Влияние волевой регуляции на успешность обучения в процессе учебной деятельности

курсовая работа

1.1 Изучение волевой регуляции в зарубежной и отечественной психологии

Исследования волевой регуляции являются разрозненными, в них нет единого подхода к определению воли и волевой регуляции, связанных с ними психологических феноменов, отсутствует единство и в выделении той реальности, которая обозначается термином « волевая регуляция», практически не отрефлексированы те ситуации, в рамках которых проявляется волевая регуляция. Недостаточно используется и накопленный в психологии фактический материал, который имеет непосредственное отношение к рассмотрению проблемы воли и волевой регуляции.

Большинство психологов, как отечественных, так и зарубежных, изучающих волевые процессы неизбежно выходят на рассмотрение проблем регуляции и саморегуляции поведения. Для более глубокого изучения поставленных в исследовании проблем, необходимо вернуться к истокам введения терминов воля, волевая регуляция, саморегуляция в психологию. Способность человека к регуляции психических процессов, состояний, поведения отмечалась еще в исследованиях Аристотеля (384--322 до н.э.), А. Бэна (1902), Т. Рибо (1900), В. Джемса (1902) и других философов и психологов [5].

Рассматривая введение понятия воли в зарубежную психологию как объяснительное, первой реальностью, в рамках которой была представлена проблема воли, было понятие воли в контексте порождения действия, при этом предполагается побудительная ее функция. Данный подход был обозначен как мотивационный, позже он осмыслен во многих научных исследованиях при рассмотрении проблемы самодетерминации; этот подход является достаточно мощным и в современных исследованиях. В рамках самодетерминации выделился и подход к рассмотрению воли как "свободного выбора", в котором воля наделялась функцией выбора мотивов, целей и действий. Третий подход сформировался в связи с анализом регуляции исполнительской части действий и различных психических процессов в исследованиях воли. Этот подход обозначается, как регуляционный и представлен в психологии как проблема саморегуляции [17].

Идея о регуляции поведения как особого самостоятельного процесса сформулирована была в работах Ч. Шерингтона, который развивал ее, опираясь на теорию И.М. Сеченова об осознанном управлении человеком своими действиями. Управление аффектами и действиями считает сущностью волевой регуляции К. Левин. Он предложил оригинальный теоретический и экспериментальный подход к исследованию воли. В своей работе он повторил с некоторыми изменениями опыт Н. Аха. На основании результатов экспериментов К. Левин делает вывод о том, что волевое поведение человека связано с возможностью образовывать квазипотребности, что присуще только на высших уровнях развития человека. Исследования волевой регуляции как сознательного управления деятельностью, психическими процессами, состояниями мы находим также у Франкла, Ассаджиоли и др. [7;26].

В. Франкл считает регуляцию психических процессов функцией воли. Р. Ассаджиоли, полагал, что воля занимает центральное место в ядре личности и через нее Я управляет мышлением, эмоциональными переживаниями, желаниями, воображением и другими психическими процессами. При этом он указывает, что воля проявляется в виде определенных качеств, таких, как, например, решительность, смелость, целенаправленность, т.е. качеств, которые называют волевыми [15].

В последние десятилетия наблюдается оживление интереса к самой проблеме воли и выделении волевой регуляции как самостоятельной и весьма важной проблемы (X. Хекхаузен, Ю. Куль, Л. Корно, В. Зиммерман, А. Бандура) [2;7].

Достаточно полное описание теории саморегуляции -- с выделением проблем волевой регуляции -- представлено в трудах Л. Корно, который рассматривает ее функции на фактах "приложения воли". Он дает следующее определение саморегуляции: "...это усилие, прикладываемое обучающимся для углубления и управления ассоциативными связями,...для того, чтобы отражать, улучшать, контролировать и совершенствовать эти углубленные процессы". Корно подчеркивает роль волевого процесса как акта, завершающего саморегуляцию и переводящего ее на другой, более совершенный уровень, т.е. уровень волевой регуляции, который он считает самым высоким в иерархии саморегуляции [16].

