Психолого-педагогические условия формирования предпосылок этнического самосознания у детей старшего дошкольного возраста

дипломная работа

1.1 Сущность и структура самосознания в старшем дошкольном возрасте

Под самосознанием следует понимать процесс осознания своей личности, своего «Я», как физического, духовного и общественного существа. Самосознание - это знание и в тоже время отношение к себе как к определенной личности. Все стороны личности (физическая, духовная, общественная) находятся в теснейшем единстве, влияют друг на друга.

Процесс осознания этих сторон личности есть сложный единый процесс. Осознание себя, как физического существа, есть и отношение к себе как к определенному живому организму, обладающему известными физическими качествами. Когда мы говорим об осознании себя как духовного существа, то здесь на первый план выступают знания и отношение к себе, как к личности познающей, переживающей и действующей. Кроме того, осознание себя как общественного существа, заключается в осознании своей общественной роли, своего места в коллективе.

Самосознание - осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего "Я" от всего, что его окружает. Возникновение связано с определением уровня развития сознания и является необходимым условием становления личности.

Сознание предполагает выделение субъектом самого себя в качестве носителя определенной активной позиции по отношению к миру. Это выделение себя, отношение к себе, оценка своих возможностей, которые являются необходимым компонентом всякого сознания, и образует разные формы той специфической характеристики человека, которая именуется самосознанием [14, С.53].

Самосознание самим фактом своего существования доказывает относительность различия и противоположности объекта и субъекта, неправильность представлений о том, что в сознании все субъективно. Факт самосознания показывает, что разделение действительности на объект и субъект не ограничивается лишь отношением внешнего мира к сознанию, но что и в самом сознании имеется это деление, выражающееся по меньшей мере в двух формах: в соотношении объективного и субъективного в содержании сознания и в форме разделения сознания на объект и субъект в акте самосознания.

Самосознание - динамичное исторически развивающееся образование, выступающее на разных уровнях и в разных формах.

Одной из его форм, которую иногда называют самочувствием, является элементарное осознание своего тела и его вписанности в мир окружающих вещей и людей. [35, С.30]

Высокий уровень самосознания связан с осознанием себя в качестве принадлежащего тому или иному человеческому сообществу, той или иной социальной группе.

Более высокий уровень развития этого процесса - возникновение сознания «Я» как совершенно особого образования, похожего на «я» других людей и вместе с тем в чем-то уникального и неповторимого, могущего совершать свободные поступки и нести за них ответственность, что с необходимостью предполагает возможность контроля над своими действиями и их оценку. [26, С. 219]

Однако самосознание - это также всегда и самооценка и самоконтроль. Самосознание предполагает сопоставление себя с определенным, принятым данным человеком идеалом «я», вынесение некоторой самооценки - как следствие - возникновение чувства удовлетворения или же неудовлетворения собой. «Зеркало» в котором человек видит самого себя и с помощью которого он начинает относиться к себе как к человеку, то есть вырабатывает формы самосознания - общество других людей. Самосознание рождается не в результате внутренних потребностей изолированного сознания, а в процессе коллективной практической деятельности и межчеловеческих взаимоотношений.

Возникновение и развитие самосознания ребенка на протяжении первых 7 -ми лет жизни неразрывно связаны с развитием межличностных отношений с другими.

Ребенок раннего возраста отношение к самому себе заимствует у взрослых. Поэтому он называет себя в третьем лице (Диме чаю, Дать Даше пирамидку) и не редко беседует с собой, как с посторонним: уговаривает, ругает, благодарит. Слитность с другими людьми, которую испытывает ребенок, не редко проявляется в его высказываниях.

Осознание себя как постоянного источника разнообразных желаний и действий, отделенного от других людей, происходит к концу третьего года жизни под влиянием возрастающей практической самостоятельности ребенка. Ребенок начинает овладевать выполнением разнообразных предметных действий без помощи родителей, усваивает простейшие навыки самообслуживания. Он овладевает прямохождением, речью, предметно-манипулятивной деятельностью. У него возникают особые чувства, которые в психологии названы чувствами самолюбия: чувство гордости и чувство стыда (первичные проявления эмоционально-ценностного компонента самосознания). Заканчивается этот период поистине эпохальным событием ребенок начинает впервые утверждаться как личность. Он начинает понимать что, то или иное действие выполняет именно он. Внешне это понимание выражается в том, что ребенок начинает говорить о себе не в третьем, а первом лице: «Я сам», «Я буду», «Я хочу», «Дай мне», «Возьми меня с собой». В общении со взрослыми он научается отделять себя от других людей.[41,С.94]

Вступая в дошкольный возраст, ребенок осознает только сам факт, что он существует, по-настоящему еще ничего не зная о себе и о своих качествах. Стремясь быть, как взрослый ребенок раннего возраста не учитывает своих реальных возможностей. Это достаточно явно обнаруживается в кризисе тех лет.

