Пути психокоррекционной работы с родителем и ребенком как средство выхода из стресса

дипломная работа

2.2 Диагностический аспект консультирования

эмоциональный стресс родительский психолог

Диагностическая работа в консультировании семьи с проблемным ребенком не является самоцелью. Она является основой для разработки рекомендаций по нормализации детско-родительских отношений.

В плане развития личности она необходима для обеспечения контроля за динамикой развития.

Диагностическая работа тесно переплетается с корреляционной и развивающей.

а) Выход на проблему абнормальности.

Существует значительное число детей с проявлениями определенных нарушений поведения. Однако, часто бывает, что эти на первый взгляд явные нарушения не проявляются в дальнейшей жизни ребенка и не влияют на его личностное развитие.

Очень сложно и даже проблематично отличить нормаьное душевное состояние от абнормального даже у взрослого, а у ребенка это сделать сложнее, поскольку развитие его определенных функций еще не завершено.

Л.Пожар, объединив усилие многих авторов, предлагает выявлять наличие или отсутствие проблемного поведения ребенка, опираясь на прагматические определения абнормальности [18, стр. 60-71].

Для этого он выделил следующие симптомы:

тревожность, беспокойство, страх,

причудливость,

неспособность выполнять свои обязанности.

Однако автор подчеркивает. Что эти критерии определяют в социуме и поэтому могут быть неадекватны по отношению к ребенку. Так, делегирующие родители часто обвиняют своих детей в неспособности выполнять свои обязанности.

Поэтому для определения нормальности или ненормальности поведения ребенка недостаточно обследовать только ребенка, необходимо обследовать и родителя [18, стр. 57-59].

С этим утверждением солидарны многие авторы. “Особенности ребенка, которые часто расцениваются как негативные всегда являются следствием системы взаимоотношений в семье или педагогической деятельности. Поэтому возникает необходимость анализа педагогической деятельности или системы взаимоотношений в семье”[23, стр. 50].

б) Особенности обследования ребенка.

Чем меньше ребенок, тем в большей степени диагностика опирается на наблюдения и в меньшей степени на тестирование.

Метод наблюдения дает различную информацию, например, о том, как долго ребенок занимается одним делом, как играет с другими детьми, какие занятия его интересуют. Поэтому выбор метода наблюдения будет зависеть от того, что мы хотим выявить.

Наблюдая, необходимо придерживаться схемы. Схема наблюдения зависит от поставленной цели. При оценке метода учитывают три аспекта:

частоту наблюдаемого явления,

продолжительность,

интенсивность [15, стр. 51-53].

Опрос, беседа, интервью, анкетирование применяются с более старшими детьми и со взрослыми. Однако, свободное интервью добывает много полезных сведений, косвенным образом оно поддерживает контакт с ребенком, отличается сильным терапевтическим содержанием, обеспечивая при более высокой спонтанности ребенка, проявление значительных признаков [33, стр.76].

Для диагностической цели при обследовании ребенка можно применять анализ продуктов его деятельности.

В качестве продуктов его деятельности могут быть рисунки ребенка , тетради, дневники, сочинения и т.д. При анализе учитывается частота встречаемости элемента (игрового, учебного, трудового). Затем производится содержательная интерпретация результатов статистического анализа [33, стр. 84].

Естественный эксперимент - это активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется какой-либо психологический факт.

Например, выстраивание разнообразных ситуаций общения, вовлечение ребенка в специально организованную игру [8, стр. 3-6].

Моделирование - это метод исследования в основе которого лежит построение моделей изучаемого явления. Например, моделирование процесса взаимодействия в учебной группе на ЭВМ [33, стр. 84].

Одним из самых перспективных методов исследования в детском возрасте является формирующий эксперимент. Этот метод может быть широко использован не только в диагностике, но и в коррекции личностного развития ребенка [6, стр. 25]. Очень широко этот метод применяется, например, при обследовании ребенка на психологическую подготовленность к школьному обучению когнитивных процессов.

Для дифференциальной диагностики практического психолога нередко применяется нейропсихологическая диагностика. Она дает данные о формировании мозговой организации психических процессов. Одним из основных показателей этого метода является оценка сформированности зрительного гнозиса [30, стр. 6].

При тестировании акцент делается на измерение некоторой психологической переменной. Тестирование ребенка становится возможным с 3-4 летнего возраста. Однако тесты должны быть:

занимательны,

компактны,

не жестки [8, стр. 3-6].

