Психолого-педагогическое сопровождение семьи с ребенком младшего школьного возраста

дипломная работа

1.1 Феномен психолого-педагогического сопровождения в контексте социального взаимодействия

В настоящее время все острее встает проблема развития, обучения, воспитания детей при условии сохранения их психологического здоровья. В нашу жизнь входят новейшие технологии организации учебно-воспитательного процесса, которые предназначены для решения ряда проблем (ухудшение соматического здоровья, влияние семейных неурядиц на состояние ребенка и многие другие), обусловленных экономическими и социальными факторами.

Наряду с развитием современных технологий, в науку вводятся новые понятия, более точно определяющие назначение и направление методов научной и практической психолого-педагогической деятельности в рамках работы с детьми и их родителями. Отдельным направлением психолого-педагогической работы с детьми и их родителями является психолого-педагогическое сопровождение [35, с.119].

Интенсивное развитие теории и практики психолого-педагогического сопровождения в последние годы связано с расширением представлений о целях образования, в число которых включены цели развития, воспитания, обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья детей [4, с.217].

Термин "сопровождение" впервые появился в 1993 году и связан с именами отечественных практических психологов Г. Бардиер, И. Рамазан, Т. Чередниковой, которые определяют психологическое (психолого-педагогическое) сопровождение как концептуальный подход в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, в ходе которого осуществляется сопровождение естественного развития ребенка. Идеология сопровождения состоит в том, чтобы не ограждать ребенка от трудностей, не решать его проблемы вместо него, а создавать условия для совершения им осознанного, ответственного и самостоятельного выбора на его жизненном пути.

Несмотря на то, что термин "психологическое сопровождение" введен в психологию сравнительно недавно, активное сущностное изучение и интерес к данному понятию непрерывно растет в научной теории и практике, особенно на протяжении последних лет [35, с.67].

На сегодняшний день проблема психологического и психолого-педагогического сопровождения находит отклик в работах современных отечественных специалистов-психологов В.С. Мухиной, М.Р. Битяновой, Р.В. Овчаровой, Э.Ф. Зеера, Г.В. Митиной, Е.И. Казаковой и многих других.

Анализ литературы показал, что сама суть психолого-педагогического сопровождения отражалась в трудах как зарубежных ученых (Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, А. Адлера, А. Маслоу, К. Роджерса, Э. Эриксона), так и отечественных (К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко, Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович и многих других).

Для более полного анализа понятия "сопровождение" рассмотрим следующие определения.

По мнению Т.Г. Янчевой (1999) сопровождение представляет собой систему организационных, диагностических, развивающих мероприятий для педагогов, родителей и учащихся, создающих оптимальные условия для функционирования образовательной среды, дающей личности самореализоваться.

Проведя анализ особенности сопровождения в негосударственных образовательных учреждениях, Т.Л. Порошинская (1999) предлагает понимать процесс сопровождения как некую модель деятельности психологической службы. Психологическое содержание поддержки, оказывемоей в рамках данной службы, основывается на диагностике и создании программы развития ребенка, которая является отправной точкой для моделирования и построения развивающего и коррекционного компонента образовательной среды.

Интересна точка зрения Н.С. Глуханюк (2001), в которой сопровождение выступает как общий метод работы психолога, как метод создания условий для оптимальных решений в ситуации жизненного выбора. Таким образом, акцент ставится на ответственности самого субъекта развития.

Принципиальное различие моделей психологического сопровождения по мнению Т.И. Чирковой (2000) лежит в области средств, путей, центрации, приоритетов, доминирования, пропорции одних и тех же составляющих профессиональную деятельность психолога.

Как показывают исследования Е.А. Козыревой (2000), сама идея психолого-педагогического сопровождения продуктивна на многих уровнях, определив приоритеты деятельности можно определить и особенности развития собственно образовательного учреждения. Она понимает сопровождение как "систему профессиональной деятельности педагога-психолога, направленную на создание условий для позитивного развития отношений детей и взрослых в образовательной ситуации, психологическое и психическое развитие ребенка с ориентацией на зону его ближайшего развития". Автор отмечает активную роль психолога в данном процессе [16, с.89].

