Развитие мелкой моторики руки старших дошкольников

курсовая работа

2.2 Психолого-педагогическая работа по развитию мелкой моторики руки дошкольников

Изучив диагностические методики для выявления уровня развития мелкой моторики руки, нами была разработана психолого-педагогическая программа «Умелые ручки» для развития мелкой моторики руки старших дошкольников.

Разработанная нами программа адресована педагогам и психологам, работающим в дошкольных образовательных учреждениях, в учреждениях дополнительного образования и в центрах развития ребенка, а также может быть использована родителями.

Цель: развитие мелкой моторики руки, познавательных процессов (зрительного и слухового восприятия, внимания, мышления, памяти, воображения и речи) и творческих способностей дошкольников.

Задачи:

1) развивать мелкую моторику руки, согласованность движений рук, ловкость, умение управлять своими движениями;

2) способствовать развитию познавательных процессов(зрительного и слухового восприятия, внимания, мышления, памяти, воображения и речи) дошкольников;

3) стимулировать творческую активность детей, развивать художественные навыки и эстетический вкус;

4) формировать самостоятельность у детей.

5) формировать интерес к декоративно - прикладному искусству, воспитывать у детей желание заниматься.

Методы и приемы:

1) самомассаж;

2) пальчиковые тренинги;

3) игры со шнурками, бусиной и крупой;

4) лепка из пластилина и соленого теста;

5) оригами;

6) рисование.

При составлении программы мы опирались на принципы, выделенные Н. В. Филипповой:

1) системность - педагогическое воздействие выстроено в систему специальных игр, упражнений и заданий;

2) преемственности - каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формирует «зону ближайшего развития»;

3) возрастное соответствие - предлагаемые игры и упражнения учитывают возможности детей данного возраста;

4) наглядность;

5) деятельностный принцип - задачи развития психических функций достигаются через практическую деятельность;

6) здоровьесберегающий принцип - обеспечено сочетание статичного и динамичного положения детей, смена видов деятельности.

Ожидаемые результаты: в результате прохождения программного материала ребенок должен овладеть высоким развитием мелкой моторики руки, развиты познавательные процессы и творческие способности дошкольников. Уметь использовать карандаши, краски, кисти, бусиной, крупой, шнурками, пластилин, соленое тесто для лепки, ножницы, клей и цветную бумагу.

В основы программы расположены авторские разработки:

В. П. Бердникова «Портрет мамы», С. Г. Желонкина «Обучение детей старшего дошкольного возраста технике работы с манной крупой»,

Р. И. Моисеева «Пальчиковые игры упражнения», Г. П. Сергеева «Пластилиновая сказка», Т. Б. Сержантова «365 моделей оригами»,

Н. А. Сметанникова и Н. М. Николаева «Скучный лес», Т. В. Смирнова «Подарок к 23 февраля в технике пластилинография», Л. О. Стрелецкая «Бисероплетение», Н. Б. Холезова «Лепка в детском саду», Г. С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» и др.

Таблица

Психолого-педагогическая программа «Умелые ручки» для развития мелкой моторики руки старших дошкольников

Тема

Цель

Методика

Час

Занятие 1. «Собака разных пород»

1) знакомство с группой детей;

2) формирование положительного настроя на совместную работу;

3) развитие творческих способностей;

4) знание разных пород собак.

Самомассаж, пальчиковые тренинги, лепка из пластилина.

30 мин.

Занятие 2. «Осенняя березка»

1) развитие мелкой моторики;

2) развитие творческих способностей;

3) учить передавать характерные особенности березки.

Самомассаж, пальчиковые тренинги, рисование.

30 мин.

Занятие 3. «Летят перелетные птицы»

1) развитие мелкой моторики;

2) формирование точность изгиба бумаг;

3) знание о перелетных птицах.

Самомассаж, пальчиковые тренинги, оригами

30 мин.

Занятие 4. «Ночь за окном»

1) развитие мелкой моторики;

2) развитие творческих способностей;

3) учить аккуратно наносить клей, не выходя за контур рисунка.

Самомассаж, пальчиковые тренинги, игра с крупой.

30 мин.

Занятие 5. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

1) развитие мелкой моторики;

2) развитие творческих способностей;

3) учить передавать сказочные образы героев сказок, изображать их в национальных русских костюмах.

Самомассаж, пальчиковые тренинги, рисование.

30 мин.

Занятие 6. «Подарок для нашей мамы»

1) развитие мелкой моторики;

2) развитие творческих способностей;

3) научить элементарным навыкам работы с проволокой.

Самомассаж, пальчиковые тренинги, игры с бусиной.

30 мин.

Занятие 7. «Пластилиновая сказка»

1) развитие мелкой моторики;

2) развитие творческих способностей;

3) учить создавать на плоскости полуобъемный объект.

Самомассаж, пальчиковые тренинги, лепка из пластилина.

30 мин.

Занятие 8. «Ветки рябины в вазе»

1) развитие мелкой моторики;

2) развитие творческих способностей;

3) учить передавать характерные особенности рябины.

Самомассаж, пальчиковые тренинги, рисование

30 мин.

Занятие 9. «Дикие животные»

1) развитие мелкой моторики;

2) формирование точность изгиба бумаг;

3) знание о диких животных.

Самомассаж, пальчиковые тренинги, оригами

30 мин.

