Влияние игры на эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста
2.1 Обоснование диагностического инструментария исследования
За основу проведения эксперимента была взята программа:
Лаврентьевой Марины Валентиновны (психолог детского приюта г. Печоры)« Экспериментальное исследование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста» (см. приложение А).
Изучение эмоций ребенка играет большую роль в выявлении причин поведения ребенка, позволяет определить его отношение к миру. Особенности эмоционально-волевой регуляции у дошкольников хорошо проявляется в игре, поэтому для проведения эксперимента были выбраны следующие методы: наблюдение, эксперимент, беседа с ребенком, беседа с детским психологом.
Методика 1. Изучение эмоционального отношения к моральным нормам.
Диагностический материал: Картинки с изображением ситуаций, подлежащих моральной оценке.
Проведение исследования: исследование проводится индивидуально с детьми 5-7 лет. Экспериментатор показывает ребенку картинку и просит рассказать об этой картинке. Можно облегчить ответ, задав вопрос: «Скажи, кто поступил хорошо, а кто поступил плохо».
Обработка данных: в протоколе фиксируют ответы ребенка, его объяснения, эмоциональные реакции. Качественный анализ состоит в оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы.
Результаты диагностики отражены в таблице 1 и на рисунке 1.
Таблица 1 - Результаты исследования эмоционального отношения дошкольников к моральным нормам по методике №1 (в баллах)
№ |
Ф.И.О |
№ картинки |
Баллы |
Уровень |
Психотип |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
||||||
1 |
Никит |
2 |
1 |
2 |
3 |
8 |
средний |
Веселый Обидчивый |
|
2 |
Рита |
3 |
2 |
2 |
1 |
8 |
средний |
Веселая |
|
3 |
Вова |
3 |
2 |
3 |
2 |
10 |
высокий |
Возбудимый |
|
4 |
Вика |
1 |
0 |
0 |
2 |
3 |
низкий |
Сверхчувствительная Капризность |
|
5 |
Даня |
2 |
2 |
2 |
1 |
7 |
средний |
Веселый |
|
6 |
Вова |
2 |
3 |
1 |
1 |
7 |
средний |
Веселый |
|
7 |
Вероника |
1 |
3 |
2 |
1 |
7 |
средний |
Сверхчувствительная |
|
8 |
Макс |
3 |
2 |
2 |
1 |
8 |
средний |
Веселый |
|
9 |
Майя |
1 |
3 |
2 |
2 |
8 |
средний |
Упрямая |
|
10 |
Сереж |
2 |
2 |
2 |
1 |
7 |
средний |
Агрессивный |
|
11 |
Арсен |
3 |
2 |
3 |
2 |
10 |
высокий |
Сверхчувствительный Плаксивный |
|
12 |
Альвир |
2 |
3 |
2 |
3 |
10 |
высокий |
Возбудимый |
|
13 |
Федя |
3 |
3 |
2 |
3 |
11 |
высокий |
Веселый |
|
Примечание : Из 13 детей у одной девочки низкий уровень сформированности эмоционального отношения к моральным нормам, у большинства ребят уровень развития средний, а у остальных - уровень развития высокий. Ребята быстро отвечали на вопросы и рассуждения их были адекватные стереотипам моральных норм. |
В процентном соотношении получились следующие результаты:
Рисунок 1 - Диаграмма результатов констатирующего эксперимента по обследованию эмоционального отношения дошкольников к моральным нормам по методике №1
Методика 2. Изучение эмоционально-обусловленного поведения дошкольников.
Диагностический материал: вопросы и жизненные ситуации.
Проведение исследования: сначала за детьми 5-7 лет наблюдают в разных видах деятельности.
Затем проводят индивидуально 2 серии (см. приложение А).
Цель исследования:
выявить особенности восприятия и понимания детьми 5-7 лет эмоционально:
- обусловленного поведения:
- отношение ребенка к сверстникам;
- оказание помощи другому ребенку;
- проявление чувства долга;
- проявление заботы о другом;
- отношение ребенка на успех/неудачи своих сверстников.
Результаты диагностики отражены в таблице 2 и на рисунке 2.
