Влияние волевой регуляции на успешность обучения в процессе учебной деятельности

курсовая работа

Заключение

Изучение проблем волевой регуляции является актуальным в связи с возрастающими требованиями к формированию активной личности, способной ставить и реализовывать цели, выходящие за пределы, предписанных стандартными требованиями. В связи с особым характером учебной деятельности, особенно важной в плане привлечения активного, преобразующего начала личности, ее внутренних резервов необходимо исследовать особенности волевой регуляции субъектов обучения.

В связи с этим мы провели исследование, целью которой являлось исследование влияния волевой регуляции студентов на успешность обучения. Нами была выдвинута гипотеза о том, что волевая регуляция способствует поддержанию побуждения к выполнению и обеспечению эффективного результата учебной деятельности. К сожалению, в ходе исследования гипотеза была не подтверждена. Есть предположения, что, возможно у студентов первого курса еще не достаточно сформированы механизмы волевой регуляции, либо выборка была недостаточна большой и методики, направленные на выявление силы воли являются недостаточно валидными для изучения взаимосвязи волевой регуляции и успешности учебной деятельности, необходимо более глубокое и комплексное изучение данного феномена.

Но на наш взгляд, волевая регуляция позволяет личности реализовывать себя как субъекта деятельности, соотносить актуально переживаемую потребность со своей ценностной системой. Студенту необходимо не просто приобрести знания, умения, навыки, освоить образовательные компетенции выбранной профессии, но и овладеть творческим подходом к ее осуществлению, развить устойчивые познавательные интересы и мотивы учения, потребность в постоянном самообразовании и самовоспитании. Анализ теоретического и практического материала показывает, что низкая успеваемость учащихся в значительной мере связана с недочетами в развитии волевой регуляции, с неумением заставить себя работать систематически, доводить начатое дело до конца, сдерживать мешающие делу побуждения. Чем выше характерный для личности уровень осознанного саморегулирования, развитость, гармоничность всех основных его звеньев, тем меньше трудностей при реализации успешной учебной деятельности и легче проходит адаптация к обучению в вузе.

Литература

1. Александрова Н.Н., Шульга Т.И. "Изучение волевых качеств школьников с помощью методики "нерешаемая задача" // Вопросы психологии; 1987, №6.

2. Ананьевские чтения -- 2004. Тезисы научно-практической конфренции. СПб., 2004.

3. Богданова Д.А. Подростковая лень как индикатор психологической безопасности школьников // Богданова Д.А., Посохова С.Т. Справочник практического психолога.

4. Боровская Н.В. Дифференциально-психофизиологические факторы лени // Материалы I съезда Российского психологического общества. Т. 1. М., 2007, с. 117.

5. Быков А.В. Исследование воли в зарубежной психологии. -М., 1998г.

6. Быков А.В. Экспериментальное изучение волевой регуляции. М., 1999.

7. Быков А.В., Шульга Т.Н. Становление волевой регуляции в онтогенезе: Учебное пособие.-- М: Изд-во УРАО, 2007.

8. Вундт В. Введение в психологию. СПб., 2002.

9. Выготский Л.С. Собрание сочинений т. 3; М. 2003.

10. Выготский Л.С. Собрание сочинений т. 5; М. 2003.

11. Гиппенрейтер Ю.Б. О природе человеческой воли // Психологический журнал. 2005. № 3.

12. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. М., 2006.

диагностика. М., 2005.

13. Доронина И.В. Мотивационная основа волевой регуляции психической деятельности: Дис. Канд. пс. наук: 19.00.01., Новосибирск, 1997. - 128 с.

14. Дружинина В.Н. "Психология 21 века" изд. ПЕРСЭ; М 2003.

15. Иванников В.А. Проблема воли в современной психологии / В. А. Иванников.

16. Иванников В.А. "Психологические механизмы волевой регуляции" - М. -1991.

17. Ильин Е.П. Психология воли. 2-е изд. -- СПб.: Питер, 2009.

18. Калинин В.К. "На путях построения теории воли" // психологический журнал; 1989 2.