Занятие 10. «Цепочка «Цветочек»»

1) развитие мелкой моторики;

2) развитие творческих способностей;

3) закрепить умение работать с проволокой.

Самомассаж, пальчиковые тренинги,

игры с бусиной

30 мин.

Занятие 11. «Скоро, скоро новый год»

1) развитие мелкой моторики;

2) развитие творческих способностей;

3) формирование точность изгиба бумаг.

Самомассаж, пальчиковые тренинги, оригами.

30 мин.

Занятие 12. «Дед Мороз и Снегурочка»

1) развитие мелкой моторики;

2) развитие творческих способностей.

Самомассаж, пальчиковые тренинги, лепка из соленого теста, рисование.

30 мин.

Занятие 13. «Зимний лес»

1) развитие мелкой моторики;

2) развитие творческих способностей;

3) закреплять приемы работы кистью и красками;

4) умение создавать коллективную композицию.

Самомассаж, пальчиковые тренинги, игра с крупой, рисование.

30 мин.

Занятие 14. «Наши собачки»

1) развитие мелкой моторики;

2) формирование точность изгиба бумаг.

Самомассаж, пальчиковые тренинги, оригами.

30 мин.

Занятие 15. «Опушка зимнего леса»

1) развитие мелкой моторики;

2) развитие творческих способностей;

3) самостоятельно придумать композицию рисунка.

Самомассаж, пальчиковые тренинги, рисование.

30 мин.

Занятие 16. «Золотая рыбка»

1) развитие мелкой моторики;

2) формирование точность изгиба бумаг.

Самомассаж, пальчиковые тренинги, оригами, рисование.

30 мин.

Занятие 17. «С днем Святого Валентина»

1) развитие мелкой моторики;

2) развитие творческих способностей.

Самомассаж, пальчиковые тренинги, игры со шнурками.

30 мин.

Занятие 18. «День защитника отечества»

1) развитие мелкой моторики;

2) развитие творческих способностей;

3) учить создавать на плоскости полуобъемный объект - «кораблик».

Самомассаж, пальчиковые тренинги, лепка из пластилина, рисование.

30 мин.

Занятие 19. «Портрет мамы»

1) развитие мелкой моторики;

2) развитие творческих способностей;

3) закреплять приемы рисования красками всей кистью и её кончиком.

Самомассаж, пальчиковые тренинги, рисование.

30 мин.

Занятие 20. «Царевна-лебедь»

1) развитие мелкой моторики;

2) развитие творческих способностей;

3) учить передавать сказочный образ лебедя.

Самомассаж, пальчиковые тренинги, лепка из соленого теста, рисование.

30 мин.

Занятие 21. «Снежинки»

1) развитие мелкой моторики;

2) развитие творческих способностей;

3) закрепляем умение считать.

Самомассаж, пальчиковые тренинги, игры с бусиной.

30 мин.

Занятие 22. «Небо при закате солнца»

1) развитие мелкой моторики;

2) развитие творческих способностей;

3) учить замечать цвет и оттенки красок вечернего неба.

Самомассаж, пальчиковые тренинги, рисование

30 мин.

Занятие 23. «Скучный лес»

1) развитие мелкой моторики;

2) развитие творческих способностей;

3) уметь передавать характерные признаки животных.

Самомассаж, пальчиковые тренинги, лепка из пластилина.

30 мин.

Занятие 24. «Цветок»

1) развитие мелкой моторики;

2) формирование точность изгиба бумаг.

Самомассаж, пальчиковые тренинги, оригами, рисование.

30 мин.

Занятие 25. «Салют победы»

1) развитие мелкой моторики;

2) развитие творческих способностей;

3) совершенствовать умения детей при работе с манкой, гуашью, клеем.

4) умение создавать коллективную композицию.

Самомассаж, пальчиковые тренинги, игры с крупой, рисование.

30 мин.

мелкая моторика рука дошкольник

Перед каждым занятием используется массаж и пальчиковые тренинги, только потом приступаем к основе занятия. Рассмотрим краткое содержание каждого занятия.

На занятии 1. «Собака разных пород» знакомство с группой детей. Через пальчиковые тренинги формируем положительный настрой на совместную работу. Вспоминаем разные пород собак, и х различием и через лепки развиваем мелкую моторику руки.

На занятии 2. «Осенняя березка» через рисование развиваем мелкую моторику и творческих способностей. Но перед занятием рассматриваем иллюстрации с изображением березы, чтобы рассмотреть, как передавались характерные черты березки.

На занятии 3. «Летят перелетные птицы» пальчиковые тренинги помогут узнавать о разных перелетных птицах. Через оригами развиваем мелкую моторику и стараемся верно, сделать изгибы.

На занятии 4. «Ночь за окном» по своим фантазиям делают ночь, приклеиваем звезд и луну из манной крупы. Перед занятием делают самомассаж и пальчиковые тренинги для того, чтобы точно клеить звезд, не выходить за рамки окна.

На занятии 5. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» вспоминаем и рисуем всем знакомую сказку. На рисунке должны передавать сказочные образы героев сказок в национальных русских костюмах. Так развиваем мелкую моторику руки и творческих способностей детей.

На занятии 6. «Подарок для нашей мамы» с помощью бисероплетение делают широкий браслет для нашей любимой мамы. Дети сами выбирают размер и цвет бисера, так развивается творческие способности.

Делись добром ;)