Скоро ребенок начинает сравнивать себя со взрослыми. Он хочет быть таким, как взрослые, он хочет выполнять такие же действия, пользоваться такой же независимостью и самостоятельностью. И не потом (когда-нибудь), а сейчас же, здесь и немедленно. Поэтому-то у него появляется стремление к волеизъявлению: он стремиться к самостоятельности, к противопоставлению своих желаний желаниям взрослых. Так возникает кризис раннего возраста. Взрослые в этот период испытывают значительные трудности во взаимоотношениях с ребенком, сталкиваются с его упрямством, негативизмом. [33, С. 216]

По мере усвоения нормы и правила поведения становятся теми мерками, которыми пользуется ребенок в оценке других людей. Но приложить эти мерки к самому себе оказывается гораздо труднее. Переживания, захватывающие ребенка, толкающие его на те или иные поступки, заслоняют от него действительный смысл совершенных поступков, не позволяют беспристрастно их оценивать. Такая оценка становиться возможной только на основании сравнения своих поступков, качеств с возможностями, поступками, качествами других людей.[54, С.12]

К старшему дошкольному возрасту (к 6-7 годам) отношение к себе снова существенно меняется. К этому возрасту дети начинают осознавать не только свои конкретные действия и качества, но и свои желания, переживания, мотивы, которые, в отличие от объективных характеристик, не являются предметом оценки и сравнения, но объединяют и консолидируют личность ребенка в целом (Я хочу, Я люблю, Я стремлюсь и пр.) все это отражается в усилении субъектной составляющей самосознания и в изменениях взаимоотношения 6-7-летнего ребенка к другим людям. Собственное Я ребенка уже не столь жестоко фиксировано на своих достоинствах и оценке своих объективных качеств, но открыто для других людей, их радостей и проблем. Самосознание ребенка выходит за пределы своих объектных характеристик и открыто для переживаний других. Другой ребенок становится уже не только противоположным существом, не только средством самоутверждения и предметом сравнения с собой, но и самоценной личностью, субъектом общения и обращения их целостного Я. Именно поэтому дети охотно помогают сверстникам, сопереживают им, и не воспринимают чужие успехи как свое поражение.

Особую значимость в этом возрасте приобретают моральные качества, которые реализуются преимущественно в просоциальном поведении детей, т.е. в поведении в пользу другого. Основным носителем этих качеств и их ценителем является для ребенка взрослый. В то же время осуществление просоциального поведения в этом возрасте сталкивается со значительными трудностями и вызывает внутренний конфликт: уступить или не уступать, отдать или не отдавать и пр. Можно полагать, что этот конфликт порождается не противоречием между знаемой моральной нормой и эгоистическим желанием ребенка (как это обычно объясняется), а конфликтом между «правильным поведением», воплощенным во взрослом, и стремлением к собственному превосходству в глазах сверстника. Иными словами, это конфликт между «внутренним взрослым» и «внутренним сверстником» [55, С.20]

К старшему дошкольному возрасту, дети начинают осознавать не только свои конкретные действия, но и свои желания, переживания, мотивы, которые в отличие от действий объединяют и консолидируют личность ребенка. Их осознание возможно лишь благодаря тому, что во внутреннем мире ребенка существует тот, кому можно отнести себя и свои переживания и кто сам может отнестись к нему во всей его и своей целостности.

Этим внутренним другим и становится для старшего дошкольника сверстник. Таким образом, к старшему дошкольному возрасту сверстник является для ребенка не только предпочитаемым партнером по общению и совместной деятельности, не только средством самоутверждения, но и субъектом обращения его целостного, неразложимого Я. Это дает основание говорить, что к концу дошкольного возраста в отношении детей к себе и к другому усиливается личностное начало. Ровесник становится для ребенка не только предметом сравнения с собой, но и самоценной, целостной личностью, субъектом общения и обращения. Можно полагать, что появление и усиление субъектной составляющей в отношениях шести-семилетнего ребенка к другим детям отражает определенные сдвиги в его самосознании. Собственное Я ребенка уже не столь жестко фиксировано на своих достоинствах и оценке своих объектных качеств, оно открыто для других людей, их радостей и проблем.

