Работа психолога в возрастно-психологическом консультировании по проблеме соперничества детей в семье

курсовая работа

2.1 Организация и методы исследования

Наше исследование проводилось на тридцати семьях, в которых воспитывается двое детей. В исследовании принимали участие родители в возрасте от 35 до 50 лет, дети от 15 до 24 лет.

В нашем исследовании мы использовали метод беседы, тестирования и анализа продуктов деятельности.

Метод - это форма практического и теоретического освоения действительности, исходящего из закономерностей изучаемого объекта. Метод включает систему регулятивных принципов практической и познавательной теоретической деятельности, т.е. приемов изготовления изделий или способов исследования и изложения материалов, способ истолкования фактов.

Беседа - эмпирический метод получения сведений о человеке в общении с ним, в результате ответов на целенаправленные вопросы.

Тестирование - диагностика личных качеств с помощью тестов. Тест - стандартизированные задания, по результатам, выполнения которых судят о психофизиологических и личностных характеристиках, а также знаниях, умениях и навыках испытуемого.

Анализ продуктов деятельности - метод изучения человека через анализ (интерпретацию) продуктов его деятельности (рисунки, музыка, тесты, дневники и др.). [16]

Методика - это конкретный набор операций и инструментов, позволяющий охарактеризовать ту или иную сторону исследуемого объекта в соответствии с методом исследования. Методики обеспечивают фиксацию в виде переменных характеристик процесса и продуктов взаимодействия субъекта с миром. Основанием упорядочения методик служит их соответствие определенному аспекту рассмотрения предмета психологического исследования - структур и процессов, обеспечивающих развитие субъекта и его взаимодействия с миром. [17]

В нашей работе мы использовали анкету для сбора первичной информации у родителей, которая была нами разработана с учетом специфики нашего исследования.

Также использовался опросник по выявлению типа воспитания детей. Данная методика предназначена для родителей и состоит из 110 вопросов. Различные вопросы соответствуют одиннадцати категориям типов воспитания:

Кумир семьи - абсолютный культ ребенка в семье, где все внимание отдано только ему. Почитание его интересов и желаний до полного пренебрежения другими ее членами.

Гиперопека - чрезмерное уделение внимания ребенку, которое может привести к снижению активности и инициативы ребенка.

Гипоопека - уделение внимания ребенку в малом количестве, на уровне выполнение своего родительского долга. При таком типе ребенок может испытывать чувство неполноценности и недодачи родительской любви.

Безнадзорность - при таком типе воспитания ребенок полностью отдан сам себе, в его воспитании родители не принимают никакого участия.

Золушка - данный тип воспитания предполагает то, что ребенок воспитывается как будущая помощь и поддержка родителей.

«Ежовые рукавицы» - при данном типе ребенок воспитывается при ограниченной свободе и самостоятельности. Родителями заранее установлены правила поведения и взаимодействия в семье, которые переносятся на окружающих.

Повышенная моральная ответственность - с ранних лет ребенку прививают нормы и правила, которые им должны полностью выполняться. Но данные нормы и правила направлены не только на семью, но и на все общество в целом.

«Культ болезни» - ребенку присваивается некая хроническая болезнь, которая не всегда присутствует у него. При этом ребенка воспитывают при гиперопеке.

«Кронпринц» - ребенок воспитывается при таких же условиях, как и при типе «кумир семьи», однако такой вид взаимодействия с семьей переносится на всех окружающих, и ребенку трудно адаптироваться в социуме.

Противоречивое воспитание - в воспитании ребенка участвуют все члены семьи, причем каждый воспитывает по - своему. Это приводит к непониманию ребенка, как нужно поступать в той или иной ситуации.

Смена образцов воспитания - при воспитании ребенка родители выбирают один из видов типа семейного воспитания, но при его применении они приходят к выводу, что он не является эффективным, и родители начинают использовать другие средства воспитания. Такая тактика воспитывает неуверенную, неадаптивную личность.

В данной методике по полученным результатам может получится преобладание одного типа воспитания, что является показателем того, что ребенок воспитывается в гармоничной среде, либо же возможно преобладание двух и более типов. Это говорит о том, что с помощью других типов воспитания родители усиливают действие одного, наиболее значимого для них (а это чаще всего негативное воздействие), типа воспитания, или же говорит о том, что ребенок воспитывается в негармоничной семье. Его воспитанием занимаются многие члены семьи, что тоже негативно отражается на ребенке. [7]

Также для исследования соперничества между братьями и сестрами нами была использована шкала соперничества между детьми. Данный опросник предназначен для детей дошкольного, младшего школьного и среднего школьного возрастов. Опросник состоит из десяти утверждений, с которыми испытуемые могут либо согласиться, либо нет. Но также существует опросник для детей различного возраста, начиная с дошкольного.

