1.4 Внимание как условие качественного проявления внешней и внутренней деятельности ребенка
Внимание, это одно из самых важных качеств, благодаря которому можно познавать и изучать что-то новое.
Изначально детям присуще только непроизвольное внимание, они еще не способны управлять своим вниманием, легко отвлекаются на все новое, яркое и целиком оказываются под властью внешних впечатлений. Внимание у детей неразрывно связано с такими качествами, как усидчивость и сосредоточенность.
Выделяют внешнее внимание, обращенное на окружающий мир, и внутреннее внимание, направленное на собственные мысли. Выделяют также произвольное (осознанно направляемое) и непроизвольное (спонтанное) внимание.
Непроизвольное внимание возникает в ответ на какой-то яркий, необычный раздражитель. Например, во время урока на окно садится яркая птица и все внимание детей уже приковано к ней, а не к учителю.
Произвольное внимание появляется у детей в 5-6 лет. В этом возрасте он уже способен управлять им и может сосредоточиться на чем-то по своему осознанному выбору.
Для того чтобы развивать внимание, необходимо знать его основные свойства и степень развития этих свойств у ребенка.
1. Объем внимания - количество предметов, которые ребенок может одновременно воспринять. Объем внимания развивается с возрастом. До 3-4 лет, ребенок может воспринимать только один объект, обычно это что-то яркое и необычное. В 5-6 лет таких объектов может быть уже несколько, обычно 2-3.
2. Концентрация внимания - свойство, характеризующееся способностью удерживать внимание на одном предмете, не отвлекаясь на остальные.
3. Переключаемость внимания - скорость перехода от одного вида деятельности к другому, это свойство внимания требует волевого усилия. С плохой переключаемостью внимания связана рассеянность, которую могут усиливать утомление и хронические заболевания (например, аденоидит - при котором затруднено носовое дыхание и мозг не получает достаточного количества кислорода). Ребенок, особенно впечатлительный, иногда долго не может сосредоточиться на выполнении задания, из-за воспоминания о каком-либо сильном образе.
Переключаемость и объем внимания у маленьких детей развиты плохо. Для их тренировки, существуют специальные упражнения.
- 1. Теоретическая часть
- 1.1 Понятие о внимание как об особом свойстве сознания
- 1.2 Основные виды внимания
- 1.3 Основные свойства внимания
- 1.4 Внимание как условие качественного проявления внешней и внутренней деятельности ребенка
- 1.5 Особенности внимания в младенческом и раннем возрасте у детей
- 1.6 Основные направления развития внимания в дошкольном возрасте
- 2. Практическая часть
- Вывод
- Восприятие, внимание и память дошкольника
- Развитие познавательных процессов Восприятие, внимание и память дошкольника
- 18. Характеристика внимания у детей раннего, дошкольного возраста. Виды и свойства внимания. Развитие и воспитание внимания у дошкольника. Методы изучения внимания.
- Тема 16. Характеристика познавательного развития дошкольников (внимание и память).
- 4. Психическое развитие дошкольника.
- 4.4. Развитие восприятия, внимания, памяти и мышления дошкольника
- 1.2. Особенности внимания дошкольников
- Роль игры в развитии внимания дошкольников
- Роль игры в развитии внимания дошкольников с нарушением зрения