Развитие памяти у детей в младшем дошкольном возрасте

дипломная работа

1.3. Особенности младшего дошкольного возраста

Дошкольное детство - особый период в развитии личности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. Дошкольное детство - небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. "Программа" дошкольного детства поистине огромна: овладение речью, мышлением, воображением, восприятием и т. п.

Исследования, проведенные современными российскими психологами Л. Венгером, В. Давыдовым, В. Мухиной и др., свидетельствуют о том, что возможности маленького человека велики и путем специально организованного обучения можно сформировать у дошкольников такие знания и умения, которые ранее считались доступными лишь детям значительно более старших возрастов.

Ранний возраст -- это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Свое-временно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития [3; 13 - 15].

Для физического и нервно-психического развития детей пер-вых двух лет жизни характерен быстрый темп. В этот период интенсивно увеличивается рост и вес ребенка (особенно на пер-вом году), усиленно развиваются все функции организма. К году ребенок овладевает самостоятельной ходьбой. На втором и третьем году жизни его основные движения совершенствуют-ся, он начинает координировать свою двигательную активность с окружающими. Большие успехи делает ребенок в овладении родным языком.

Если в активном словаре годовалого ребенка, как правило, насчитывается 10--12 слов, то к двум годам число их увеличива-ется до 200--300, а к трем -- до 1500 слов [4; 121].

Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблаго-приятном фоне, как повышенная ранимость организма -- низкая его сопротивляемость заболеваниям. Каждое перенесенное забо-левание отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому забота об охране и укреплении здоровья маленького ребенка составляет одну из важнейших задач воспитания в ран-нем детстве.

В первые годы жизни особенно велика взаимосвязь физи-ческого и психического развития. Крепкий, физически полноцен-ный ребенок не только меньше подвержен заболеваниям, но и лучше развивается психически. Вместе с тем веселые, подвиж-ные, активные дети физически более выносливы. Незначительные нарушения в состоянии здоровья вызывают изменения в их об-щем самочувствии -- они становятся раздражительными и вялы-ми, плохо играют, быстро утомляются.

В раннем возрасте дети отличаются большей неустойчиво-стью эмоционального состояния. Обеспечение положительного эмоционального состояния детей, их уравновешенного поведе-ния, охрана нервной системы, предупреждение утомления -- важные задачи педагогики раннего детства.

При воспитании маленьких детей следует учитывать преобла-дание у них возбуждения над тормозными процессами: малень-кий ребенок с трудом переносит ожидание пищи, ограничение в движениях и т. п. С учетом этой особенности в яслях и группах раннего возраста яслей-садов введен принцип последовательного, постепенного проведения всех режимных процессов, позволяю-щий обслуживать каждого ребенка индивидуально.

Условные, т. е. приобретаемые в процессе жизни, рефлексы, лежащие в основе поведения ребенка, начинают образовывать-ся с первых дней. Так, характерный условный рефлекс, который можно наблюдать у ребенка второй недели жизни,-- сосатель-ный -- на положение для кормления. Раннее образование услов-ных рефлексов является убедительным, физиологически обосно-ванным доказательством необходимости правильного воспитания детей с первых дней жизни.

Быстро формирующиеся у малыша и проявляющиеся в при-вычках условные рефлексы могут быть как целесообразными для здоровья и развития (засыпать и просыпаться в определенное время, активно бодрствовать), так и нецелесообразными (засы-пать при покачивании, сосать пустышки, бодрствовать на руках взрослого и т. п.). Сравнительно легко закрепляясь, привычки с трудом поддаются изменению. Перевоспитание -- дело крайне сложное и вредное для деятельности нервной системы. Поэтому необходимо буквально с момента рождения ребенка обеспечить его правильное воспитание [4].

Результаты целенаправленного воспитания проявляются уже в два месяца: малыш засыпает, пробуждается, испытывает по-требность в еде в строго определенное время; выспавшийся и сытый, он спокоен, при общении со взрослыми проявляет радость.

Обладая высокой пластичностью функций мозга и психики, ребенок имеет большие потенциальные возможности развития, реализация которых зависит от непосредственного влияния ок-ружающих взрослых, от воспитания и обучения.

Делись добром ;)