Данная методика проводится на двух детях и позволяет выявить степень соперничества между ними. Им предлагается одинаковая анкета. По итогам методики можно выявить наличие соперничества между сиблингами, адекватно ли это соперничество или же оно присутствует только у одного из детей, принимают ли его сами дети, насколько ярко оно выражено.

При получении по данному опроснику 100% можно говорить о явном враждебном соперничестве среди братьев и сестер, которое может переходить в вербальную агрессию; 70% - наличие ярко выраженного соперничества; 50% - соперничество приобретает выраженный характер только в определенных ситуациях, с подкрепляющими стимулами; 30% - соперничество имеет место, но при этом оно может не выражаться, протекая в адекватной обстановке; 0% - соперничество среди братьев и сестер отсутствует.[14]

По полученной картине можно прогнозировать возможные варианты развития данного соперничества. Обычно, в большинстве случаев, все испытуемые, которые находятся за пределами 50% не избавляются от соперничества на протяжении всей жизни. Это приводит к тому, что либо братья и сестры перестают взаимодействовать и их отношения начинают носить только вражеский характер (реже игнорирование), либо дух соперничества переходит в скрытую форму, что также негативно влияет на развитие взаимоотношений между сиблингами.

Нами была использована методика для любого возраста, начиная с дошкольного.

2.2 Анализ полученных результатов

По итогам проведенного анкетирования среди родителей мы выявили, что 16% считают, что их дети не соперничают между собой, и 84% считают, что соперничество есть. Основные причины (с детского возраста) это: игрушки, внимание родителей, учеба.

По выявлению типа воспитания ребенка в нашей выборке преобладают 7 типов из 11. Это гиперопека - 28% из всех испытуемых; 23% - противоречивое воспитание. 16% - тип «Ежовые рукавицы»; 14%- кумир семьи; 12% - тип «Золушка»; 5% - повышенная моральная ответственность; 3% - гипоопека.

Рис.1. Распределение родителей по типу воспитания детей.

Таким образом, наиболее встречаемым типом воспитания является гиперопека (28%) и противоречивое воспитание (23%). Гиперопека характеризуется тем, что самостоятельность ребенка сильно ограничена родительской опекой. Его инициативность и активность также сильно снижена. Такие дети вырастают либо с заниженной, либо с завышенной самооценкой. Они неуверенны в своих собственных силах, не могут сами принимать решения, находятся под влиянием окружающих людей. Их активность сильно снижена и мотивация на познание окружающего мира почти отсутствует.

Противоречивое воспитание характеризуется тем, что в воспитании ребенка участвуют как родители, так и ближайшее окружение ребенка. Воспитываясь по одним правилам, ребенок попадает в условия, где полученные ранее знания не приветствуются, считаются неправильными. Это приводит к тому, что ребенок не знает как нужно вести себя в той или иной ситуации, это пагубно влияет на формирование его самоуверенности, адекватности поведения.

Также высокий процент получили типы воспитания «Ежовые рукавицы» (16%), кумир семьи (14%) и Золушка (12%).

Тип воспитания «Ежовые рукавицы» характеризуется тем, что ребенок лишен всяческой возможности самостоятельно управлять своей жизнью. Вся его деятельность находится под пристальным контролем родителей. Дети, которые воспитываются при таком стиле более агрессивны, чем другие.

Кумир семьи воспитывается в гиперопеке, такие дети обладают завышенной самооценкой, порой неадекватной. Такие дети испытывают трудность в адаптации к окружающему миру, они привыкли к беспрекословному выполнению каждого их желания. Из таких детей порой вырастают эгоисты.

Тип Золушка воспитывает неуверенного в себе ребенка с сильно заниженной самооценкой и чувством вины. У таких детей может возникать неадекватная агрессия, которая будет направлена на окружающих их людей.

Наименьший процент получили два типа воспитания: повышенная моральная ответственность (5%) и гипоопека (3%).

По итогам опросника на выявление соперничества детей в семье мы получили следующие результаты.

Рис. 2. Распределение сиблингов по степени выраженности соперничества.

47% испытуемых по шкале соперничества находятся в средней зоне. Это говорит о том, что у большинства феномен соперничества присутствует явно, но враждебный характер проявляется только в особых ситуациях при определенных условиях. Данное соперничество является адекватным и стимулирует братьев и сестер к личностному развитию, т.е. направлено на улучшение их совместного взаимодействия, решения общих проблем. такое соперничество со временем проходит, перерастает не в доказывание кто лучше, а наоборот, в оказании помощи в трудной ситуации. Обычно, если у сиблингов проявляется такой вид соперничества, то в последствии такие дети очень дружны.

28% испытуемых находятся в 30% барьере. Такое соперничество адекватно. Оно, по большей степени, явное, не скрывается. Но при этом конфликтные ситуации разрешаются очень быстро и спокойно. Обычно возникновению такого соперничества способствуют окружающее общество (семья, близкие родственники, друзья). Но при таком соперничестве сиблинги находятся в очень тесной и дружеской связи друг с другом.

Делись добром ;)