Пути совершенствования произвольного внимания детей дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Пути совершенствования произвольного внимания детей среднего дошкольного возраста.
Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем психологии. От ее решения зависит развитие всей системы психологического знания - как фундаментального, так и прикладного характера.
Значимость внимания в жизни человека, его определяющая роль в отборе содержаний сознательного опыта, запоминании и научении очевидны. Трудно усомниться также в необходимости всестороннего и детального исследования его феноменов.
В отличие от таких познавательных процессов как восприятие, память, мышление, внимание своего особого содержания не имеет, оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание характеризует динамику протекания психических процессов. Таким образом, этот психический процесс является условием успешного осуществления любой деятельности как внешней, так и внутренней, а его продуктом - ее качественное выполнение.
Возникновение и развитие у дошкольника произвольного внимания является одним из важнейших приобретений лич-ности на данном этапе онтогенеза. Оно связано с форми-рованием у ребенка волевых качеств и находится в теснейшем взаимодействии с общим умственным развитием ребенка.
Объект исследования: произвольное внимание детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: пути совершенствования произвольного внимания.
В качестве гипотезы исследования мы предположили, что усовершенствование методов и приёмов произвольного внимания детей дошкольного возраста будет эффективно влиять на формирование внимания, при условии его систематической тренировки, которая сможет повысить целенаправленность, концентрацию, объем и переключение внимания дошкольника.
Цель исследования: выявить пути совершенствования произвольного внимания дошкольника.
Задачи исследования:
Изучить произвольное внимание детей среднего дошкольного возраста в теоретических концепциях отечественных и зарубежных исследователей.
Разработать и апробировать методику усовершенствования развития произвольного внимания дошкольника.
Экспериментально проверить эффективность разработанной методики с детьми среднего дошкольного возраста.
В работе были использованы такие методы исследования, как:
ь анализ научной и методической литературы по проблеме исследования;
ь изучение передового педагогического опыта;
ь психолого-педагогический эксперимент;
ь наблюдение, опрос - анкетирование, методы математической статистики.
Теоретическое значение исследования определяется тем, что в нем охарактеризованы особенности произвольной памяти дошкольника.
Практическая значимость исследования заключается в разработке иных методов и приёмов, способствующих развитию произвольной памяти дошкольника.