Самосознание ребенка выходит за пределы своих объектных характеристик и объемлет переживания других. Другой ребенок становится уже не только противопоставленным существом, не только средством самоутверждения, но и содержанием собственного Я.[12, С.486]

Центральным направлением движения процесса самосознания личности в период старшего дошкольного детства является развитие полоролевого самосознания, интегрирующим и системообразующим компонентом Я-концепции ребенка - активно формирующаяся в это время концепция пола. Этот период - сензитивный для становления полоролевого самосознания личности, ее тендерной схемы и концепции пола, поскольку именно этот элемент Я-концепции является в данное время наиболее динамично развивающимся и оказывающим влияние на содержание и уровень развития остальных компонентов Я-концепции. Уровень становления Я-концепции старшего дошкольника может быть определен через степень сформированности его гендерной схемы. [44, С. 92]

Опыт первых отношений с другими равными ребенку людьми является фундаментом дальнейшего построения личности.

В общении развивается самосознание и самооценка ребенка. Конечно, это связано с оценкой его поведения со стороны взрослого, с поощрениями, порицаниями, сменой отношения. Отвечая на вопрос «что ты умеешь делать?», дошкольник называет такие действия, которые вербально оцениваются воспитателями или родителями. Обычно это связано с содержанием занятий. Отношение сверстников к ребенку зависит от оценки его взрослыми.[24, С.211]

Младшие дети оценивают себя в целом положительно даже за такие качества, смысла которых они не понимают. Старшие дошкольники начинают высказывать собственные суждения о товарищах по опыту совместной игры. Они осознают свои достоинства и недостатки на основе обсуждения в семье и в саду поступков сверстников и литературных персонажей. Моральные образцы и нормы поведения становятся мерками для оценки себя и других. В эксперименте с детьми сначала уточнили оценки действий Буратино (добрый) и Карабаса Барабаса (жадный), а потом предложили каждому поделить игрушки: себе и другим детям. Все дети хотели быть, как Буратино. Ребенка, который отделил все хорошие игрушки себе, взрослый тоже похвалил: «Молодец, ты поступил, как Буратино». И тогда малыш переложил отобранные для себя игрушки к игрушкам, предназначенным другим детям. Образ стал опорой объективной самооценки и средством саморегуляции поведения.

Умением сравнивать себя с другими ребенок овладевает только к концу дошкольного возраста. Вместе с этим может появиться и умение намеренно пользоваться отношением окружающих и демонстрировать им свои качества, что характерно для кризиса семи лет. [44, С. 49]

В сложившихся обстоятельствах острой необходимости изучения данной проблематики неоднозначность понимания и определения понятия «самосознание», сложность которого в некоторых теориях игнорируется, упрощается, подменяясь другими понятиями, повышает актуальность теоретического анализа этого понятия в контексте его исторического развития. Упрощенное понимание самосознания, исключительно как «Я-концепции» привело к односторонности исследований, уделяющих внимание только содержательной стороне данного сложного явления и механизмов его развития. [54, С. 29]

Структура самосознания строится во временном и социальном пространстве. Первично закладываются те составляющие самосознания, которые обеспечивают эмоционально положительное отношение индивида к самому себе (оно формируется людьми, особенно близкими, на ранних этапах онтогенеза). Это изначальные звенья структуры самосознания, которые можно определить как притязание на:

1) признание своего "Я" как своего имени, своих внешних физических данных и своей внутренней психической сущности;

2) социальное признание;

3) признание своей сущности как представителя пола, т.е. половая идентификация. Это сфера изначальных основ самосознания. Позднее в онтогенезе личности формируются еще два звена структуры самосознания;

4) временные образования самосознания - прошлое, настоящее и будущее личности;

5) сфера ее социального пространства, которая определяет путь развития нравственного долга человека в психологическом времени (речь идет о формировании долга перед людьми и самим собой, а также формировании права личности на все то, на что она имеет право в современном мире, в том числе на долг и самоуважение). Структура самосознания при наличии одних и тех же звеньев имеет различное наполнение в зависимости от культуры, традиций, ценностных ориентаций.

В период активного формирования новой социально-психологической реальности, с одной стороны, расширяются перспективы свободного развития и самоутверждения личности, возрождается интерес к невостребованным ресурсам индивидуальности. С другой стороны, значительные общественные преобразования изменили условия, влияющие на формирование личности в онтогенезе. Современные информационные технологии уводят сознание ребенка в виртуальный мир, что может нарушить его связь с реальностью, изменить функционирование его сознания, самосознания. В этих условиях возрастает роль самосознания, как ведущего конструкта в становлении личности. Формирование самосознания в период раннего онтогенеза, посредством гармоничного развития самопонимания, самоотношения и саморегуляции, как компонентов, составляющих целостный процесс самосознания, способствует укреплению психологических границ личности.[28,С.45]

Существующая многоплановость понимания самосознания в теоретической представленности, с одной стороны, позволяет расширять горизонты этого психологического феномена, а с другой, - вызывает затруднения в практическом применении теоретических знаний. В контексте проблемы психологического изучения процесса формирования самосознания в старшем дошкольном возрасте учёными подчёркивается, что вершиной личностного развития дошкольника является персональное самосознание, включающее осознание собственного Я, соотнесение Я и другого, своих личностных качеств, способностей, причин успехов и неудач и др. (М.И. Лисина, B.C. Мухина, Л.И. Божович, A.B.Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.).