Ю. Куль рассматривает волю как "процесс" контроля над действием, т.е. как обдуманный, саморегулируемый процесс, направляющий, возбуждающий, поддерживающий, обуславливающий необходимое выполнение задуманного действия. Волевой процесс включается в действие "...после того, как принято решение выучить, завершить задание". Он постулирует, что наличия мотивации и способностей недостаточно для физического исполнения намеренного действия (конечно, если действие это не представляет собой простого, рутинного "зазубренного" поведения, если оно не контролируется внешними или внутренними силами, которые вызывают тенденции к альтернативным действиям). Чтобы гарантировать, что намеренное действие будет доведено до исполнения, совершающий это действие должен быть защищен от вмешательства извне, т.е. стать субъектом волевой регуляции [7; 23].

В работах X. Хекхаузена воля рассматривается как часть мотивационного процесса при порождении действия, имеющая свою специфику. Особенно остро необходимость обращения к воле проявляется в исследованиях намеренных действий -- действий, осуществляемых при наличии конфликта или внешних препятствий [31].

Изучались также стратегии волевой регуляции, которые реализуются в школьных и студенческих возрастах. К этой категории работ относятся исследования Т. Диазон, Т. Джонстона, П. Роркемигер, В. Борковски, В. Зиммермана, Г. Шапиро, Э. Мэндинах и др. Данные, полученные в исследованиях названных выше психологов, позволили разделить стратегии волевой регуляции на спонтанные и присвоенные от других, так называемые стратегии компенсирующего копирования. При любой из этих стратегий используются разнообразные способы волевой регуляции: контроль сверстников (Т. Диазон), активные ментальные усилия для успешного выполнения работы, анализ ситуации (Т. Джонстон) [18;20].

Волевую регуляцию западные психологи определяют как действие, связанное с преодолением субъектом затруднений в осуществлении личностно-значимых намерений, реализующее мотивационные тенденции, идущее от осознающего и оценивающего себя человека. Функционирование волевой регуляции связывают с осуществлением когнитивных процессов, социальных ожиданий, процессов предвосхищения результатов осуществляемых действий, с возрастными особенностями, с реализацией способов внутреннего и внешнего контроля, анализом ситуаций, внутренней речью и т.п. В целом можно отметить, что в зарубежной психологии в последние годы теория воли обогатилась новыми концепциями, относящимися к проблеме волевой регуляции. Исследователи получили возможность применять различные оценочные методики, более поддающиеся объяснению, чем те, которые были приняты ранее. Особенно широкие размеры приняли исследования в области волевого контроля. Вместе с тем есть основания говорить о том, что в современной западной психологии концепция воли и волевой регуляции еще находится под влиянием традиционных концепций эволюционно-гомеостатических ориентации. Это отчасти обуславливается недостатками информационного обмена по данной проблеме между исследователями разных стран мира.

В отечественной психологии исследования развития воли и волевой регуляции на протяжении детства занимали и занимают довольно значительное место. Опираясь на теорию Л.С. Выготского, многие авторы исследовали становление воли и ее феноменов в разные возрастные периоды. Можно выделить несколько линий исследования воли и волевой регуляции в зависимости от выделения предмета, на который они были направлены:

1) становление произвольной регуляции как предпосылки развития воли (через изучение произвольного поведения);

2) мера сформированности волевой регуляции деятельности и поведения у детей отдельно взятых возрастов;

3) изучение уровня развития волевых качеств, условий и методов их формирования;

4) развитие произвольных движений, действий, их механизмов, роль речи в управлении ими;

5) прикладные аспекты функционирования волевой регуляции в разных видах деятельности (учебной, спортивной, трудовой, воинской) [7; 17].

В исследованиях Л.С. Выготского и его последователей развивалась идея произвольной регуляции как механизма использования человеком знаков (средств) для овладения и управления своим поведением и психическими процессами (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, А.Р. Лурия, Т.В. Ендовицкая, З.М. Истомина, З.В. Мануйленко и др.).

Важное место в изучении функционирования волевой регуляции в отечественной психологии отводится волевому усилию, как ее психологическому механизму. Большое место изучению волевого усилия уделяется в работах М.Я. Басова, А.И. Высоцкого, В.А. Иванникова и др.

