Развитие мелкой моторики руки старших дошкольников

курсовая работа

2.1 Программа диагностики развития мелкой моторики руки

Мелкая моторика - важный показатель физического и психического развития ребенка. В старшем дошкольном возрасте необходима подготовка руки к письму, что крайне необходимо для дальнейшей школьной жизни.

Готовность к школьному обучению определяется такими параметрами, как мотивационная готовность ребенка к школьному обучению и интеллектуальная зрелость, т.е. развитием познавательных процессов: зрительной и слухоречевой памяти, восприятия, воображения, внимания, наглядно-образного и словестно-логического мышления. Так же имеет место развития мелкой моторики руки.

На основе выше сказанного, можно обозначить цель психолого-педагогической диагностики развития мелкой моторики руки старших дошкольников, как определение соответствия возрастной норме уровня развития графомоторных способностей, а так же готов ли ребенок к школьной жизни.

Для определения развития мелкой моторики руки нами составлена программа психолого-педагогической диагностики, в которую вошли следующие методики:

1) графомоторная проба «Заборчик» (А. Р. Лурия);

2) пробы моторной одаренности (Н. И. Озерецкий);

3) диагностические задании для выявления уровня сформированности мелкой моторики пальцев (О. В. Бачина, Н. Ф. Коробова);

4) тест «Кулак - ребро - ладонь» (А. Р. Лурия).

Рассмотрим подробнее методики для определения уровня развития мелкой моторики руки.

1. Графомоторная проба «Заборчик» (А. Р. Лурия).

«Цель: определить уровень развития мелкой моторики руки.

Графомоторная проба представляет продолжение повторяющихся сменяющих друг друга элементов. Для проведения этой пробы необходимо использовать фломастер.

Инструкция:

Первое задание вы будете выполнять в этом поле (ведущий показывает поле выполнения задания на своем бланке).

Сверху посередине листа нарисован заборчик (ведущий показывает рисунок на своем бланке). Чуть ниже - точка (ведущий показывает на своем бланке точку) (ПРИЛОЖЕНИЯ).

От этой точки до конца строчки продолжите такой же забор, не отрывая фломастера от бумаги.

Покажите пальчиком, какой заборчик нужно нарисовать (ведущий дожидается, пока дети покажут на своих бланках «забор»). Откуда вы будете начинать рисовать? (ведущий дожидается, пока дети покажут точку).

Приступаем по моему сигналу.

Обработка результатов:

Высокий уровень - 4 балла - графические ошибки и нарушения при рисовании заборчика отсутствуют; темп деятельности высокий.

Средний уровень - 3 балла - наблюдаются некоторые графические ошибки и нарушения при рисовании; темп деятельности средний.

Низкий уровень - 2 балла - значительное количество ошибок и нарушений при рисовании; темп деятельности низкий.

Очень низкий уровень - 1 балла - значительное количество ошибок и нарушений при рисовании; темп деятельности очень низкий» [цит. по: 4, c. 35].

2. Пробы моторной одаренности (Н. И. Озерецкий).

«Цель: определение уровня развития зрительно-моторной регуляции действий, моторной координации и ловкости.

Проба 1. Простоять 10 секунд с открытыми глазами на носочках (на цыпочках), руки вдоль тела. Задание не засчитывается, если ребенок хоть раз коснулся пятками пола.

Проба 2. Скатать шарик из квадратного листа бумажной салфетки (5см х 5см) поочередно, сначала пальцами правой, а потом левой рук. Время выполнения для правой руки -- 15 секунд, а для левой -- 20. Задание не засчитывается, если 1) ребенок помогал себе другой рукой или 2) скатал недостаточно компактные шарики. За правильное выполнение задания лишь одной рукой выставляется 0,5 балла.

Проба З. Прыгая на одной ноге, преодолеть расстояние в 5 метров по прямой, сначала на правой, а потом, через промежуток в 30 секунд, на левой ноге. Задание не засчитывается, если 1) ребенок отклонился от прямой больше чем на полметра, 2) размахивал руками, 3) коснулся пола согнутой ногой.

Проба 4. Намотать нитку на катушку. Длина нитки 2 метра. Один конец нити закреплен на катушке. Сначала ребенок держит катушку в одной руке, а кончиками указательного и большого пальцев второй руки наматывает на катушку нить. Затем он меняет руки. Если ребенок крутит рукой, в которой держит катушку, то задание необходимо прервать, и оно не засчитывается.