Эффективность процесса формирования самосознания старших дошкольников детерминирована поэтапным включением дошкольников в процесс формирования целостного образа «Я». При этом поэтапное включение основано на системной организации комплекса психологического сопровождения.

Итак, формирование самосознания старших дошкольников - сложно организованный процесс, в котором системообразующим фактором является включённость дошкольников в специально организованную деятельность -рефлексивно-дидактическую игру. Ее компоненты обеспечивают развитие когнитивных, эмоциональных и регулятивных структур самосознания путем расширения возможностей рефлексивных механизмов: самопонимания, самоотношения и саморегуляции. Самосознание и самооценка - основа дальнейшего личностного развития, в том числе и нацеленная на формирование в последующем основ этнического самосознания детей старшего дошкольного и школьного возраста, о чем пойдет речь в следующем параграфе нашей выпускной квалификационной работы.[29, С. 20]

1.2 Особенности формирования предпосылок этнического самосознания в старшем дошкольном возрасте

В последнее время теоретическим проблемам этнического развития уделяется большое внимание, как в нашей стране, так и за рубежом. Это вызвано, прежде всего, тем, что развитие техники, транспорта, средств массовой коммуникации оказывает непосредственное воздействие на этнические процессы, приводит к унификации в глобальных масштабах материальной и духовной культуры разных народов.

Обращение к проблематике этнического самосознания и поликультурного образования определяется тем, что именно они выступают основой формирования культуры межнациональных отношений. Кроме того, развитие национального образования является источником, резервом, условием, формой и средством развития национальной культуры. В современных условиях образование народов России превратилось из пассивного структурного компонента региональной системы образования в его субъект, призванный решать современные образовательные задачи, полно и разносторонне выполняя образовательный заказ общества в соответствии с решаемыми национальными, культурными и экономическими задачами.[60, С. 30]

Рост этнического самосознания народов России в условиях современной парадигмы общественного развития характеризуется рядом особенностей, которые проявляются также в культурной и образовательной сферах жизни. С изменением социальной, экономической и идеологической ситуации, этнографической картины нашей жизни изменяется и место нашей народной культуры и ее этнопедагогическая направленность.[31, С. 37]

Национальное самосознание является одним из значимых признаков этноса и одним из существенных факторов, оказывающих воздействие на национальные процессы, происходящие в обществе, обуславливая главный вектор его развития.

Уровень развития этнического самосознания народов в значительной степени определяет социально-политическую и этнопсихологическую атмосферу общества в целом.

Во все происходящее неизбежно вовлечены дети. Исследования современных психологов (Ю.В. Бромлей, JI.M. Дробижева,А.Ф. Даждамиров, И.А Снежкова, Ж.В. Топоркова и др.) показали, что детский возраст является наиболее сенситивным периодом интенсивного формирования самосознания и рефлексивного отношения к «своему» и к «чужим» этносам. [10, С. 179]

Приобщение детей к традиционной культуре своего и других этносов, проживающих на одной территории, является важнейшей гуманистической задачей, основой стабилизации полиэтнического поликультурного общества.

Поэтому в современных условиях актуализируются вопросы формирования этнического самосознания, которые требуют комплексного подхода со стороны представителей разных наук: педагогов, психологов, социологов, этнологов, философов и др.

Этническая принадлежность отнюдь не является "иллюзорным самосознанием", она выступает как важная связующая сила сообщества. Раскрывая специфичность процесса этнического самоидентифицирования, думается, необходимо специально рассмотреть некоторые индикаторы осознания личностью своей этнической принадлежности. Конечно, для разных социальных групп они разные, но мы постарались выделить лишь самые основные. [48, С. 46]

Наряду с «Я физическим» и «Я духовным» в структуре личности им определяется место «Я социальному», характеризующему аспект познания человеком самого себя в зависимости от познания им психологических особенностей других. Стало быть, «Я социальное» сопряжено с окружающими человека людьми, мнение которых приходится ему учитывать. Французский психолог П. Жане приурочил развитие самосознания к процессу социального взаимодействия людей, объединенных в различные социальные сообщества с целью осуществления полезной деятельности. По мнению Жане, «человек стремится репродуцировать по отношению к себе, то поведение, которое он осуществляет по отношению к другим, реагируя социальным образом на свои собственные действия, тем самым, сотрудничая с самим собой». [52, С. 60]