19. Комарова О.Н. «Проблема взаимосвязи интеллекта и воли». Санкт-Петербургский государственный университет. Психология XXI века.2001.Иетернет-ресурс:http://psihologia.biz/psihologiya-psihologiya-obschaya_693/komarova-problema-vzaimosvyazi-intellekta-19828.html

20. Лазурский А.Ф. Волевые процессы. Избранные труды по общей психологии. Психология общая и экспериментальная. СПб., 2001. С. 233-234

21. Лупандин В.И. Математические методы в психологии. М., 2007

22. Михайлова Е.Л. Лень в учебной деятельности студентов // Психология ХХI века. Тезисы Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов. СПб., 2005.

23. Особенности саморегуляции учебной деятельности студентов на начальных этапах обучения в вузе. Oтт Т.О., Морозова И.С. Вестник Кемеровского государственного университета. 2011. № 1. С. 124-131.

24. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 2006.

25. Селиванов В.И. "Волевая регуляция активности личности" // Вопросы психологии; 1982 4.

26. Смирнов Б. Н. О разных подходах к проблеме воли в психологии // Вопросы психологии. 2004. № 3.

27. Смирнова Е. О. "Развитие воли и произвольности в онтогенезе" // Вопросы психологии; 1990 3.

28. Сорокина Я.В. Эмоционально-волевая регуляция активности в учебной деятельности студентов вуза: Дис. Канд. пс. наук: 22.06.12., Екатеринбург, 2012.

29. Студент как субъект осознанной саморегуляции учебной деятельности. Левшин С.В. Вестник Ставропольского государственного университета. 2008. № 54. С. 25-30

30. Суходол Т.В. Волевая регуляция а аспекте учебной// Современные наукоемкие технологии. - 2005. - № 6 - С. 91-91

31. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб., 2003

32. Шульга Т.И. " Проблемы волевой регуляции в онтогенезе" // Вопросы психологии; 1993, 5.

Приложение №1

Тест «Самооценка силы воли».

Тест разработан и описан Н.Н. Обозовым (1997) и предназначен для изучения обобщенной характеристики проявления силы воли.

Инструкция.

На приведенные 15 вопросов можно ответить: «Да»; «не знаю» или «бывает», «случается»; и «Нет». Если Вы ответили:

- «Да», то за это присваивается - 2 балла;

- «не знаю» или «бывает», «случается» - 1 балл;

- «Нет» - 0 баллов.

При последовательном ответе на вопросы от 1 до 15 необходимо сразу суммировать набираемые баллы.

Текст опросника

1. В состоянии ли вы завершить начатую работу, которая вам неинтересна, независимо от того, что время и обстоятельства позволяют оторваться от нее и потом снова вернуться к ней?

2. Преодолевали ли вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно было сделать что-то вам неприятное (например, пойти на дежурство в выходной день)?

3. Когда попадаете в конфликтную ситуацию на работе (учебе) или в быту, в состоянии ли вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на нее с максимальной объективностью?

4. Если вам прописана диета, сможете ли вы преодолеть все кулинарные соблазны?

5. Найдете ли вы силы утром встать раньше обычного, как было запланировано вечером?

6. Останетесь ли вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?

7. Быстро ли вы отвечаете на письма?

8. Если у вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубоврачебного кабинета, сумеете ли вы без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения?

9. Будете ли вы принимать очень неприятное лекарство, которое вам рекомендовал врач?

10. Сдержите ли вы данное сгоряча обещание, даже если его выполнение принесет вам немало хлопот, являетесь ли вы человеком слова?

11. Без колебаний ли вы отправляетесь в поездку в незнакомый город, если это необходимо?

12. Строго ли вы придерживаетесь распорядка дня: времени пробуждения, приема пищи, занятий, уборки и прочих дел?

13. Относитесь ли вы неодобрительно к библиотечным задолжникам?

14. Самая интересная телепередача не заставит вас отложить выполнение срочной и важной работы. Так ли это?

15. Сможете ли вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались вам слова противоположной стороны?

