Влияние игры на эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста

курсовая работа

2.1 Обоснование диагностического инструментария исследования

За основу проведения эксперимента была взята программа:

Лаврентьевой Марины Валентиновны (психолог детского приюта г. Печоры)« Экспериментальное исследование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста» (см. приложение А).

Изучение эмоций ребенка играет большую роль в выявлении причин поведения ребенка, позволяет определить его отношение к миру. Особенности эмоционально-волевой регуляции у дошкольников хорошо проявляется в игре, поэтому для проведения эксперимента были выбраны следующие методы: наблюдение, эксперимент, беседа с ребенком, беседа с детским психологом.

Методика 1. Изучение эмоционального отношения к моральным нормам.

Диагностический материал: Картинки с изображением ситуаций, подлежащих моральной оценке.

Проведение исследования: исследование проводится индивидуально с детьми 5-7 лет. Экспериментатор показывает ребенку картинку и просит рассказать об этой картинке. Можно облегчить ответ, задав вопрос: «Скажи, кто поступил хорошо, а кто поступил плохо».

Обработка данных: в протоколе фиксируют ответы ребенка, его объяснения, эмоциональные реакции. Качественный анализ состоит в оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы.

Результаты диагностики отражены в таблице 1 и на рисунке 1.

Таблица 1 - Результаты исследования эмоционального отношения дошкольников к моральным нормам по методике №1 (в баллах)

Ф.И.О

№ картинки

Баллы

Уровень

Психотип

1

2

3

4

1

Никит

2

1

2

3

8

средний

Веселый

Обидчивый

2

Рита

3

2

2

1

8

средний

Веселая

3

Вова

3

2

3

2

10

высокий

Возбудимый

4

Вика

1

0

0

2

3

низкий

Сверхчувствительная

Капризность

5

Даня

2

2

2

1

7

средний

Веселый

6

Вова

2

3

1

1

7

средний

Веселый

7

Вероника

1

3

2

1

7

средний

Сверхчувствительная

8

Макс

3

2

2

1

8

средний

Веселый

9

Майя

1

3

2

2

8

средний

Упрямая

10

Сереж

2

2

2

1

7

средний

Агрессивный

11

Арсен

3

2

3

2

10

высокий

Сверхчувствительный

Плаксивный

12

Альвир

2

3

2

3

10

высокий

Возбудимый

13

Федя

3

3

2

3

11

высокий

Веселый

Примечание : Из 13 детей у одной девочки низкий уровень сформированности эмоционального отношения к моральным нормам, у большинства ребят уровень развития средний, а у остальных - уровень развития высокий. Ребята быстро отвечали на вопросы и рассуждения их были адекватные стереотипам моральных норм.

В процентном соотношении получились следующие результаты:

Рисунок 1 - Диаграмма результатов констатирующего эксперимента по обследованию эмоционального отношения дошкольников к моральным нормам по методике №1

Методика 2. Изучение эмоционально-обусловленного поведения дошкольников.

Диагностический материал: вопросы и жизненные ситуации.

Проведение исследования: сначала за детьми 5-7 лет наблюдают в разных видах деятельности.

Затем проводят индивидуально 2 серии (см. приложение А).

Цель исследования:

выявить особенности восприятия и понимания детьми 5-7 лет эмоционально:

- обусловленного поведения:

- отношение ребенка к сверстникам;

- оказание помощи другому ребенку;

- проявление чувства долга;

- проявление заботы о другом;

- отношение ребенка на успех/неудачи своих сверстников.

Результаты диагностики отражены в таблице 2 и на рисунке 2.

Таблица 2 - Результаты исследования социальных эмоций дошкольников по методике №2 (1 серия изучения социальных эмоций детей дошкольного возраста)

Ф.И.О.

№ вопроса

Баллы

Уровень

1

2

3

4

5

6

1

Никита

4

4

1

1

4

3

17

средний

2

Рита

4

4

3

2

4

4

21

высокий

3

Вова

4

4

3

2

4

3

20

высокий

4

Вика

3

2

2

2

3

3

15

низкий

5

Даня

4

3

1

2

3

4

17

средний

6

Вова

3

4

2

1

3

4

17

средний

7

Вероника

1

4

1

1

3

4

14

низкий

8

Максим

4

4

3

1

1

1

14

низкий

9

Майя

1

4

4

1

3

3

16

средний

10

Сережа

1

4

4

1

3

1

14

низкий

11

Арсений

4

3

3

1

4

1

16

средний

12

Альвир

1

3

2

3

1

3

13

низкий

13

Федя

4

4

3

3

3

2

19

высокий

Примечание :

4 балла - высокий уровень развития социальных эмоций;
3 балла - средний уровень развития социальных эмоций;
2 балла - ниже среднего уровня развития социальных эмоций;
1 балл - низкий уровень развития социальных эмоций.

Анализ первой серии показал: трудности с ответами возникли при ответах на 4-ый. Дети отвечали не сразу и в группах не сразу признаются в плохих поступках. На 5-ый вопрос дети отвечали правильно, но в тех ситуациях, когда надо проявить заботу, они ее не проявляют.

На 2-ой вопрос ребята аргументировали свой ответ правильно с пониманием.

Таблица 3 Результаты исследования социальных эмоций дошкольников по методике №2. (2 серия изучения социальных эмоций детей дошкольного возраста)

Ф.И.О.

№ вопроса

Баллы

Уровень

1

2

3

4

5

6

1

Никита

1

1

3

4

3

1

3

16

2

Рита

1

4

4

2

4

3

4

22

3

Вова

4

4

3

2

4

3

3

23

4

Вика

1

1

3

1

4

3

2

15

5

Даня

2

3

1

2

3

4

4

19

6

Вова

3

4

2

1

3

4

3

20

7

Вероника

2

3

3

1

1

1

3

14

8

Максим

3

4

3

1

1

1

3

16

9

Майя

3

3

4

1

4

3

1

18

10

Сережа

1

4

3

1

4

3

3

19

11

Арсений

3

1

3

3

4

4

4

22

12

Альвир

1

3

1

1

1

4

3

14

13

Федя

1

3

3

1

3

4

4

19

Примечание:

4 балла - высокий уровень развития социальных эмоций;
3 балла - средний уровень развития социальных эмоций;
2 балла - ниже среднего развития социальных эмоций;
1 балл - низкий уровень развития социальных эмоций.

Анализ второй серии показал, что дети затруднялись ответить на 1-ый и 4-ый вопросы. Они считают, что девочка Света ленивая и ей помогать не стоит, а маленький мальчик не умеет играть и все сломает.

В процентном соотношении получились такие результаты:

Рисунок 2 - Результат констатирующего эксперимента по изучению социальных эмоций дошкольников по методике №2 (первая серия)

Рисунок 3 - Результат констатирующего эксперимента по изучению социальных эмоций дошкольников по методике №2 (вторая серия)

Методика 3. «Изучение эмоционально-личностной сферы ребенка дошкольного возраста».

Данная методика предназначена для изучения эмоционально-личностной сферы ребенка путем беседы с детским психологом для выявлений чувственных проявлений.

Цель исследования: эмоционально-личностная сфера ребенка.

Тест позволяет выявить количество страхов у детей и определить их характер и психотип ребенка (см. в приложении А ).

Результаты диагностики отражены на рисунке 4

Рисунок - 4 Результаты исследования эмоционально - личностной сферы ребенка, путем беседы с детским психологом для выявления чувственных проявлений дошкольников по методике №3 (в графиках)

Таким образом, констатирующий эксперимент показал, что 5 детей нуждаются в развитии социальных эмоции.

Делись добром ;)