Американский ученый Дж.Г. Мид считал, что социальная детерминация самосознания не может сводиться лишь к системе межличностных взаимосвязей, и поэтому должна включать более широкие взаимоотношения индивида с микро-, меза- макро-группами, при этом учитывая отношение индивида к своей жизнедеятельности, культуре и другим социальным институтам. В силу этого самосознание связано с осознанием человека самого себя как представителя того или иного человеческого сообщества, той или иной социальной группы, культуры. Так начинается развитие третьего: культурно-этнического направления разработки теории самосознания, вызванного проявлением интереса ученых, философов, мыслителей к этнокультурному сообществу.

В сложившихся обстоятельствах острой необходимости изучения данной проблематики неоднозначность понимания и определения понятия «самосознание», сложность которого в некоторых теориях игнорируется, упрощается, подменяясь другими понятиями, повышает актуальность теоретического анализа этого понятия в контексте его исторического развития. Упрощенное понимание самосознания, исключительно как «Я-концепции» привело к односторонности исследований, уделяющих внимание только содержательной стороне данного сложного явления и механизмов его развития. [17, С. 41]

На протяжении последних десятилетий проблематика этнического самосознания активно разрабатывается в контексте отечественных исследований теории этноса. Весомый вклад в построение системной модели этнического самосознания внесли результаты этнопсихологических исследований его компонентов [14, С.108].

Этническое самосознание как социально-психологическая категория отражает состояние и формы осознания общности этноса, его взаимоотношения с другими этническими группами, способы самовыделения этноса.

Понятие «национальное самосознание» и круг проблем, связанных с его рассмотрением имеет давние исторические корни исследовательского интереса. Термин «этническое самосознание» вошел в научный обиход значительно позднее. Во многих работах употребляется как синоним национального самосознания, хотя последнее содержательно несколько шире. Подробный анализ истории изучения национального самосознания следует искать в работах Л.М. Дробижевой, Г.У. Солдатовой, Н.М. Лебедевой и др.

Разработка проблемы этнического самосознания связаны с концепциями широкого и узкого понимания данного явления. Согласно теории этноса Ю.В. Бромлея «именно этническое самосознание, а не сознание вообще, должно рассматриваться в качестве отличительной черты этнических общностей» [10, С.113].

Ю.В. Бромлей, как сторонник расширенного определения, понимал под содержанием этнического самосознания представления членов этнической общности (этнофоров) о характерных чертах своего, а отчасти и чужих этносов.

Концепция узкого понимания этнического самосознания принадлежит В.И. Козлову. В его трактовке этническое самосознание понимается как осознание людьми своей этнической принадлежности, фиксируемой в этнониме (названии этнической общности).

В 1970-е годы этническое самосознание становится предметной областью социологических и социально-психологических исследований. Отличительной особенностью данных направлений изучения этнического самосознания является привлечение огромного эмпирического материала в результате применения социологических, общепсихологических, социально-психологических и других методов исследования. В центре внимания оказались различные уровни проявления этнического самосознания, а так же механизмы его функционирования.

В этнопсихологических работах, появившихся в 1980-е годы в связи с насущными потребностями многонациональной страны, более последовательно стал применяться междисциплинарный подход к рассмотрению проблемы этнического самосознания и всего комплекса внутриэтнических и межэтнических связей. В результате этническое самосознание предстает как важная функциональная характеристика отдельной личности (этнофора), группы и всей этнической общности в целом. В связи с обострением межэтнических противоречий в нашей стране в 1990-е годы и по сей день особый исследовательский интерес вызывают трансформационные процессы в этническом самосознании народов России и бывшего СССР.

В проанализированной литературе «этническое самосознание» и «этническое сознание» нередко употребляются как синонимы. Однако это далеко не так. Соглашаясь с мнением В. П. Левкович, что расчленение этнического самосознания и этнического сознания возможно лишь в абстракции, поскольку в реальности этнической общности они тесно взаимосвязаны, важно их разграничивать с точки зрения отражения ими окружающей действительности. Этническое сознание, как более крупное образование, «представляет собой систему взглядов, идей, представлений этнической группы, возникших на основе взаимодействия с другими этническими группами и отражающих ее знание о них, отношение к ним, а так же состояние и формы самовыражения своей этнической группы» [29, С.30].

В свою очередь этническое самосознание - это более узкое отражение окружающей действительности, которое предполагает осознание специфики своей этнической общности через знание о «них». Этническое самосознание - это этническое самоотражение на межличностном и межгрупповом уровнях.