М.Р. Битянова в работе по организации психологической работы в школе определяет психологическое сопровождение как особую идеологию работы практического психолога образования. При этом сопровождение опирается на личностные достижения, которые у ребенка реально есть, означает создание условий для самостоятельного творческого освоения детьми системы отношений с миром и с собой. В идее сопровождения последовательно осуществляется принцип вторичности его форм и содержания по отношению к социальной среде… Целью сопровождения является создание в рамках объективно данной ребенку социально-педагогической среды условия для его максимально возможного в данных условиях личностного развития [9, с.141].

С точки зрения Р.В. Овчаровой (2000, 2005) сопровождение определяется как направление (ориентирование в проблеме) и технология (конкретные меры по оптимизации социально-психологических условий) деятельности психолога. Отличие сопровождения как технологии от других видов профессиональной деятельности психолога заключается в позициях субъектов сопровождения, способах взаимодействия, приоритетов в работе, а также в критериях эффективности деятельности психолога в отношении ребенка, педагогического коллектива и родителей. Таким образом, Р.В. Овчарова раскрывает психологическое сопровождение с точки зрения возможного поля деятельности и его содержания, основным аспектом которого является феномен семьи и родительства [41, с.126].

Исследования современных психологов (Казакова Е.И., Осухова Н.Г., Коновалова Н. Л.) свидетельствуют о том, что психолого-педагогическое сопровождение необходимо рассматривать в контексте процессов социального взаимодействия.

Автором и методологом концепции сопровождения как новой образовательной технологии (разработанной в 1995-2001 гг.) в нашей стране является Е.И. Казакова. Исходным положением этой концепции стал системно-ориентационный подход, согласно которому развитие понимается как выбор и освоение субъектом развития тех или иных инноваций. Каждая ситуация выбора может порождать множество вариантов решения, опосредованных некоторым ориентационным полем развития. Сопровождение может трактоваться как помощь клиенту в формировании ориентационного поля, ответственность за действия в котором несет сам клиент. Таким образом, автор считает, что для осуществления права свободного выбора личностью различных вариантов развития необходимо научить человека разбираться в сущности проблемы, вырабатывать определенные стратегии принятия решения.

Е.И. Казакова в своем исследовании четко разделяет сопровождение как метод, как процесс и как службу. Согласно ее взглядам, метод сопровождения - это способ практического осуществления процесса сопровождения, а служба сопровождения развития - это средство реализации процесса сопровождения.

В теории сопровождения Е.И. Казаковой утверждается, что в каждом конкретном случае носителем проблемы ребенка выступает как сам ребенок, так и его ближайшее окружение: педагоги, воспитатели, родители. Таким образом, сопровождение ребенка должно осуществляться в контексте его социального взаимодействия. Автор считает, что сам процесс сопровождения развития ребенка осуществляется на основе следующих принципов:

1. рекомендательный характер советов сопровождающего;

2. приоритет интересов сопровождаемого;

3. непрерывность сопровождения;

4. мультидисциплинарность сопровождения; 5 стремление к автономизации [21].

Н.Г. Осухова (2001) определяет сопровождение как модель психологической помощи, как специально организованный процесс, направленный на создание условий реализации индивидуально-личностного потенциала. В таком сопровождении на первый план выходит личностно-ориентированное взаимодействие, в котором изменяются позиции всех участников. Психолог здесь выступает в качестве партнера, создающего в процессе взаимодействия внутренние условия, которые помогают ребенку продуктивно пройти кризисный период жизни и выйти на новый уровень личностного развития. Исходя из этого, Н.Г. Осухова уточняет, что в каждом конкретном случае задачи сопровождения определяются особенностями личности или семьи, которым оказывается психологическая помощь, и той ситуации, в которой осуществляется сопровождение [16, с.34].

В исследованиях Н.Л. Коноваловой, процесс сопровождения понимается как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем сопровождаемого [32, с.59]. Что также указывает на то, что сопровождение является неким социальным взаимодействием.

Рассмотрим феномен психолого-педагогического сопровождения непосредственно в контексте социального взаимодействия.

