logo
Влияние внутренней позиции на поведение младших подростков

1.1 Состояние проблемы изучения влияния внутренней позиции на поведение младших подростков в психологической теории и практике

Внутренняя позиция имеет яркое возрастное своеобразие. Имеются исследования, непосредственно посвященные предпосылкам возникновения внутренней позиции школьника у детей от 4 до 7 лет и ее динамике во время обучения в начальной школе (Л.И. Божович, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина, Т.А. Нежнова, Л.Г. Бортникова) [3]. Внутреннюю позицию школьника в самом широком смысле можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, т.е. такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком как его собственная потребность. Кроме отношения к учебному процессу в целом, для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе.

Переход из начальной школы в среднее звено считается одной из наиболее сложных проблем, а адаптация в пятом классе - одним из труднейших периодов школьного обучения. Для успешного преодоления этой потенциальной проблемной ситуации пятиклассник должен обладать рядом психологических качеств, которые позволят ему безболезненно адаптироваться к новым условиям учебной деятельности. К их числу, без сомнения, относится новая личностная позиция по отношению к школе (внутренняя позиция учащегося средней школы). Старая позиция, с которой он вошел в школьную жизнь, которая определяла не только его отношение к обучению, но и всю систему его отношений к действительности, сначала расшатывается, а затем к концу младшего школьного возраста и вовсе перестает определять его психическую жизнь и его поведение. В связи с обучением, взрослением, накоплением жизненного опыта у школьников к началу переходного возраста формируются новые, более широкие интересы, возникают различные увлечения и появляется стремление занять иную, более самостоятельную, более "взрослую" позицию, которая связана с таким поведением и такими качествами личности, которые, как им кажется, не могут найти своей реализации в повседневной школьной жизни. .

Внутреннюю позицию школьника в самом широком смысле можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, т.е. такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком как его собственная потребность. Кроме отношения к учебному процессу в целом, для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе [18, С.90].

Подростковый период - определенный отрезок жизни между детством и зрелостью. В западной культуре он постоянно удлиняется, и полного согласия по поводу сроков его начала и завершения нет. Обычно подростковый период рассматривается как промежуточная ступень между детством и взрослой жизнью, причем проходит он для каждого по-разному и в разное время, но в конце концов большинство подростков обретают зрелость. В этом смысле подростковый период можно уподобить переброшенному между детством и зрелостью мосту, по которому каждый должен пройти, прежде чем стать ответственным и творческим взрослым человеком [21, С.84].

В подростковый период происходит ускоренный рост ребенка за счет роста костей:

голова, стопы и ладони увеличиваются до размеров взрослого человека;

кости верхних и нижних конечностей удлиняются и становятся толще;

кости растут не одновременно (так, кисти ладоней увеличиваются на 4 мес. раньше, чем кости предплечья) [4, С.289].

Следствие этих изменений: нарушаются пропорции тела (в частности, ладони рук кажутся слишком большими; движения становятся неуклюжими; ощущение собственной неуклюжести возрастает.

В подростковый период особое значение приобретает изменяющееся лицо: волосы, нос, глаза, губы, подбородок - все подвергается ревизии. Интерес подростка к своей внешности связан: с физиологическими изменениями, половым созреванием; с влиянием социальной среды; с познанием действительности, направленной на самого себя.

Взрослый должен: оградить подростка от шуток, насмешек на эту тему; убедить подростка, что это явление преходящее; порекомендовать заняться физическими упражнениями [18, С.35].

Их уверенность в себе растет по мере достижения все новых успехов в спорте, увеличении мышц, популярности среди окружающих.

Такие подростки имеют более устойчивую эмоциональную сферу, уверены в себе, пользуются признанием окружающих. Они чаще достигают определенных успехов в жизни.

Процесс идентификации для подростка очень труден. Нужна помощь референтного для него лица. Возможны психическая травма и неуверенность в себе [6, С.172].

Переживание разрыва между идеальным образом и действительным своим положением, как правило, приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности.

По мнению Д.Б. Эльконина, в подростковом возрасте основным видом деятельности становится общение. В общении подросток узнает о многом, у него формируются коммуникативные качества, товарищеская взаимопомощь, эмоциональная устойчивость. Не все подростки находят друзей среди одноклассников, так как не каждый из них соответствует высокому уровню предъявляемых требований [34,C.81].

По данным исследований разных авторов, около 15% подростков выбирают друга старше себя по возрасту (существует еще потребность в опеке, старший друг может быть образцом для подражания; младший под руководством старшего по возрасту друга серьезно работает над собой, быстрее взрослеет).