Понимание этнического самосознания в системе связей, образующих личность, нам представляется интересным с позиций теории интегральной индивидуальности В.С. Мерлина: «Интегральная индивидуальность есть целостная характеристика индивидуальных свойств человека (биохимических, физиологических, психологических, социально-психологических), отражающая специфический характер связи между ними» [40, С. 67].

Определяющей особенностью этнического самосознания, как на личностном, так и на других уровнях рассмотрения является его дихотомичность, то есть способность к разделению «всех» на «чужих» и «своих». В целом любое групповое самосознание невозможно без сопоставления, так как гораздо труднее рефлексировать черты своей общности, чем заметить отличие от другой группы. Эта общепсихологическая закономерность, отмеченная Л. С. Выготским, заключается в том, что осознание сходства требует более развитой способности обобщения и концептуализации, чем осознание различия, которое уже возможно на чувственном уровне [12, С. 504]. В результате непривычное люди замечают в первую очередь у тех групп, к которым сами не принадлежат.

В исторической ретроспективе осознание отличия своей группы от чужой существовало задолго до появления современных форм этнического самосознания. Ю.В. Бромлей объективно признал сознание этнического отличия причиной возникновения этносов [10, С. 286].

Этническое самосознание - это сознание человеком своей отнесенности с определенным этническим «Мы», которое соотносится с каким-то или какими-то «Они». Следовательно, необходимыми условиями формирования и развития этнического самосознания является существование межэтнического общения, включенности в этноконтактное пространство, которая дает толчок для осознания собственного отличия, а значит и специфики.

Процесс межэтнического общения на межличностном уровне можно представить как интерсубъектное взаимодействие, в котором отдельные личности выступают как представители своих этнических общностей. Согласно результатам многочисленных эмпирических исследований, специфическими чертами этнического сопоставления выступают: язык, черты характера, культурно-бытовые особенности и внешность. Обыденное этническое сознание довольно отчетливо по этим сопоставительным критериям разграничивает «своих» и «чужих».

Однако в условиях интенсификации межэтнических контактов и росте билингвизма народов повышается статус этнопсихологических и характерологических особенностей как этноинтегрирующего-этнодифференцирующего признака. Г.В. Старовойтова, изучавшая особенности психологии татар в иноэтнической среде, отмечает, что «использующие в семейном общении оба языка - русский и татарский - выше оценивают роль этнической культуры и психологии», а «говорящие дома по-русски еще большее значение придают этнопсихологии и национальному характеру» [27, С.67].

Как уже отмечалось, основой этнического самосознания является умение индивида различать «чужих» и «своих». Это различение возможно только в том случае, если индивид будет обладать необходимым объемом знаний о признаках своей и чужих этнических групп, основываясь на которых он и будет проводить разграничения. Это могут быть как элементы материальной культуры народа, так и элементы духовной культуры, так и исторические факты, так и антропологические признаки.

Развитие этнического самосознания происходило таким образом, что вначале основанием для дифференциации на «своих» и «чужих» служило так называемое горизонтальное родство, то есть превалирование понимания социальной действительности в настоящем времени, это родство по крови и по браку. Далее форма этнического самосознания начинает трансформироваться в осознание общности происхождения, о чем свидетельствует множество мифов об общем предке, или предках, у большинства народов.

Аффективный компонент этнического самосознания, отражающий отношение к собственной этнической общности, проявляется в этнических аттитюдах. Позитивные аттитюды включают удовлетворенность членством в этнической общности желание принадлежать ей, гордость за достижения своего народа. Наличие негативных аттитюдов к своей этнической общности включает отрицание собственной этнической идентичности, чувство униженности, предпочтение других групп в качестве референтных.

Таким образом, в психологии принято выделять два компонента этнического самосознания: один из них, когнитивный, имеет рациональную природу, а другой - аффективный, эмоциональную. Причем, в каком - то смысле, аффективный компонент этнического самосознания во многом базируется на когнитивном компоненте.

В процессе своего становления этнического самосознания проходит ряд этапов, соотносимых с этапами психического развития ребенка. Одним из первых концепцию развития у ребенка осознания принадлежности к национальной группе предложил Ж. Пиаже. [38, С. 117]

В исследовании 1951 г. он проанализировал - как две стороны одного процесса - формирование понятия «Родина» и одновременно с ним развивающихся образов «других стран» и «иностранцев». Развитие этнической идентичности швейцарский ученый рассматривает, прежде всего, как создание когнитивных моделей, ответом на которые являются этнические чувства. Пиаже выделяет три этапа в развитии этнических характеристик:

в 6-7 лет ребенок приобретает первые - фрагментарные и несистематичные - знания о своей этнической принадлежности;

в 8-9 лет ребенок уже четко идентифицирует себя со своей этнической группой, выдвигает основания идентификации -- национальность родителей, место проживания, родной язык;

в младшем подростковом возрасте (10-11 лет) этническая идентичность формируется в полном объеме, в качестве особенностей разных народов ребенок отмечает уникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры. [8, С. 96]

Сопоставление внешнего облика включает в себя следующие характеристики: антропологические (физический облик), функциональные (голос, мимика, жесты), социальные (одежда). Антропологические признаки как этносопоставительные могут широко варьировать, в них выделяется наиболее общее, и, следовательно, этнодифференцирующее. Интерпретация внешнего облика человека связывается с мнением о характерных национальных чертах.