Обработка и интерпретация результатов

Подсчитывается общая сумма набранных баллов. Если она находится в пределах:

- от 0 до 12 баллов -- у Вас слабая сила воли, Вас легко переубедить. Однако, знание своих «слабых мест» делает человека более сильным. Работайте над собой, совершенствуя свою волевую регуляцию.

- от 13 до 21 баллов -- у Вас сила воли средняя. В различных ситуациях Вы действуете по-разному, иногда проявляя чудеса уступчивости и податливости, а иногда - настойчивость и упорство. Именно в этой мобильности и неодинаковости заключается Ваша привлекательность в общении и делах.

- от 22 до 30 баллов -- у Вас большая сила воли, Вы волевой человек. Однако, помните что Вы не одни, а уступки, компромиссы и переговоры тоже приводят к успеху в общении и делах.

Приложение №2

Методика определения силы воли (разработка Р.С. Немова, адаптация - Я.М. Маркина)

Инструкция по проведению тестирования.

Тест состоит из 20 суждений. На каждое из суждений предусмотрено несколько альтернативных ответов. Выберите на каждое из суждений наиболее подходящую с Вашей точки зрения альтернативу. Данные Вашего выбора запишите в Бланк для ответов (или на отдельном листке).

Тест-опросник.

1. Часто ли Вы задумываетесь над тем, какое влияние Ваши поступки оказывают на окружающих?

а) очень редко;

б) редко;

в) достаточно часто;

г) очень часто.

2. Случается ли Вам говорить людям что-либо такое, во что Вы сами не верите, но утверждаете из упрямства, наперекор другим?

а) да

б) нет

3. Какие из перечисленных ниже качеств Вы более всего цените в людях?

а) настойчивость

б) широту мышления

в) умение показать себя

4. Имеете ли Вы склонность к педантизму?

а) да

б) нет

5. Быстро ли Вы забываете о неприятностях, которые случаются с Вами?

а) да

б) нет

6. Любите ли Вы анализировать свои поступки?

а) да

б) нет

7. Находясь среди людей, хорошо Вам известных, Вы:

а) стараетесь придерживаться правил поведения, принятых в этом кругу

б) стремитесь оставаться самим собой

8. Приступая к выполнению трудного задания, стараетесь ли Вы не думать об ожидающих Вас проблемах?

а) да

б) нет

9. Какая из перечисленных ниже характеристик Вам более всего подходит?

а) мечтатель

б) “рубаха-парень”

в) усерден в работе

г) пунктуален и аккуратен

д) любит философствовать

е) суетлив

10. При обсуждении того или иного вопроса Вы:

а) всегда высказываете свою точку зрения, даже если она отличается от мнения большинства

б) считаете, что в данной ситуации лучше всего промолчать и не высказывать свою точку зрения

в) внешне поддерживаете большинство, внутренне оставаясь при своем мнении

г) принимаете точку зрения других, отказываясь от права иметь собственное мнение

11. Какое чувство у Вас вызывает неожиданный вызов к руководителю?

а) раздражение

б) тревогу

в) озабоченность

г) никакого чувства не вызывает.

12. Если в пылу полемики Ваш оппонент срывается и допускает личный выпад против Вас, то Вы:

а) отвечаете ему тем же

б) не обращаете на это внимания

в) демонстративно оскорбляетесь

г) прерываете с ним разговор, чтобы успокоиться

13. Если Вашу работу забраковали, то Вы:

а) испытываете досаду

б) испытываете чувство стыда

в) гневаетесь

14. Если Вы вдруг попадаете впросак, то кого вините в этом в первую очередь?

а) самого себя

б) судьбу, невезение

в) объективные обстоятельства

15. Не кажется ли Вам, что окружающие Вас люди недооценивают Ваши способности и знания?

а) да

б) нет

16. Если друзья или коллеги начинают над Вами подтрунивать, то Вы:

а) злитесь на них

б) стараетесь уйти от них и держаться подальше

в) сами включаетесь в игру и начинаете подыгрывать им, подшучивая над собой

г) делаете безразличный вид, но в душе негодуете

17. Если Вы очень спешите и вдруг не находите свою вещь на привычном месте, куда Вы ее обычно кладете, то:

а) будете молча продолжать ее поиск

б) уйдете, оставив нужную вещь дома

18. Что скорее всего выведет Вас из равновесия?