Подросток ожидает от друга честности, открытости и непосредственности, особенно в выражении тех чувств, которые касаются их дружбы. Должны быть отзывчивость и взаимопонимание. В таком случае дружба для подростка служит психологической поддержкой. Он растет, сомневается, не уверен в себе. Свои переживания по этому поводу он должен обсудить с другом. Подростку важно, чтобы кто-то разделял его тревоги и опасения.

Таким образом, друзья помогают подростку обрести душевные силы, помогают в формировании образа "Я". Они учатся общаться и ладить друг другом, появляется эмоциональная привязанность, развиваются личные и социальные навыки [19,C.62].

Интенсивно развивающееся самосознание и критическое мышление приводят к тому, что подросток обнаруживает противоречия не столько в окружающем мире, сколько в самом себе. Изменяется его эмоционально-ценностное отношение к себе, т.е. подросток переживает внутриличностный кризис, при котором возникает недовольство собой. Происходит переоценка ценностей: подросток одновременно верит в себя и сомневается в себе. Это внутреннее противоречие делает личность неустойчивой, подверженной разного рода влияниям. У подростка могут проявиться полярные качества - повышенная чувствительность и жестокость; застенчивости и развязность; борьба с авторитетами и обожествление кумира и т.д.

У подростка происходит качественное изменение самосознания. Самооценка формируется на основе мнений сверстников. Выделяются личностные качества во взаимоотношениях.

Подросток переходит к новому типу взаимоотношений со взрослым, ожидая уважительного и равного отношения к себе. Если такого они не находят, то вероятно, что это может служить одной из причин критического к себе отношения, а как результат - тревожность.

Подмечено, что разные подростки по-разному переживают отсутствие красоты, блестящего интеллекта, физической силы, других атрибутов своей неотразимости и, соответственно, по-разному строят свою линию поведения [34, С.92].

Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившихся у него главным образом благодаря влиянию семьи и сверстников. Подросток, считающий себя сильным, держится совсем иначе, чем его сверстник, который находит себя слабым, но очень умным.

К острым переживаниям ведет расхождение между реальными достижениями подростка и его притязаниями, его стремление соответствовать не только уровню требований окружающих, но и уровню собственных требований и самооценки. Одни отказываются от попыток преодоления кризиса: замыкаются в себе, не готовят уроков по трудным для них предметам. Другие становятся агрессивно дерзкими с учителями ("проживем без ваших знаний" и т.п.). При демонстративности поведения ученика педагог должен увидеть мучительное состояние неуверенности подростка в себе и оказать ему поддержку [14, С.39].

Естественно, что в зависимости от реального положения школьника среди сверстников, его успешности в обучении и т.п. выявленная высокая (или очень высокая) тревожность будет требовать различных способов коррекции. Если в случае реальной неуспешности работа во многом должна быть направлена на формирование необходимых навыков, общения, которые позволят преодолеть эту неуспешность, то во втором случае - на коррекцию самооценки, преодоление внутренних конфликтов [6, С.59]. В работах, посвященных тревожности подростков и исходя из анализа практической деятельности педагога-психолога, одно из первых мест занимает проблема агрессивности тревожных детей. Агрессивность затрудняет приспособление детей к условиям жизни в обществе и играет значительную роль в отклоняющемся поведении несовершеннолетних. Агрессивные индивиды часто обнаруживают целый ряд свойств, свидетельствующих о значительных эмоционально-волевых нарушениях. Их импульсивность, раздражительность, вспыльчивость затрудняет их общение с окружающими и создает значительные трудности с точки зрения их воспитания. Агрессивное поведение вызывает соответствующую реакцию окружающих, а это в свою очередь, ведет к усилению агрессивности. Таким образом, профилактика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков важна для нормализации социальных отношений, утверждения социально-приемлемых форм общения среди всех возрастных категорий [30, С.29].

Требования взрослых, которые ребенок не в состоянии выполнить, нередко приводят к тому, что он начинает испытывать страх не соответствовать ожиданиям окружающих, чувствовать себя неудачником. Со временем он привыкает "опускать руки", сдаваться без борьбы даже в обычных ситуациях. Таким образом, формируется личность человека, который старается действовать так, чтобы ему не приходилось сталкиваться с какими бы то ни было проблемами [30, С.30].

Итак, как было отмечено выше, внутренняя позиция младшего подростка проявляется в его отношениях к школе, сверстника, взрослым, к себе. Ученые отмечают, что характер внутренней позиции может вызвать появление тревожности, агрессивности младшего подростка, проявляемые в поведенческих актах.