Развитие межличностных отношений детей дошкольного возраста с нарушением слуха посредством дидактических игр

курсовая работа

1.2 Средства развития межличностных отношений детей дошкольного возраста с нарушением слуха

Разберём более подробно, что же такое «средство развития».

Значение слова «средство», по Т. Ф. Ефремовой, -- это прием, способ действия для осуществления, достижения чего-либо [7, c. 654].

С. Ю. Головин определяет «развитие» в нескольких значениях: 1. Доведение до некоей степени духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности. 2. Расширение, распространение, углубление содержания или применения чего-либо. 3. Процесс и результат перехода к новому, более совершенному, качественному состоянию, от простого - к сложному, от низшего - к высшему [9, c. 785].

Исходя из данных понятий можно определить, что «средство развития» - это приём или способ действия, направленный на осуществление перехода к новому, более совершенному, качественному состоянию, от простого - к сложному, от низшего - к высшему.

Одна из важнейших задач дошкольных учреждений - развитие межличностных отношений детей. Проблема развития навыков общения всегда будет стоять на одном из первых мест в воспитании личности ребенка. Особое внимание уделяется развитию межличностных отношений детей с нарушением слуха, так как они лишены одного из компонентов общения[22, c. 13]. В нашей работе рассмотрено несколько средств развития межличностных отношений детей дошкольного возраста и принцип их действия.

Межличностные отношения формируются во всех сферах жизнедеятельности человека, но наиболее устойчивыми чаще всего являются те из них, которые проявляются в процессе совместной трудовой деятельности. Совместная трудовая деятельность - это общественно полезный и социально значимый процесс, в ходе которого люди объединяются и регулярно взаимодействуют друг с другом для достижения определенной цели. В ходе выполнения функциональных обязанностей не только закрепляются деловые контакты, но и зарождаются и развиваются межличностные отношения, которые в дальнейшем приобретают многосторонний и глубокий характер[30, c. 42].

Ещё одним средством развития межличностных отношений детей является дидактическая игра. Дидактическая игра - это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Дидактическая игра стимулирует умственное развитие, способствует овладению различными видами деятельности (рисованием, конструированием) и расширению представлений об окружающем мире. При наличии в дидактической игре четких правил у детей формируется способность управлять своим поведением в различных ситуациях и соотносить его с поведением сверстников[8, c. 12].

Сюжетно-ролевая также является средством развития межличностных отношений. Сюжетно-ролевая игра -- это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Характеризуя ее, С. Я. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. В процессе этой деятельности дети берут на себя роли взрослых людей и в специальной, создаваемой самими детьми ситуации воссоздают деятельность взрослых и их отношения между собой. В сюжетно-ролевой игре формируется потребность ребенка оказывать активное воздействие на окружающие предметы. В игре происходит становление основных психологических новообразований - усвоение мотивов деятельности и установление между ними иерархических отношений, развитие действий с символами, формирование произвольной регуляции. В игре дети ориентируются в смыслах и мотивах деятельности взрослых, усваивают правила социального поведения и нравственные нормы, действующие в обществе[17, c. 12].

В театрализованной игре происходит формирование различных сторон личности ребенка. Театрализованная игра -- важнейшее средство развития у детей эмпатии, то есть способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Принятие на себя различных ролей, воссоздание поступков людей способствует проникновению в их чувства, сопереживанию им, что в конечном итоге влияет на развитие «социальных» эмоций, начал нравственности, влияющих на межличностные отношения. Большое влияние данный вид деятельности оказывает на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми. В процессе игрового общения ребенок приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими детьми, а также овладевает навыками произвольного поведения - учится управлять собой, сдерживая свои непосредственные желания ради поддержания совместной игры со сверстниками[18, c. 34].

Так же одним из важных средств развития межличностных отношений, является общение. Общение-взаимодействие субъектов, при котором происходит обмен информацией, опытом, знаниями, навыками, умениями, а также результатами деятельности; необходимое условие формирования и развития личности, а также овладения языком. Общение со всеми окружающими - это высшая форма реабилитации, в которой в равной степени заинтересованы слабослышащие, семья и общество. Через активное общение с развитыми личностями человек сам превращается в личность. Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его общение со взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает почти исключительно через общение, так как вплоть до начала обучения в школе он лишен способности к самообразованию и самовоспитанию[28, c. 48].

Следовательно, общение, деятельность для слабослышащего ребенка являются важными условиями приобщения к нормам жизни в обществе, познания отношений между людьми, расширения кругозора.

Музыкальная деятельность - это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие. Музыкально-ритмические занятия направлены на социальную адаптацию детей и всестороннее развитие. Музыкальная деятельность влияет и создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребенка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека, воздействует на чувство ребенка.

Средствами музыкальности дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями[6, c. 65].

Таким образом, для решения задач развития межличностных отношений детей дошкольного возраста с нарушениями слуха, применяются такие средства как, трудовая деятельность, дидактические, сюжетно-ролевые и театрализованные игры, а так же общение с музыкальной деятельностью.

Делись добром ;)