а) длинная очередь в приемной у какого-нибудь чиновника, к которому Вам необходимо срочно попасть

б) толчея в общественном транспорте

в) необходимость приходить в одно и то же место несколько раз подряд по одному и тому же вопросу

19. Закончив с кем-то спор, продолжаете ли Вы его вести мысленно, приводя все новые аргументы в защиту своей точки зрения?

а) да

б) нет

20. Если для выполнения срочной работы Вам представится возможность выбрать себе помощника, то кого из следующих возможных кандидатов в помощники Вы предпочтете:

Начало формы

а) исполнительного, но безынициативного человека

б) человека, знающего дело, но спорщика и несговорчивого

в) человека одаренного, но с ленцой

Оценка результатов тестирования

В таблице, помещенной ниже, указано, какое количество баллов в этой методике может получить испытуемый за тот или иной избранный ответ.

Балльные оценки за ответы испытуемого

Порядковый номер суждения

Вариант ответа

а

6

в

г

д

е

1

0

1

2

3

-

-

2

0

1

-

-

-

-

3

1

1

0

-

-

-

4

2

0

-

-

-

-

5

0

2

-

-

-

-

6

2

0

-

-

-

-

7

2

0

-

-

-

-

8

0

2

-

-

-

-

9

0

1

3

2

2

0

10

2

0

0

0

-

-

11

0

1

2

0

-

-

12

0

2

1

3

-

-

13

2

1

0

-

-

-

14

2

0

0

-

-

-

15

0

2

-

-

-

-

16

0

1

2

0

0

-

17

2

0

1

-

-

-

18

1

0

2

-

-

-

19

0

2

-

-

-

-

20

0

1

2

-

-

-

Если сумма набранных баллов 14 и менее, то данный человек считается человеком со слабой волей.

При сумме баллов от 15 до 25 характер и воля человека считаются достаточно твердыми, а поступки в основном реалистичными и взвешенными.

При общей сумме баллов от 26 до 38 характер человека и его воля считаются очень твердыми, а его поведение в большинстве случаев - достаточно ответственным.

При сумме баллов выше 38 результаты анкетирования считаются недостоверными.

Таблица №1

Испытуемый

Среднее значение по зимней сессии

1

Воророломеева Н.

4

2

Расшева В.

4

3

Зайцева В.

4.5

4

Бердникова В.

5

5

Чучпанова М.

3.75

6

Кулькина У.

3.5

7

Бравкова Ж.

4.25

8

Фролов Ю.

4

9

Сулейманов Р.

4

10

Бутрина К.

5

11

Щурова Е.

3.75

12

Дубецова М.

4.75

13

Уклеина О.

5

14

Стебловская В.

4.5

15

Прокофьева А.

3.75

16

Тедеева М.

4

Таблица 2

Испытуемый

Сила воли по Н.Н. Обозову(баллы)

1

Воророломеева Н.

20

2

Расшева В.

26

3

Зайцева В.

22

4

Бердникова В.

17

5

Чучпанова М.

18

6

Кулькина У.

18

7

Бравкова Ж.

10

8

Фролов Ю.

21

9

Сулейманов Р.

21

10

Бутрина К.

14

11

Щурова Е.

22

12

Дубецова М.

16

13

Уклеина О.

19

14

Стебловская В.

18

15

Прокофьева А.

10

16

Тедеева М.

13

Таблица №3

Испытуемый

Сила воли по Р.С. Немову (баллы)

1

Воророломеева Н.

19

2

Расшева В.

18

3

Зайцева В.

21

4

Бердникова В.

18

5

Чучпанова М.

13

6

Кулькина У.

26

7

Бравкова Ж.

17

8

Фролов Ю.

22

9

Сулейманов Р.

29

10

Бутрина К.

22

11

Щурова Е.

26

12

Дубецова М.

28

13

Уклеина О.

18

14

Стебловская В.

25

15

Прокофьева А.

14

16

Тедеева М.