При тестировании детей проективные методики являются наиболее часто применяемыми. В основе таких методик лежит подавление сознательного и активизация бессознательного. Наиболее часто применяются методики:

рисунок на свободную тему,

рисунок семьи,

несуществующее животное,

кукол тест,

тест Жиля,

методика “Выбери нужное лицо”,

детский апперцептивный тест.

Некоторые проективные методики особенно полезны при работе с маленькими детьми. Они одновременно являются хорошим способом наладить отношения с ребенком, кроме того, цель проективных тестов замаскирована и они менее всего подвержены фальсификации [2, стр. 199-200].

В проективных методиках интерпретация иногда носит несколько умозрительный характер, но она подтверждается данными, полученными из других источников [3, стр. 274].

Для более старших детей также применяются и другие тесты. Например. Для определения личностного профиля можно применять тест Кэттела ( в детском варианте). В совокупности с проективными методиками этот тест дает возможность выйти на проблему.

При обследовании ребенка может выявиться уровень дезадаптации личности, который может быть от незначительного до тотального.

I уровень. У ребенка наблюдаются незначительные нарушения в использовании психоэнергетического и когнитивно-адаптивного потенциала (занижена самооценка, эмоциональное напряжение).

II уровень дезадаптации. Происходит заметное неадекватное использование психологических ресурсов (низкий самоконтроль, личностная тревожность, ассоциативность).

III уровень дезадаптации. У ребенка (подростка) практически все психологические ресурсы используются неадекватно (стойкое агрессивное поведение. Тяжелые личностные нарушения, некритичность к себе и своему поведению, полное отсутствие самоконтроля) [22, стр. 19].

в) Диагностическая работа с родителями.

Консультирование семьи, где имеется проблемный ребенок является индивидуальным. Начиная работать с таким ребенком психолог тесно сотрудничает с родителями.

Условно можно классифицировать их по трем родительским типам на момент контакта [29, стр. 70-73].

Напряженный тип. Такой родитель обычно приходит на прием недобровольно. Его позиция - круговая оборона и при возможности - переход в “атаку”. Психологу необходимо:

преодолеть агрессию со стороны родителя,

получить кредит доверия,

помочь сформировать запрос.

Истощенный тип. Такой родитель часто приходит добровольно. Он не знает что делать. Психологу требуется:

помочь преодолеть тревожность,

помочь сформировать ему запрос.

Использующий тип. Чаще приходит добровольно, но его позиция: сделайте так как мне угодно. Задача психолога:

непосредственная защита интересов ребенка,

выход на общие интересы и поиск сотрудничества.

Начиная работать с родителями необходимо соблюдать поэтапность, которая начинается с изучения запроса и заканчивается контролем за выполнением заданий [33, стр. 80].

При сборе анамнеза необходимо учитывать все модели:

педагогическую,

диагностическую,

социальную,

медицинскую,

психологическую [4, стр. 9-13].

При этом, необходимо проблемы ребенка отделить от других проблем семьи, так как трудности ребенка являются его трудностями, несмотря на то, что вся семья с ним связана [16, стр.182].

Если родители жалуются на поведение ребенка, прежде всего, необходимо определить:

степень обоснованности этих жалоб,

при обоснованных жалобах определить состояние психического развития ребенка, выявить и квалифицировать его дефект,

на основании полученных данных сформировать дальнейшие диагностические цели [4, стр. 55].

В основе нарушений детско-родительских отношений лежат негармоничные типы воспитания [4, стр. 22-28].

К негармоничным типам воспитания относятся различные комбинации и сочетания из нижеперечисленных видов воздействия на ребенка:

потворствующая гиперпротекция,

доминирующая гиперпротекция,

повышенная моральная ответственность,

эмоциональное отвержение,

гипопротекция и т.д. [35, стр. 6-12].

Для выявления детско-родительских отношений существует много методик, наиболее распространенными являются опросники:

Варга-Столина

Анализ семейных взаимоотношений (А.С.В.) [35, стр. 13-19].

Благодаря последнему имеется возможность:

выявить тип воспитания,

установить личностные отклонения родителя,

установить причину личностных отклонений.

Тем самым создается возможность провести психологическую коррекционную работу не только с ребенком, но и с родителями (родителем).

Делись добром ;)