимодействия людей, включенных в различные группы и организации.

Психология управления - отрасль психологии, предметом изучения которой являются психические явления, реализуемые в системах управления и в процессах взаимоотношений и взаимодействий между людьми.

Психология управления развивается на стыке двух научных дисциплин - теории управления и психологии. Это определяет специфику предмета психологии управления, в котором отражены широкие психологические

знания в комплексном их представлении с внепсихологическими особенностями строения и функционирования организационных систем.

[Науменко Е.А., с. 2].

Как видим, само понятие и предмет психологии управления трактуется неоднозначно. С одной точки зрения, психология управления предназначена для оптимизации управления систем «человек-техника» и «человек-человек», со второй - изучает систему «человек-человек», а также системы «личность-группа», «группа-группа» и т.п. В соответствии с этим существуют различия в определении психологии управления. Например, при первом подходе она определяется как отрасль психологии, изучающая психологические закономерности управленческой деятельности. Основная задача психологии управления - анализ психологических условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы системе управления. В другом понимании психология управления - одна из важнейших отраслей социальной психологии, изучающей проблемы общения и взаимодействия людей в различных социальных структурах.

Придерживаясь первой точки зрения, Е.Е. Вендров и Л.И. Уманский выделили следующие аспекты психологии управления: социально-психологические вопросы производственных групп и коллективов, психология деятельности руководителя, психология личности руководителя, психологические вопросы подбора руководящих кадров, психолого-педагогические вопросы подготовки руководящих кадров, инженерная психология управления.

Аналогична позиция В.Ф. Рубахина и А.В. Филиппова, которые относят к основным проблемам психологии управления функционально-структурный анализ управленческой деятельности, инженерно-психологический анализ построения и использования автоматизированных систем управления (АСУ), социально-психологический анализ производственных и управленческих коллективов, взаимоотношений в них людей, исследование психологии руководителя, отношений между руководителем и руководимыми, психологических аспектов подбора и расстановки руководящих кадров, психолого-педагогических вопросов подготовки кадров руководителей.

Находясь на других позициях, А.Г. Ковалёв включил в сферу психологии управления выявление оптимальных нравственно-психологических свойств личности руководителя, обеспечивающих максимальный эффект управления коллективом, определение реальных типов руководителя и их влияния на производительную деятельность людей, установление закономерностей развития коллектива и динамики руководства; исследование структуры коллектива и специфики подхода руководи геля к различным микрогруппам. Поддерживая эту точку зрения, А.И. Китов полагает, что психология управления главным образом сосредоточена на психологических аспектах управленческих отношений, функционирующих в процессе межличностного и межгруппового взаимодействия людей в процессе трудовой деятельности.

Так как инженерная психология, прежде всего и главным образом исследует системы «человек-машина» как системы управления, то значительная часть ее проблематики входит в область рассмотрения психологии управления. Однако не представляется возможным и целесообразным включение инженерной психологии в состав последней в связи с тем, что в этом случае произойдет рассогласование методологических основ этих отраслей психологических знаний, многократно доказавших свою теоретическую и практическую зрелость.

Но и нельзя ограничивать предметную область психологии управления проблематикой социальной психологии. Ведь тогда из рассмотрения выпадают такие вопросы как профессиональный отбор руководителей, нормирование их деятельности и ее психологический анализ понятно, что эти вопросы неразрывно связаны с другими составляющими процесса руководства и поэтому должны решаться с единых позиций.

Мы видим психологию управления комплексной психологической наукой.

Как считает А. Л. Свеницкий, это подразумевает использование положений социальной психологии, эргономики, инженерной, дифференциальной, педагогической психологии и других психологических наук применительно к теории и практике управления организациями.

Психология управления - одна из быстроразвивающихся отраслей психологии, изучающая психологические закономерности поведения личности и групп в организационных системах управления, Она сформировалась на стыке двух научных дисциплин - теории управления и психологии, чем обусловлен ее комплексный характер. Психология управления синтезирует в себе собственно психологические данные с важнейшими закономерностями строения и функционирования организаций. Кроме того, согласно современным представлениям, она является наукой, изучающей не только управленческую деятельность, но и весь комплекс психологических проблем, связанных с управлением. В структуре управления обязательно существуют два компонента -- управляющая и управляемая подсистемы. Первая соотносится с управленческой деятельностью, а вторая -- с исполнительской. Поэтому изучение последней также является задачей управленческой психологии.

Управленческая деятельность -- важнейшее и определяющее звено функционирования организаций; это своеобразная квинтэссенция практики управления в целом. Но и само понятие «деятельность» -- это одновременно одна из важнейших общепсихологических категорий; поэтому именно через нее синтезируются теория управления и психология, становится возможной сама психология управления как научная дисциплина. В силу этого традиционно считается, что именно управленческая деятельность -- это «ядро» всей управленческой психологии (или даже ее предмет в целом).

Структура управленческой психологии, как и любой другой научной дисциплины, образована представлениями об объекте, предмете и методе. Объектом управленческой психологии являются разнообразные организационные системы управления.

Ее предметом являются психологические аспекты, факторы и механизмы функционирования управляющей и управляемой подсистем организаций.

Чем вызвана разобщенность в подходах? Психология управления как специфическая отрасль практической психологии возникла почти одновременно с появлением профессии менеджера и профессиональных управленцев. Она появилась в ответ на конкретный социальный заказ индустриального общества. Этот социальный заказ можно выразить в виде следующих вопросов: ЁКак сделать управление эффективным?

ЁКаким образом максимально использовать в производстве человеческие ресурсы без принуждения и давления на людей?

ЁКак лучше построить и организовать систему управления коллективом?

Таким образом, «психология управления с самого начала была ориентирована не на создание теории, а на решение конкретных практических задач. Это же можно сказать и иначе -- современная психология управления построена на осознании того, что использование человеческого фактора в производстве, человеческого измерения в менеджменте выгодно экономически. Не важно, как это выглядит в теории, важно, что это работает на практике и приносит пользу, -- такой весьма прагматический и, конечно, не бесспорный взгляд предопределил развитие психологии управления как отрасли практической психологии.

Так что отсутствие единого взгляда, единой концепции в психологии управления вызвано вполне объективными причинами» [Вересов Н.Н., с. 2].

Делись добром ;)