logo
Психология физического воспитания

2.2 Совершенствование содержания физического воспитания в общеобразовательной школе

спортивный психология физический воспитание

Воспитание культуры здоровья, привычек здорового образа жизни у детей и подростков требует пересмотра сложившегося содержания физического воспитания в дошкольных и школьных учреждениях. Содержание физического воспитания необходимо перевести на интенсивный путь развития, суть которого в опоре на принципы деятельностного подхода. Эти принципы определяют направленность учебно-воспитательного процесса на всестороннее развитие личности, ее самоопределение в процессе творческого овладения способами физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, а также ориентируют на формирование привычек здорового образа жизни. В свете сказанного содержание физического воспитания понимается как единство двух компонентов: ориентирующего детей и подростков в физической культуре и творчески деятельностного. Первый компонент призван создать у детей и молодежи целостное теоретическое представление о физической культуре, культуре здоровья как элементах общей культуры человека. Это достигается путем усвоения основ знаний о всестороннем физическом и духовном развитии личности материала таких наук, как теория и история физической культуры и спорта, гигиена, психология, физиология физического воспитания, биомеханика физических упражнений, и понимания таких связей, как "человек - человек", "человек - общество", "человек - производство", "человек - государство", - "человек - природа".

Второй компонент содержания ориентирует процесс физического воспитания на творческое усвоение способов физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности и умения применять их при решении оздоровительных, образовательных, развивающих и воспитательных задач.

Основное средство овладения физической культурой - освоение человеком базовых ее основ - объективно необходимо для каждого человека обязательного уровня физической культуры, без которого невозможно эффективное осуществление жизнедеятельности вне зависимости от того, чем бы ни хотел молодой человек заниматься в будущем. Этот компонент, иначе называемый ядром, составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры. Он не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей.

Выделение базового компонента - относительно стабильной части общего среднего образования - в социальном плане позволяет удовлетворить конкретно-исторические потребности общества в достижении оптимального уровня физкультурного образования, физического развития, двигательной подготовленности и состояния здоровья. Он является основой для накопления и обогащения физического и духовного потенциала общества, создает предпосылки для развития системы непрерывного физкультурного образования. Только на основе базового компонента можно определять степень сформированности привычек здорового образа жизни, уровень физической культуры детей и молодежи, проживающих в различных регионах и школах страны.

В педагогическом плане базовый компонент содержания является исходной точкой для организации развивающего обучения.

Другая, дифференцированная часть содержания физического воспитания обусловлена необходимостью учета индивидуальных способностей детей, региональных и национальных условий, специализации учителя и интересов учащихся.

Содержание физического воспитания в школе должно включать в себя следующую примерную структуру: обязательный базовый компонент - 70-80, 60-70 и 50-60% и вариативный дифференцированный компонент 20-30, 30-40 и 40-50%, соответственно начальная, основная и средняя школа.

Основные блоки содержания базовой физической культуры личности включают в себя:

Знания:

- теоретические - по истории физической культуры и спорта, биомеханике физических упражнений, физиологии и психологии физического воспитания, личной и социальной гигиене, закаливанию, о значении физической культуры в формировании здорового образа жизни, физическому воспитанию в семье и основам спортивной тренировки;

- методические - об основах закаливания, правилах техники безопасности во время занятий, средствах и методах развития двигательных способностей, осуществлению спортивной тренировки, приемах и методах самоконтроля, саморегуляции физических и психических состояний.

Способы двигательной деятельности:

- циклические и ациклические локомоции;

- перемещение предметов в пространстве;

- акробатические и гимнастические упражнения на снарядах;

- баллистические (метательные) двигательные действия с установкой на дальность и силу метания;

- метания на меткость;

- движения прицеливания;

- атакующие и защитные двигательные действия единоборств;

- двигательные действия подвижных и спортивных игр.

Способы физкультурно-оздоровительной деятельности

- выполнение утренней гимнастики, спортивной тренировки, подвижных и спортивных игр, других видов физических упражнений с целью самосовершенствования, организация досуга и здорового образа жизни;

- проведение процедур закаливания, коррекции недостатков физического развития;

- повышение двигательной подготовленности, умственной и физической работоспособности;

- осуществление самоконтроля, саморегуляции физических и психических состояний.

Способы спортивной деятельности:

- осуществление соревновательной деятельности в одном или нескольких видах спорта;

- определение спортивных достижений;

- организаторские умения и навыки проведения спортивных занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи.

Вариативный компонент учитывает: национальную и региональную специфику, содержание физического воспитания, варьируемое учителем, определяемое самой школой и свободно выбираемое конкретным учеником.

Сочетание базовой и вариативной частей содержания физического воспитания позволит снять существующее противоречие между интересами общества и индивида, повысит значение физической культуры в воспитании привычек здорового образа жизни и более полно удовлетворит потребности в самопознании и самосовершенствовании.