Этнодифференцирующие признаки служат и в качестве этноинтегрирующих. Сходство тех или иных признаков на уровне обыденного сознания рассматривается как результат и выражение общности родства, одной из самых главных форм осознания внутриэтнического единства.

Таким образам, этническая идентичность как осознание сходства с этнической общностью является ключевым моментом функционирования этнического самосознания. В этой связи следует разграничивать понятия «этническая идентичность» («этничность») и «этническая идентификация», иногда используемые в литературе как синонимы.

Этническое самосознание - составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности.

В последние годы особое внимание исследователей привлек еще один аспект формирования этнической идентичности - появление у индивида чувства неизменности и устойчивости этнических характеристик -- этническая константность [42, С. 121]

Среди современных исследователей нет единства в вопросе о последовательности возникновения когнитивных и аффективных компонентов. Одни считают, что этнические предпочтения формируются лишь к 9-10 годам на основе достаточно значительных этнических знаний. Но в других исследованиях было обнаружено, что детские предпочтения этнических групп не всегда коррелируют с информированностью об этих группах, предубеждения могут предшествовать какому-либо знанию. [45, С. 8-17]

Кроме бесчисленных обстоятельств индивидуальной человеческой жизни на формирование и проявление этнической идентичности влияет целый ряд факторов, обусловленных особенностями социального окружения и межгрупповых отношений. Среди самых существенных психологи выделяют [27, С. 187]

глобальные изменения в социально-политической сфере и связанные с ними изменения в межэтнических отношениях;

гетерогенность/гомогенность этнического окружения.

Что касается первой группы факторов, то значимые события в социальной сфере могут способствовать интенсификации этнической идентичности целого народа.

Ярким примером этого является рост этнической идентичности титульных этносов независимых государств, образовавшихся на руинах советской империи. В этом случае осознание принадлежности, с одной стороны, к этнической общности, а с другой, к государству, дополняют и усиливают друг друга.

Как показывают исследования отечественных психологов, становление этнического самосознания проходит несколько этапов. Начальный этап приходится на дошкольный и младший школьный возраст (5-10 лет). Для него характерны еще нечеткое осознание детьми общности с людьми своей национальности, немотивированный выбор своей этнической принадлежности, слабые этнические знания. Нужно иметь ввиду, что, на этом этапе становления этнического самосознания, семья выполнят значительную роль в передаче этнокультурной информации.

Этапы соотносятся с основными периодами психического развития и стадиями развития этнической идентичности. При этом этническое самосознание формируется несколько позднее, чем другие формы самосознания. Выделяются три основные этапа развития этнического самосознания. [13, С.80]

Формирование этнической самоидентификации происходит по принципу: «Я такой же, как окружающие». В социальном отношении этот период является решающим для ребенка.

Развивающееся в это время чувство созидания - ощущение способности производить совместно с другими людьми (детьми и взрослыми) отдельные вещи и предметы культуры, поддерживает в каждом ребенке чувство компетентности, т.е. свободное упражнение своих умений, интеллекта при участии в общественно полезной деятельности своего народа. Именно в этот момент широкое социальное окружение становится значимым для ребенка, допуская его к ролям прежде, чем он встретиться с актуальностью технологии и экономики.

Второй этап развития этнического самосознания охватывает подростковый возраст (11-15 лет) и характеризуется осознанным отношением к своему этносу. Подростки проявляют интерес к истории и культуре своего и других народов. На этом этапе происходит формирование системы представлений и оценок об этнокультурных и этнопсихологических особенностях своей общности в сравнении с этническим окружением. Формирование этнической самоидентифакации строится по принципу: «Я такой же, как мой народ». Необходимо учитывать, что новообразования происходят в период подросткового «кризиса идентичности» [14, С. 322], когда созревший организм приобретает индивидуальный внешний вид; когда сформировавшееся сексуальность ищет партнеров для чувственных игр и продолжения рода; когда полностью развившееся сознание начинает обдумывать карьеру индивида в контексте исторической перспективы. И все эти процессы развития проявляются во множестве конфликтов.

