Развитие мелкой моторики руки старших дошкольников
2.2 Психолого-педагогическая работа по развитию мелкой моторики руки дошкольников
Изучив диагностические методики для выявления уровня развития мелкой моторики руки, нами была разработана психолого-педагогическая программа «Умелые ручки» для развития мелкой моторики руки старших дошкольников.
Разработанная нами программа адресована педагогам и психологам, работающим в дошкольных образовательных учреждениях, в учреждениях дополнительного образования и в центрах развития ребенка, а также может быть использована родителями.
Цель: развитие мелкой моторики руки, познавательных процессов (зрительного и слухового восприятия, внимания, мышления, памяти, воображения и речи) и творческих способностей дошкольников.
Задачи:
1) развивать мелкую моторику руки, согласованность движений рук, ловкость, умение управлять своими движениями;
2) способствовать развитию познавательных процессов(зрительного и слухового восприятия, внимания, мышления, памяти, воображения и речи) дошкольников;
3) стимулировать творческую активность детей, развивать художественные навыки и эстетический вкус;
4) формировать самостоятельность у детей.
5) формировать интерес к декоративно - прикладному искусству, воспитывать у детей желание заниматься.
Методы и приемы:
1) самомассаж;
2) пальчиковые тренинги;
3) игры со шнурками, бусиной и крупой;
4) лепка из пластилина и соленого теста;
5) оригами;
6) рисование.
При составлении программы мы опирались на принципы, выделенные Н. В. Филипповой:
1) системность - педагогическое воздействие выстроено в систему специальных игр, упражнений и заданий;
2) преемственности - каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формирует «зону ближайшего развития»;
3) возрастное соответствие - предлагаемые игры и упражнения учитывают возможности детей данного возраста;
4) наглядность;
5) деятельностный принцип - задачи развития психических функций достигаются через практическую деятельность;
6) здоровьесберегающий принцип - обеспечено сочетание статичного и динамичного положения детей, смена видов деятельности.
Ожидаемые результаты: в результате прохождения программного материала ребенок должен овладеть высоким развитием мелкой моторики руки, развиты познавательные процессы и творческие способности дошкольников. Уметь использовать карандаши, краски, кисти, бусиной, крупой, шнурками, пластилин, соленое тесто для лепки, ножницы, клей и цветную бумагу.
В основы программы расположены авторские разработки:
В. П. Бердникова «Портрет мамы», С. Г. Желонкина «Обучение детей старшего дошкольного возраста технике работы с манной крупой»,
Р. И. Моисеева «Пальчиковые игры упражнения», Г. П. Сергеева «Пластилиновая сказка», Т. Б. Сержантова «365 моделей оригами»,
Н. А. Сметанникова и Н. М. Николаева «Скучный лес», Т. В. Смирнова «Подарок к 23 февраля в технике пластилинография», Л. О. Стрелецкая «Бисероплетение», Н. Б. Холезова «Лепка в детском саду», Г. С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» и др.
Таблица
Психолого-педагогическая программа «Умелые ручки» для развития мелкой моторики руки старших дошкольников
Тема |
Цель |
Методика |
Час |
|
Занятие 1. «Собака разных пород» |
1) знакомство с группой детей; 2) формирование положительного настроя на совместную работу; 3) развитие творческих способностей; 4) знание разных пород собак. |
Самомассаж, пальчиковые тренинги, лепка из пластилина. |
30 мин. |
|
Занятие 2. «Осенняя березка» |
1) развитие мелкой моторики; 2) развитие творческих способностей; 3) учить передавать характерные особенности березки. |
Самомассаж, пальчиковые тренинги, рисование. |
30 мин. |
|
Занятие 3. «Летят перелетные птицы» |
1) развитие мелкой моторики; 2) формирование точность изгиба бумаг; 3) знание о перелетных птицах. |
Самомассаж, пальчиковые тренинги, оригами |
30 мин. |
|
Занятие 4. «Ночь за окном» |
1) развитие мелкой моторики; 2) развитие творческих способностей; 3) учить аккуратно наносить клей, не выходя за контур рисунка. |
Самомассаж, пальчиковые тренинги, игра с крупой. |
30 мин. |
|
Занятие 5. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» |
1) развитие мелкой моторики; 2) развитие творческих способностей; 3) учить передавать сказочные образы героев сказок, изображать их в национальных русских костюмах. |
Самомассаж, пальчиковые тренинги, рисование. |
30 мин. |
|
Занятие 6. «Подарок для нашей мамы» |
1) развитие мелкой моторики; 2) развитие творческих способностей; 3) научить элементарным навыкам работы с проволокой. |
Самомассаж, пальчиковые тренинги, игры с бусиной. |
30 мин. |
|
Занятие 7. «Пластилиновая сказка» |
1) развитие мелкой моторики; 2) развитие творческих способностей; 3) учить создавать на плоскости полуобъемный объект. |
Самомассаж, пальчиковые тренинги, лепка из пластилина. |
30 мин. |
|
Занятие 8. «Ветки рябины в вазе» |
1) развитие мелкой моторики; 2) развитие творческих способностей; 3) учить передавать характерные особенности рябины. |
Самомассаж, пальчиковые тренинги, рисование |
30 мин. |
|
Занятие 9. «Дикие животные» |