Таблица 2 - Результаты исследования социальных эмоций дошкольников по методике №2 (1 серия изучения социальных эмоций детей дошкольного возраста)
№ |
Ф.И.О. |
№ вопроса |
Баллы |
Уровень |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|||||
1 |
Никита |
4 |
4 |
1 |
1 |
4 |
3 |
17 |
средний |
|
2 |
Рита |
4 |
4 |
3 |
2 |
4 |
4 |
21 |
высокий |
|
3 |
Вова |
4 |
4 |
3 |
2 |
4 |
3 |
20 |
высокий |
|
4 |
Вика |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
15 |
низкий |
|
5 |
Даня |
4 |
3 |
1 |
2 |
3 |
4 |
17 |
средний |
|
6 |
Вова |
3 |
4 |
2 |
1 |
3 |
4 |
17 |
средний |
|
7 |
Вероника |
1 |
4 |
1 |
1 |
3 |
4 |
14 |
низкий |
|
8 |
Максим |
4 |
4 |
3 |
1 |
1 |
1 |
14 |
низкий |
|
9 |
Майя |
1 |
4 |
4 |
1 |
3 |
3 |
16 |
средний |
|
10 |
Сережа |
1 |
4 |
4 |
1 |
3 |
1 |
14 |
низкий |
|
11 |
Арсений |
4 |
3 |
3 |
1 |
4 |
1 |
16 |
средний |
|
12 |
Альвир |
1 |
3 |
2 |
3 |
1 |
3 |
13 |
низкий |
|
13 |
Федя |
4 |
4 |
3 |
3 |
3 |
2 |
19 |
высокий |
|
Примечание : 4 балла - высокий уровень развития социальных эмоций; |
Анализ первой серии показал: трудности с ответами возникли при ответах на 4-ый. Дети отвечали не сразу и в группах не сразу признаются в плохих поступках. На 5-ый вопрос дети отвечали правильно, но в тех ситуациях, когда надо проявить заботу, они ее не проявляют.
На 2-ой вопрос ребята аргументировали свой ответ правильно с пониманием.
Таблица 3 Результаты исследования социальных эмоций дошкольников по методике №2. (2 серия изучения социальных эмоций детей дошкольного возраста)
№ |
Ф.И.О. |
№ вопроса |
Баллы |
Уровень |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|||||
1 |
Никита |
1 |
1 |
3 |
4 |
3 |
1 |
3 |
16 |
|
2 |
Рита |
1 |
4 |
4 |
2 |
4 |
3 |
4 |
22 |
|
3 |
Вова |
4 |
4 |
3 |
2 |
4 |
3 |
3 |
23 |
|
4 |
Вика |
1 |
1 |
3 |
1 |
4 |
3 |
2 |
15 |
|
5 |
Даня |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
4 |
4 |
19 |
|
6 |
Вова |
3 |
4 |
2 |
1 |
3 |
4 |
3 |
20 |
|
7 |
Вероника |
2 |
3 |
3 |
1 |
1 |
1 |
3 |
14 |
|
8 |
Максим |
3 |
4 |
3 |
1 |
1 |
1 |
3 |
16 |
|
9 |
Майя |
3 |
3 |
4 |
1 |
4 |
3 |
1 |
18 |
|
10 |
Сережа |
1 |
4 |
3 |
1 |
4 |
3 |
3 |
19 |
|
11 |
Арсений |
3 |
1 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
22 |
|
12 |
Альвир |
1 |
3 |
1 |
1 |
1 |
4 |
3 |
14 |
|
13 |
Федя |
1 |
3 |
3 |
1 |
3 |
4 |
4 |
19 |
|
Примечание: 4 балла - высокий уровень развития социальных эмоций; |
Анализ второй серии показал, что дети затруднялись ответить на 1-ый и 4-ый вопросы. Они считают, что девочка Света ленивая и ей помогать не стоит, а маленький мальчик не умеет играть и все сломает.
В процентном соотношении получились такие результаты:
Рисунок 2 - Результат констатирующего эксперимента по изучению социальных эмоций дошкольников по методике №2 (первая серия)
Рисунок 3 - Результат констатирующего эксперимента по изучению социальных эмоций дошкольников по методике №2 (вторая серия)
Методика 3. «Изучение эмоционально-личностной сферы ребенка дошкольного возраста».
Данная методика предназначена для изучения эмоционально-личностной сферы ребенка путем беседы с детским психологом для выявлений чувственных проявлений.
Цель исследования: эмоционально-личностная сфера ребенка.
Тест позволяет выявить количество страхов у детей и определить их характер и психотип ребенка (см. в приложении А ).
Результаты диагностики отражены на рисунке 4
Рисунок - 4 Результаты исследования эмоционально - личностной сферы ребенка, путем беседы с детским психологом для выявления чувственных проявлений дошкольников по методике №3 (в графиках)
Таким образом, констатирующий эксперимент показал, что 5 детей нуждаются в развитии социальных эмоции.