Вообще социальное взаимодействие рассматривается в рамках социальной психологии как это процесс воздействия людей и групп людей друг на друга. С данной точки зрения любое действие в процессе этого взаимодействия определяется основной целью, задачами и ожидаемым результатом совместного действия. Каждое взаимодействие предполагает, наличие не менее двух участников - интерактантов (в нашем случае - ученики, родители учеников, педагогический коллектив, т.е. все участники образовательного процесса с одной стороны и специалиста-психолога, осуществляющего процесс сопровождения). Следовательно, социальное взаимодействие представляет собой разновидность действия, отличительной чертой которого является направленность на другого человека или группы людей [53, с.144].

С точки зрения действия, процесс социального взаимодействия обладает рядом признаков (рис. 1).

психологический педагогический семья сопровождение

Рисунок 1. Признаки социального взаимодействия.

Первым признаком является цель действия (заранее запланированный результат деятельности, касающийся всех участников взаимодействия). В нашем случае, стороны взаимодействия (участники образовательного процесса и специалист-психолог, осуществляющий процесс сопровождения) наряду с общими целями преследуют и свои, частные цели.

Вторым признаком социального взаимодействия является эмпиричность (это взаимодействие внешне выражено и поддается наблюдению). Это проявляется в возможности наблюдать за всеми участниками взаимодействия.

Третьим признаком социального взаимодействия можно считать деятельность и ситуативность, которые отражают деятельность субъектов взаимодействия (а именно, что непосредственно происходит в ходе психолого-педагогического сопровождения).

Четвертым признаком выступает коммуникативность, которая предполагает обмен мнениями, информацией. Важно понимать, что при соблюдении первых трех признаков, участники взаимодействия могут не говорить друг другу ни слова, однако тот факт, что один может наблюдать за действиями другого, и другой знает об этом, делает любую активность этих людей социальным взаимодействием [53, с.34].

Пятым признаком социального взаимодействия является наличие обратной связи - реакции от других участников. Однако эта реакция может и не последовать, но она всегда ожидается, допускается как вероятная.

Шестым признаком социального взаимодействия является необходимость сопроводительных действий со стороны (в условиях психолого-педагогического сопровождения эти действия осуществляет специалист психолог).

Социальное взаимодействие во время психолого-педагогического сопровождения наиболее эффективно проявляется при соблюдении необходимых условий:

1) участники взаимодействия должны обладать средствами, которые позволяют узнать о чувствах другого человека, а значит психикой и органами чувств;

2) участники взаимодействия должны одинаковым образом выражать свои чувства и мысли, то есть использовать одни и те же символы самовыражения.

Существует множество других параметров, по которым можно оценить социальное взаимодействие (рис. 2), а значит и процесс психолого-педагогического сопровождения.

Рисунок 2. Параметры оценки социального взаимодействия.

К типам социального взаимодействия можно отнести: физическое (действие), вербальное (слово), невербальное (жесты, мимика) - это внешние действия; мысленное - внутреннее. Всем этим типам присущи свойства: осмысленность, мотивированность, ориентированность на другого человека.

Социальное взаимодействие осуществляется на нескольких уровнях. Микроуровень предполагает повседневное взаимодействие (семья, класс, коллектив), а макроуровень определяет взаимодействие в рамках социальных структур, институтов, общества в целом (в нашем случае - это общеобразовательная школа).

Социальное взаимодействие возможно практически в любой сфере жизни общества (экономической, политической, демографической, религиозной и др.). В нашем случае, речь идет о сфере образования, с преобладанием такой формы взаимодействия, как сотрудничество индивидов в процессе решения общей цели [53, с. 197].

Таким образом, феномен психолого-педагогического сопровождения является одной из форм социального взаимодействия.

Подводя итог, отметим, что при всем разнообразии формулировок понятия сопровождения (психологического или психолого-педагогического), неизменным остается то, что сопровождение направлено на оказание психологической (или психолого-педагогической) помощи и поддержки личности или семье, на раскрытие, развитие, активизацию и реализацию их потенциала, на оптимизацию межличностных взаимоотношений.

В ходе решения задачи по изучению психолого-педагогического сопровождения была обоснована необходимость рассматривать этот феномен в контексте социального взаимодействия.

Делись добром ;)