Психофизиологические механизмы формирования ощущений

курсовая работа

1.3 Психофизиологическая модель познавательных процессов

Психические познавательные процессы представляют собой последовательное отражение в сознании человека предметов и явлений объективного мира.

Ощущение - не единственный психический процесс, который дает нам связь с окружающим миром. Помимо него существуют такие психические познавательные процессы, как:

1. Восприятие - процесс целостного отражения в сознании человека предметов и явлений объективного мира, воздействующих в данный момент времени на его органы чувств. Психофизиологической основой восприятия является комплексная деятельность системы анализаторов коры головного мозга, сопоставляющих различные виды поступающих ощущений.

Информация, поступающая в сознание человека на основе восприятия объективного мира, далее фиксируется памятью.

2. Память - процесс запоминания, сохранения и воспроизведения человеком того, что он воспринимал, о чем думал и что переживал. В настоящее время нет единого понимания психофизиологической основы памяти. Однако, большинство психологов разделяют идею о ее функционировании на нейронном уровне - установлении связей между различными нейронами коры головного мозга, соответствующей поступающей в память информации.

3. Представление - процесс создания в сознании человека воспринимавшихся ранее предметов и явлений объективного мира, информация о которых хранится в его памяти. Психофизиологической основой представлений выступает активизация связей нейронов коры головного мозга, установленных в ходе восприятия предметов и явлений, что позволяет не только воссоздать их образ, но и внести в них некоторые изменения.

4. Воображение являет собой процесс создания в сознании образов предметов и явлений, но не воспринимавшихся ранее, а новых, на основе имеющихся знаний и опыта человека. Как и в процессе представления, психофизиологической основой воображения является связь между нейронами коры головного мозга. Однако она образуется не на основе воспринимавшегося материала, а с использованием уже осмысленного опыта и знаний.

5. Внимание - избирательная направленность сознания на конкретные предметы или явления объективного мира или субъективные процессы. Психофизиологической основой внимания является образование стойких очагов возбуждения в одних участках коры головного мозга и торможения в остальных.

6. Мышление - психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека. Психофизиологическую основу мышления составляет взаимодействие первой и второй сигнальной систем в работе коры головного мозга. Ведущая роль принадлежит корковым связям, обеспечивающим отражение действительности на основе слов, понятий, категорий и соответствующих им образов. В осуществлении процесса мышления принимают участие все отделы коры головного мозга. Вследствие их взаимодействия мозговыми концами анализаторов образуются сложные временные связи (ассоциации). Принято считать, что средствами мышления выступают образы и речь.

7. Речь - процесс отражения объективной реальности в виде языковых или иных символов, используемых в мышлении, и их последующего звукового или письменного воспроизведения. Физиологической основой речи является связь соответствующих участков коры головного мозга, с одной стороны, с мыслительными процессами, а с другой - с нервно-физиологической деятельностью звукового аппарата.

Основные выводы раздела: история становления психофизиологии, как науки, приводит пример того, как значима работа психофизиологов над изучением нейронной активности мозга; кратко описав физиологию возникновения познавательных процессов, мы можем наблюдать их взаимосвязь при обработке в сознании, что говорит о неразрывности подобных процессов при деятельности человека.

Делись добром ;)