1) развитие мелкой моторики; 2) формирование точность изгиба бумаг; 3) знание о диких животных. |
Самомассаж, пальчиковые тренинги, оригами |
30 мин. |
|
Занятие 10. «Цепочка «Цветочек»» |
1) развитие мелкой моторики; 2) развитие творческих способностей; 3) закрепить умение работать с проволокой. |
Самомассаж, пальчиковые тренинги, игры с бусиной |
30 мин. |
|
Занятие 11. «Скоро, скоро новый год» |
1) развитие мелкой моторики; 2) развитие творческих способностей; 3) формирование точность изгиба бумаг. |
Самомассаж, пальчиковые тренинги, оригами. |
30 мин. |
|
Занятие 12. «Дед Мороз и Снегурочка» |
1) развитие мелкой моторики; 2) развитие творческих способностей. |
Самомассаж, пальчиковые тренинги, лепка из соленого теста, рисование. |
30 мин. |
|
Занятие 13. «Зимний лес» |
1) развитие мелкой моторики; 2) развитие творческих способностей; 3) закреплять приемы работы кистью и красками; 4) умение создавать коллективную композицию. |
Самомассаж, пальчиковые тренинги, игра с крупой, рисование. |
30 мин. |
|
Занятие 14. «Наши собачки» |
1) развитие мелкой моторики; 2) формирование точность изгиба бумаг. |
Самомассаж, пальчиковые тренинги, оригами. |
30 мин. |
|
Занятие 15. «Опушка зимнего леса» |
1) развитие мелкой моторики; 2) развитие творческих способностей; 3) самостоятельно придумать композицию рисунка. |
Самомассаж, пальчиковые тренинги, рисование. |
30 мин. |
|
Занятие 16. «Золотая рыбка» |
1) развитие мелкой моторики; 2) формирование точность изгиба бумаг. |
Самомассаж, пальчиковые тренинги, оригами, рисование. |
30 мин. |
|
Занятие 17. «С днем Святого Валентина» |
1) развитие мелкой моторики; 2) развитие творческих способностей. |
Самомассаж, пальчиковые тренинги, игры со шнурками. |
30 мин. |
|
Занятие 18. «День защитника отечества» |
1) развитие мелкой моторики; 2) развитие творческих способностей; 3) учить создавать на плоскости полуобъемный объект - «кораблик». |
Самомассаж, пальчиковые тренинги, лепка из пластилина, рисование. |
30 мин. |
|
Занятие 19. «Портрет мамы» |
1) развитие мелкой моторики; 2) развитие творческих способностей; 3) закреплять приемы рисования красками всей кистью и её кончиком. |
Самомассаж, пальчиковые тренинги, рисование. |
30 мин. |
|
Занятие 20. «Царевна-лебедь» |
1) развитие мелкой моторики; 2) развитие творческих способностей; 3) учить передавать сказочный образ лебедя. |
Самомассаж, пальчиковые тренинги, лепка из соленого теста, рисование. |
30 мин. |
|
Занятие 21. «Снежинки» |
1) развитие мелкой моторики; 2) развитие творческих способностей; 3) закрепляем умение считать. |
Самомассаж, пальчиковые тренинги, игры с бусиной. |
30 мин. |
|
Занятие 22. «Небо при закате солнца» |
1) развитие мелкой моторики; 2) развитие творческих способностей; 3) учить замечать цвет и оттенки красок вечернего неба. |
Самомассаж, пальчиковые тренинги, рисование |
30 мин. |
|
Занятие 23. «Скучный лес» |
1) развитие мелкой моторики; 2) развитие творческих способностей; 3) уметь передавать характерные признаки животных. |
Самомассаж, пальчиковые тренинги, лепка из пластилина. |
30 мин. |
|
Занятие 24. «Цветок» |
1) развитие мелкой моторики; 2) формирование точность изгиба бумаг. |
Самомассаж, пальчиковые тренинги, оригами, рисование. |
30 мин. |
|
Занятие 25. «Салют победы» |
1) развитие мелкой моторики; 2) развитие творческих способностей; 3) совершенствовать умения детей при работе с манкой, гуашью, клеем. 4) умение создавать коллективную композицию. |
Самомассаж, пальчиковые тренинги, игры с крупой, рисование. |
30 мин. |
мелкая моторика рука дошкольник
Перед каждым занятием используется массаж и пальчиковые тренинги, только потом приступаем к основе занятия. Рассмотрим краткое содержание каждого занятия.
На занятии 1. «Собака разных пород» знакомство с группой детей. Через пальчиковые тренинги формируем положительный настрой на совместную работу. Вспоминаем разные пород собак, и х различием и через лепки развиваем мелкую моторику руки.
На занятии 2. «Осенняя березка» через рисование развиваем мелкую моторику и творческих способностей. Но перед занятием рассматриваем иллюстрации с изображением березы, чтобы рассмотреть, как передавались характерные черты березки.
На занятии 3. «Летят перелетные птицы» пальчиковые тренинги помогут узнавать о разных перелетных птицах. Через оригами развиваем мелкую моторику и стараемся верно, сделать изгибы.
На занятии 4. «Ночь за окном» по своим фантазиям делают ночь, приклеиваем звезд и луну из манной крупы. Перед занятием делают самомассаж и пальчиковые тренинги для того, чтобы точно клеить звезд, не выходить за рамки окна.
На занятии 5. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» вспоминаем и рисуем всем знакомую сказку. На рисунке должны передавать сказочные образы героев сказок в национальных русских костюмах. Так развиваем мелкую моторику руки и творческих способностей детей.
На занятии 6. «Подарок для нашей мамы» с помощью бисероплетение делают широкий браслет для нашей любимой мамы. Дети сами выбирают размер и цвет бисера, так развивается творческие способности.