Отчуждением этого периода является спутанность психосоциальной идентичности, сопровождающаяся ролевой спутанностью, сильными сомнениями относительно своего места в социальной группе, безнадежностью жизненных перспектив. Подростки из семей национальных меньшинств в условиях дискриминации сталкиваются с гораздо большими трудностями. Они чувствуют свою отчужденность от общества острее, так как явно ощущают отсутствие поддержки с его стороны. Самоотчуждение подростками переживается еще тяжелее, чем отчуждение. Отрешенность от собственного «Я» объясняется низким уровнем самосознания, что в свою очередь может являться следствием дискриминации, которой, как известно по мировому опыту международных отношений, могут подвергаться национальные меньшинства в течение длительного времени [51, С.495].

Благоприятный исход кризиса приводит к осознанию подростком того, что его индивидуальный способ взаимоотношения с миром, освоения социального опыта, развивающаяся конфигурация идентичности путем успешного синтеза «эго» - один из оптимальных вариантов группового самосознания, непротивопоставленный и не противоречащий личностному.

Третий этап выпадает на период обучения в колледже (16-17 лет). На данном этапе укрепляется осознание своей этнической принадлежности, определяется мотивация выбора своей национальности, конструируется этническое мировоззрение. В этом возрасте на формирование этнического самосознания юношей и девушек наибольшее воздействие оказывает образовательно-воспитательный процесс в колледже, целенаправленно влияющая на процесс развития самосознания личности, его этнической направленности. В этот период этническое самосознание формируется по принципу: «Я - представитель своего народа». По утверждению М.Эриксона [53, С.322] кризис идентичности в юности - это кризис всего поколения и проверка прочности мировоззрения всего общества. Общество дает возможность молодому человеку стыковать индивидуальные способы идентификации с общественными. Отчужденность от идеологии общества приводит к необратимым печальным последствиям. Установившаяся в этот период идентичность включает в себя все значимые идентификации, в том числе и этническую, но в то же время изменяет их с целью создания единого и причинно связанного целого.

Вяткин Б.А., Хотинец В.Ю. выделяют четвертый этап, охватывающий юношеский (студенческий) возраст (18-22 года), являющийся решающим периодом развития этнического самосознания, его упрочения и закрепления. В период обучения в вузе этническое самосознание молодого человека расширит систему его представлений о мире, укрепит его место в нем. Студенческий возраст по Эриксону можно отнести к «психосоциальному мораторию» [53, С.167], который представляет собой кризисный период между юностью и взрослостью, в течение которого в личности происходит многомерные сложные процессы обретения взрослой идентичности и нового отношения к миру. Это как бы «отсрочка», предоставленная кому-либо, кто еще не готов принять ответственность или хотел бы дать себе время на подготовку. Данный период характеризуется избирательной снисходительностью со стороны общества и вызывающей беззаботностью со стороны юности, и все же он часто ведет к значительным, хотя нередко и преходящим, достижениям и завершается более или менее формальным подтверждением достижения со стороны общества.

Этническая самоидентифакация в этом возрасте формируется по принципу: «Мы» - «Они». Негативная этническая самоидентфикация преимущественно характерна молодым людям до 30 лет. Нерешенность многих социальных, экономических, технологических проблем, неудовлетворенность условиями жизни и деятельности в сельском регионе и поэтому ограниченность, узость возможностей реализации собственного потенциала, отсутствие стабильности в жизни, перспективы будущего обусловливают их индифферентность или негативизм ко всему тому, что происходит рядом с ними.

Таким образом, исходя из вышесказанного, мы пришли к выводу, что в результате обобщения рассмотренных представлений этнического самосознания может быть предложена следующая его дефиниция. Этническое самосознание есть относительно устойчивая система осознанных представлений и оценок реально существующих этнодифференцирующих и этноинтегрирующих признаков жизнедеятельности этноса. К признакам, выполняющим этнические функции, относятся такие компоненты этнической реальности как этноним (самоназвание), происхождение и историческое прошлое членов этноса, этническая территория, язык, религия, культура, экономика, представляющие элементы различных подсистем или сфер этнической культуры, а также этничность носителей в качестве антропологических и психологических особенностей членов этноса. В итоге формирования данной системы человек осознает себя в качестве представителя определенной этнической общности.

Этническое самосознание как социально-психологическая категория отражает состояние и формы осознания общности этноса, его взаимоотношения с другими этническими группами, способы самовыделения этноса. К сожалению, теоретические исследования этнического самосознания не всегда сочетаются с эмпирическими, хотя современная психологическая наука разработала ряд методик для выявления отдельных аспектов этой проблемы.

Делись добром ;)