Впервые вопрос о природе волевого усилия был поставлен А.Ф. Лазурским; теоретический анализ понимания этого феномена представлен в работах многих исследователей (Е.С Махлах, И.А. Раппопорт, В.К. Котырло, В.К. Калин). Волевое усилие, как и воля, определяется как общая способность, требующая напряжения, как набор частных способностей к сознательному усилению в конкретной деятельности, как особое умение усиливать это действие [12; 20].

В работах С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского отмечалось, что волевое усилие способствует иерархии мотивационной сферы. В исследованиях В.В. Вилюнаса, А.К. Марковой, Ю.А. Аргентова, Я. Рейкова-ского, А.С. Зотова выделяется эмоциональный компонент волевого усилия.

Интенсивно изучалось развитие волевых качеств на разных возрастных этапах. Одни ученые относят волевые качества к проявлениям воли, другие рассматривают волевые качества как составляющие волевой регуляции, определяющие ее эффективность, результативность и являющиеся средствами волевой регуляции (В.А. Комогоркин, В.И. Селиванов, В.Г. Хроменок, А.И. Щербаков, АД. Пуни, Е.В. Эйдман, О.В. Дашкевич и др) [24; 25].

В исследованиях волевой регуляции выявлена связь между уровнями развития воли и мотивационной и эмоциональной сфер личности. Установлена зависимость эффективности волевой регуляции от силы мотивов и возможностей эмоционального регулирования субъектом своей деятельности и поведения (А.И. Высоцкий, В.К. Калин, С.И. Хохлов, Т.И. Шульга) [32].

В последнее десятилетие интерес к проблеме волевой регуляции резко возрос, но в использовании понятия волевая регуляция, до сих пор нет единства. Это можно объяснить тем, что исследователи подходят к изучению волевой регуляции с разных позиций, что в конечном итоге способствует спаду интереса и к связанным с ней проблемам.

Отдельно следует отметить рязанскую психологическую школу под руководством профессора В.И. Селиванова. По В.И. Селиванову, «воля - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать трудности при совершении целенаправленных действий и поступков». Селиванов рассматривал волю как самостоятельный психический процесс, наряду с интеллектом и эмоциями. Эти три сферы образуют треугольник, в центре которого помещаются потребности и мотивы. Селиванов считает регулирующую функцию воли основной наряду с побудительной. Механизмом создания побуждения для преодоления препятствий он считает волевое усилие. В статье «Интеллект и воля в познавательной деятельности» И.И. Купцов отмечает, что «воля - способ существования разума. В воле осуществляется постоянное и неустанное стремление разума к познанию, реализуется присущая ему направленность в будущее, целеустремленность, ясное понимание средств, ведущее к достижению цели, поэтому воля определяется как такое состояние интеллекта, которое обеспечивает ему самодвижение, саморазвитие». Далее автор приходит к выводу, что, поскольку интеллектуальная и волевая деятельности едины по структуре, т.е. смысл говорить об интеллектуально-волевых действиях, которые, как правило, определяются целью, задачей, прямой ответ на которые невозможен. На следующем этапе идет сложная аналитико-синтетическая деятельность мозга, которая приводит к возникновению общей схемы стратегии с выделением операций. На последнем этапе происходит проверка полученного результата, его сличение с исходными условиями. Системообразующим в интеллектуально-волевых действиях личности является фактор принятия решения [14; 15; 19].

Анализ научных исследований в отечественной и зарубежной психологии показал, что изучение проблем воли и волевой регуляции затруднено неоднозначностью трактовки феноменов, описываемых данными понятиями. В контексте проблем саморегуляции психологи наделяют волю регулятивными функциями, изучают ее в рамках проблем "овладения человеком собой", рассматривают волевую регуляцию как личностный уровень регуляции. Л.С. Выготский подчеркивал необходимость изучения становления у ребенка волевой регуляции и воли как необходимого условия овладения им собой. Он считал важной задачей исследование процессуальных сторон воли, т.е. ее регулятивных функций.

Делись добром ;)