Проба 5. Уложить спички в коробок. Перед ребенком кладут пустой спичечный коробок. По бокам от него помещают ровные, одинаковые по количеству спичек ряды (по 10 в каждом, левом и правом рядах). Необходимо, действуя одновременно двумя руками, брать спички за их концы большим и указательным пальцами из обоих рядов и класть в коробок. Время выполнения задания 20 секунд. Норматив: уложить в коробок не менее 5 спичек, взятых с каждой стороны. Задание не засчитывается, если 1) движения обеих рук разновременные, 2) уложено меньше чем 5 спичек.

Проба 6. Оскалить зубы. Задание не засчитывается, если ребенок делает лишние мимические движения (морщит лоб или нос, двигает бровями, надувает щеки или высовывает язык и т. д.).

Обработка результатов:

За каждую правильно выполненную пробу ставится 1 балл.

Высокий уровень - 6 баллов.

Средний уровень - 4-5 баллов (детей 5-6 лет), 5 баллов (детей 6-7 лет).

Низкий уровень - 1-3 балла (детей 5-6 лет), 1-4 балла (детей 6-7 лет)» [цит. по: 17, с. 24].

3. Диагностические задании для выявления уровня сформированности мелкой моторики пальцев (О. В. Бачина, Н. Ф. Коробова).

«В данной диагностической задании входят 3 теста, определяющие развития мелкой моторики руки.

1. Тест на определение полноты объема движений пальцев рук доминантной руки.

Ход тестирования:

Тестирующий дает установку ребенку положить на стол кисти обеих рук ладонями вверх.

Последовательность выполнения задания:

1) крепко сжать пальчики в кулачки, не поворачивая ладоней;

2) удерживать сжатые кулачки под счет от 1 до 5;

3) под счет раз, два сжимать и разжимать ладони (повторить 5-6 раз). Тестирующий фиксирует полноту амплитуды отведения пальцев.

Интерпретация результатов тестирования:

Недостаточная амплитуда движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы отведены не в полном объеме.

Достаточная амплитуда движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы отведены в полном объеме.

2. Тест на определение уровня сформированности умения удерживать заданную позу пальцев доминантной руки.

Ход тестирования:

Тестирующий предлагает ребенку сделать крючки большим, указательным и средним пальцами. Остальные пальцы нужно прижать к ладони и удержать их в этом положении, не меняя позы, под счет от 1 до 10.

Интерпретация результатов тестирования:

Ребенок владеет умением управлять мышцами-сгибателями, если он удерживает заданную позу, не разжимая пальцев.

Ребенок владеет умением управлять мышцами-сгибателями недостаточно (или не владеет совсем), если пальцы непроизвольно начинают разгибаться.

3. Тест на определение уровня точности выполнения движений пальцами доминантной руки.

Ход тестирования:

Тестирующий предлагает ребенку последовательно делать колечки двумя пальцами доминантной руки: большим и указательным; большим и средним; большим и безымянным; большим и мизинцем.

Тестирование рекомендуется повторить 3 раза, слегка убыстряя темп движений.

Интерпретация результатов тестирования:

Точность выполнения движений пальцами считается достаточной, если ребенок соединяет пальцу колечками ловко, не сбиваясь, не нарушая последовательности.

Точность выполнения движений пальцами считается недостаточной при нарушении точности, ловкости, последовательности соединения пальцев в колечки.

Диагностика уровня сформированности и школьно-значимых функций» [6, c. 38].

4. Тест «Кулак - ребро - ладонь» (А. Р. Лурия).

«Цель: выявить переключаемости движений пальцев рук доминантной руки

Ход тестирования:

Ребенку предлагается повторить по образцу, данному тестирующим, серию из девяти движений, которая состоит из трижды повторяющегося ряда движений «кулак - ребро - ладонь»

Могут быть нарушены:

1) переключение с одного вида движений на другое;

2) последовательность движений.

Интерпретация результатов тестирования:

Переключаемость оценивается как достаточная при безошибочном выполнении команд тестирующего.

Переключаемость считается недостаточно сформированной при нарушении переключаемости движений руки, когда характер действия тестируемого не соответствует командам тестирующего» [цит. по: 38].

Таким образом, изучив методы диагностики развития мелкой моторики руки, мы пришли к выводу, что своевременное диагностика способствует к дальнейшему развитию мелкой моторики руки детей и поступлению в школу. Психолог-педагог после выявления уровни развития мелкой моторики руки старших дошкольников будет работать для их развития, чтобы подготовить ребенка к школьной жизни.

Делись добром ;)