32

Приложение №3

Коэффициент корреляции Пирсона рассчитывается для оценки наличия или отсутствия между двумя переменными величинами линейной связи. Кроме того, коэффициент Пирсона точно устанавливает тесноту этой связи, поэтому его также называют коэффициентом линейной корреляции Пирсона

Условия применимости коэффициента корреляции Пирсона:

· Переменные X и Y, наличие корреляции между которыми мы проверяем должны быть распределены нормально;

· Число соответствующих значений переменных X и Y, полученных в результате измерений должно быть одинаковым;

Для расчета коэффициента коррляции по Пирсону исользуем формулу:

,

где - среднее значение, величины X;

- среднее значение, величины Y

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

,

В таблице представлены значения признаков X и Y:

X

Y

1

20

4

2

26

4

3

22

4,5

4

17

5

5

18

3,75

6

18

3,5

7

10

4,25

8

21

4

9

21

4

10

14

5

11

22

3,75

12

16

4,75

13

19

5

14

18

4,5

15

10

3,75

16

13

4

1. На основании исходных данных, приведенных в таблице, рассчитаем средние значения для X и Y: =17.813 =3.938

Все необходимые для расчета коэффициента корреляции промежуточные данные и их суммы представлены в таблице:

Таблица №4.

X

Y

X-Xср

Y-Yср

(Y-Yср)*(X-Xср)

(X-Xср)2

(X-Xср)2

1

20

4

2.187

0.062

0.136

4.783

0.004

2

26

4

8.187

0.062

0.508

67.027

0.004

3

22

4,5

4.187

0.062

0.26

17.531

0.004

4

17

5

-0.813

1.062

-0.863

0.661

1.128

5

18

3,75

0.187

-0.938

-0.175

0.035

0.88

6

18

3,5

0.187

-0.938

-0.175

0.035

0.88

7

10

4,25

-7.813

0.062

-0.484

61.043

0.004

8

21

4

3.187

0.062

0.198

10.157

0.004

9

21

4

3.187

0.062

0.198

10.157

0.004

10

14

5

-3.813

1.062

-4.049

14.539

1.128

11

22

3,75

4.187

-0.938

-3.927

17.531

0.88

12

16

4,75

-1.813

0.062

-0.112

3.287

0.004

13

19

5

1.187

1.062

1.261

1.409

1.128

14

18

4,5

0.187

0.062

0.012

0.035

0.004

15

10

3,75

-7.813

-0.938

7.329

61.043

0.88

16

13

4

-4.813

0.062

-0.298

23.165

0.004

?

-

-

-

-

-0.187

292.438

6.938

2. Рассчитаем ?[(X-Xср)(Y-Yср)]): ?[(X-Xср)(Y-Yср)])=-0.187 3. Рассчитаем m*уx и m*уy:

m*уx=17.101, m*уy=2.634; Коэффициент корреляции Пирсона: rxy=-0.187/(17.101x2.634)=-0.004

Оценка коэффициента корреляции Пирсона

Оценим полученное нами эмпирическое значение коэффициента Пирсона, сравнив его с соответствующим критическим значением для заданного уровня значимости из таблицы критических значений коэффициента корреляции Пирсона. При нахождении критических значений для вычисленного коэффициента корреляции Пирсона число степеней свободы рассчитывается как k=m-2. Для выборки с числом элементов m=16 и уровнем значимости p=0.05 критическое значение коэффициента Пирсона rкрит=0.5, с уровнем значимости p=0.01 rкрит=0.62

Так как абсолютное значение, полученного нами коэффициента корреляции меньше критического значения, взятого из таблицы (находится вне зоны значимости), мы принимаем гипотезу H0 об отсутcтвии корреляционной зависимости между выборками.

Приложение №4

В таблице представлены значения признаков X и Y:

X

Y

1

19

4

2

18

4

3

21

4,5

4

18

5

5

13

3,75

6

26

3,5

7

17

4,25

8

22

4

9

29

4

10

22

5

11

26

3,75

12

28

4,75

13

18

5

14

25

4,5

15

14

3,75

16

32

4

1. На основании исходных данных, приведенных в таблице, расчитаем средние значения для X и Y: =21.75 =3.938

Делись добром ;)