4.2. Обучение запоминанию в дошкольном детстве
При обучении запоминанию надо постепенно приучать детей переходить от непосредственного повторения к отсроченному повторению, от повторения вслух к повторению про себя. Переход от внешнего к мысленному повторению делает запоминание более продуктивным. Начиная с четырёхлетнего возраста детей можно учить запоминать одни вещи при помощи других, например предмет или слово с помощью обозначающей его картинки. Вначале готовые средства для запоминания ребёнку предлагает взрослый. Когда дети научаются запоминать и припоминать предметы с помощью предлагаемых им средств, можно переходить к постановке перед ребенком самостоятельного выбора средств, используемых для запоминания. Немов Р.С., Кн. 2, с. 334
Следует иметь в виду один важный момент, отличающий обучаемость детей от обучаемости взрослых. Ребёнок сравнительно легко усваивает материал лишь тогда, когда у него к этому материалу имеется явно выраженный непосредственный или потребительский интерес. Данное замечание касается и памяти. Её развитие у детей дошкольного возраста от непроизвольной к произвольной и от непосредственной к опосредственной будет проходить активно лишь тогда, когда сам ребёнок заинтересован в применении соответствующих средств запоминания, в сохранении и воспроизведении запоминаемого материала. Дошкольник осознаёт и выделяет мнемические цели только в том случае, если он сталкивается с интересной для него задачей, которая требует активного запоминания и припоминания. Это происходит тогда, когда ребёнок участвует в игре, а цель что-то запомнить приобретает для него реальный, конкретный и актуальный смысл, отвечающий игровым интересам
Совершенствование произвольной памяти у детей связано с применением в процессах запоминания и воспроизведения материала мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления смысловых связей. Развитие памяти происходит с обучением ребенка основам наук одновременно с совершенствованием его умственной деятельности. Блонский П.П.
- Анализ проблемы развития произвольной памяти
- 1. Память и её определения
- 1.1. Основные характеристики памяти
- 1.2. Классификация памяти
- 1.3. Основные процессы памяти
- 2. Развитие памяти дошкольника
- 1. Концепции развития памяти
- 2.1. Концепции развития памяти
- 2.2. Доминирование непроизвольной памяти в детском возрасте
- 2.3. Развитие непроизвольной памяти
- 3. Этапы овладение произвольными формами памяти
- 3. Этапы овладение произвольными формами памяти
- 3.1. Соотношение непроизвольного и произвольного запоминания
- 3.2. Формирование произвольной памяти
- 4. Становление произвольной памяти
- 4.1. Развитие опосредованного и произвольного запоминания
- 4.2. Обучение запоминанию в дошкольном детстве
- 4.3. Обучение запоминанию с использованием мнемических средств
- 5. Краткие выводы по теоретической части
- Исследование развития памяти дошкольников
- Постановка проблемы и гипотеза исследования
- Цели и задачи исследования
- Методика проведения исследования развития памяти
- Описание методического материала
- 22. Развитие памяти дошкольника
- 1.2. Особенности развития памяти старших дошкольников
- Развитие познавательных процессов Восприятие, внимание и память дошкольника
- Глава II. Развитие образной памяти у дошкольников
- Лекция № 9. Развитие памяти у детей-дошкольников
- 1.4. Средства развития произвольной памяти у дошкольников.